Алина Пекова — альпинистка, которая взошла на 14 высочайших вершин мира. Девушка начала свое восхождение в апреле 2023 года и всего за 18 месяцев покорила самые опасные горы, преодолев огромные расстояния и выдержав по-настоящему смертельные испытания. До этого ни одному представителю России не удавалось совершить такую экспедицию.
MSK1.RU поговорил с Алиной Пековой о том, с какими опасностями ей пришлось столкнуться во время восхождения, как современные скалолазы облегчают себе путь и почему в альпинистском сообществе сомневаются в ее достижениях.
Решение отправиться в экспедицию по 14 самым высоким вершинам не было для Алины спонтанным. Это произошло, когда девушка приехала в Непал и взошла на свой первый восьмитысячник — гору Манаслу.
— Я попыталась подняться на вершину и там встретила очень много людей. Некоторые из них выполняли программу по 14 восьмитысячникам. И тогда у меня тоже родилась такая идея, мысль попробовать. Я решила для себя: почему бы нет? Начала готовиться, узнавать, что к чему, поговорила с организатором и начала готовиться, — рассказала Алина.
Пекова занимается альпинизмом с 2017 года, поэтому подготовка к покорению 14 вершин заняла у нее всего 6 месяцев активной физической работы:
— Я делала упор на кардиотренировки, так как в основном это и нужно для подъема в горы. Я много бегала, ходила, много поднималась по ступенькам. Хотя всё это индивидуально для каждого человека. Но сама я готовилась так.
Но готовиться к экспедиции нужно было не только физически, но и морально. По словам Алины, несчастные случаи происходили почти на каждом подъеме. Девушке не раз приходилось видеть, как погибают участники экспедиции.
— Это самое тяжелое. От таких событий еще долго нужно отходить. Реально начинаешь задумываться, стоит ли вообще продолжать, жертвовать собой, своей жизнью, чтобы просто подняться на гору. Вот такие вопросы приходят в голову. Начинается внутренняя борьба: стоит или не стоит идти. Это самое сложное — принять, что твоих знакомых, друзей уже нет, — рассказала Алина.
На горе альпинисты постоянно находятся в режиме выживания. Поэтому спасти человека, попавшего в беду, возможно далеко не всегда:
— Стараются спасти, но на такой высоте иногда это становится невозможной или очень опасной задачей. В основном мы, люди, стараемся помочь друг другу, Но есть моменты и ситуации, когда это сделать невозможно или же очень опасно. В основном в зоне риска находятся те люди, которые ходят без кислорода. Был случай, когда на горе К2 парню стало плохо. Он сорвался, ушибся и не мог продолжить движение ни наверх, ни вниз. Мы не смогли ничем помочь, потому что он, к сожалению, ушибся в очень неблагоприятном месте. Я думаю, если бы ему стали помогать, то еще больше людей могло бы пострадать.
По словам Алины, необходим месяц, чтобы взойти на восьмитысячник. Основное время занимает акклиматизация — в противном случае можно заработать горную болезнь. Это болезненное состояние, вызванное кислородным голоданием. «Горняшка», как ее называют альпинисты, очень опасна: она может привести к отеку легких и головного мозга.
Алине Пековой удалось покорить 11 восьмитысячников всего за полгода. Несмотря на необходимость акклиматизации, девушка рисковала своей жизнью, чтобы как можно быстрее совершать восхождения:
— Когда ты уже акклиматизированный, то уже не нужен месяц для подъема на следующую гору, — считает Пекова. — В этом и заключается вся фишка — завершить проект как можно быстрее. Я вообще хотела уложиться в один год, но так сложились обстоятельства, что восхождение на гору Шиша Пангма отменили. Там случилась трагедия, погибли люди. Так как даты уже сдвинулись, получилось полтора года вместо одного. Бывает и такое. Это горы. Я не гналась за рекордами, но мне было важно сделать это быстро.
В альпинистском сообществе не все по достоинству оценили достижение Алины Пековой. Некоторые посчитали, что восхождение далось девушке слишком легко. Альпинистку начали обвинять в дилетантстве и использовании современных технологий и оборудования, которые максимально упростили ее путь.
Одно из самых популярных обвинений заключается в том, что на вершины Пековой помогали подниматься шерпы — народ, который живет у южного подножия Эвереста. Шерпы давно привыкли к горному воздуху. Они зарабатывают на жизнь тем, что помогают альпинистам покорять вершины: тащат на себе кислородные баллоны, прокладывают путь. Некоторые альпинисты утверждают, что шерпы могут даже втащить своего клиента на вершину, если у него закончились силы.
— Шерпы действительно очень сильно облегчают путь. У меня есть мой шерпа. Я всегда хожу с ним. Он мне помогает. Мой шерпа — мой друг. Мы с ним уже как команда. Но услуги шерпов не считаются премиальными. Это нормальные услуги, и ими почти все пользуются, за редким исключением. Редко бывает, когда человек ходит без помощи шерпы. Есть такие персонажи, это очень похвально, очень круто, но в основном все мои знакомые используют услуги шерпов — так безопаснее просто, — считает Пекова.
Также, по мнению альпинистки, шерпы обычно не затаскивают своих клиентов на горы. Такое может произойти, но только в самом крайнем случае:
— Шерпы могут донести человека на себе, только если у альпиниста их несколько — 4 или 5. Я слышала, бывали случаи, когда шерпы брали клиентов и как бы помогали дойти. Но я очень далека от этого. У меня бывает наоборот: моему шерпе плохо, и я его там поддерживаю, поднимаю дух, и мы вместе идем на вершину. У меня не было таких случаев, чтобы меня несли на руках до вершины.
Чтобы ускорить восхождение, многие альпинисты пользуются ратраками и снегоходами. Некоторые даже перелетают с одной вершины на другую с помощью вертолета. Но, по словам Алины, ей чужды такие упрощенные способы:
— Я считаю, что это уже не восхождение. На восьмитысячниках нет ни ратраков, ни снегоходов, ни канатов. Я думаю, на Эвересте может кто-то и пользовался вертолетами до второго лагеря. Но я противник этого всего. Кроме того, в соцсетях любят писать, что у меня было «большое количество кислорода». Это абсолютно не так. У меня было стандартное количество. И никаких таблеток и дополнительных вспомогательных веществ я не использовала, — рассказала альпинистка.
Пекова согласна с тем, что «бескислородное» восхождение сильно отличается от подъема с кислородом. Но улучшение условий для альпинистов естественно для современного мира, где люди пытаются избежать рисков для своей жизни:
— Да, это разные стили восхождений. Но это не принижает моих достижений. Для них мне потребовалось очень большое здоровье и выносливость. У меня есть куча знакомых, которые поднимались с кислородом и всё равно погибли. Большинство людей, которые что-то пишут про меня в интернете, не понимают, как мне кажется, что это такое.
Ни для кого не секрет, что восхождение на восьмитысячник стоит немаленьких денег. По данным «Клуба 7 Вершин», покорение только одного Эвереста обойдется в 68 160 долларов (7 026 764 рубля). Алина отказалась говорить о финансовой стороне своей экспедиции, однако уточнила: собрать деньги на восхождение ей помог спонсор.
— Такие проекты финансируются, спонсируются крупными компаниями. Как спонсируют спортсменов из других сфер, так же и спонсируют и нас. Изначально я не стала никого искать, поднималась на свои деньги, а потом уже, когда я покорила 11 восьмитысячников, нашелся спонсор.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех Яндекс Станций Мини среди подписчиков.