Сегодня, 11 ноября, день масштабных распродаж, больше известный нам под названием «Черная пятница». Но праздник 11.11, как ни удивительно, изначально был придуман не маркетологами и производителями товаров, чтобы заработать. Рассказываем историю возникновения этого необычного праздника и разбираемся, действительно ли в «Черную пятницу» можно значительно сэкономить на покупках.
День холостяка
История празднования 11 ноября началась в 1993 году в китайском городе Нанкин, когда четверо студентов обсуждали между собой, как общество давит на тех, кто не может или не спешит найти вторую половинку. В качестве протеста молодые люди решили создать свой собственный праздник — День холостяка. Они хотели подчеркнуть, что человеку может быть хорошо и самому по себе, а одиночество — не равно безрадостная жизнь. В качестве идеальной даты для этого события они выбрали 11-е число 11-го месяца, поскольку четыре единицы — это четыре отдельных независимых человека.
Чтобы отметить День холостяка, друзья решили себя побаловать подарками и приятными покупками. Идея неофициального праздника получила широкий резонанс, и уже спустя десять лет «анти День святого Валентина» праздновали одинокие люди по всему Китаю.
Международные масштабы праздник обрел в 2009 году, когда Дэниел Чжан, создатель популярного китайского маркетплейса Alibaba, предложил всем продавцам платформы сделать 11 ноября днем самых крупных в году скидок, чтобы счастливые одинокие люди активнее радовали себя покупками. К акции присоединились европейские и американские магазины.
Толчея, обмороки и скандалы
«Черная пятница» с каждым годом всё набирает обороты. Вам, вероятно, попадались зарубежные видео, как в «этот день» покупатели сметают всё с прилавков магазинов. Скидки на электронику и другие дорогостоящие товары, по их мнению, стоят того, чтобы побороться у кассы за последний экземпляр PlayStation 5, отпихивая конкурентов.
Эта сторона акции и критикуется противниками неосознанного потребления: они убеждены, что покупатели становятся жертвами маркетинга и поддаются влиянию толпы. Действительно бывали случаи, когда в разгар распродаж в магазинах люди получали травмы из-за давки.
Количество покупателей, которые приобрели товары за время акции в США в 2022 году, превысил 200 миллионов человек, средний чек составил около $ 400. Статистика показывает, что около 20% всей розничной торговли в Штатах совершается в период между «Черной пятницей» и Рождеством.
Кстати, также по всему миру проходят и другие акции наподобие «Черной пятницы», самая крупная из которых — «Киберпонедельник». Вокруг нее меньше ажиотажа, а скидки в основном распространяются на электронику и бытовую технику.
«Черная пятница» по-русски
В России идея сезонных скидок была принята несколько иначе: зачем ограничивать себя одним днем, если можно посвятить покупкам по меньшей мере две недели. Сегодня крупные маркетплейсы предлагают своим посетителям присоединиться к распродаже 11.11 едва ли не в самом начале ноября. Кроме того, идею подхватили и обычные офлайн-магазины, авиакомпании, салоны красоты и другие сервисы.
И всё же с каждым годом всё больше покупателей сомневаются в том, что акции в честь «Черной пятницы» предлагают реальную экономию на покупках. По результатам опроса Superjob, число скептиков за три года выросло с 60 до 76%.
Против покупок в сезон распродаж выступили даже эксперты Роскачества. Там сообщили, что, вероятно, выгоднее будет купить товар вне «Черной пятницы», потому что к концу ноября из-за инфляции и роста издержек бизнес может поднять цены. Или вообще завысит их искусственно.
Проблема искусственного завышения цен — распространенная у российских продавцов. Нередко покупатели замечают, что вещи ближе к сезону распродаж дорожают, чтобы потом цена снова вернулась в норму, создавая иллюзию большой скидки. Посмотрите, что творилось в московских торговых центрах в последний день «Черной пятницы» в прошлом году.
Как сэкономить?
Корреспондент MSK1.RU узнала, как лучше планировать ноябрьские покупки, у маркетолога и эксперта по шопингу Елены Ковалевой.
— В первую очередь важно составить список товаров, которые вам нужны, — советует Елена. — Не класть в корзину половину ассортимента Ozon, а следовать плану: искать выгодные предложения в тех категориях, которые вас интересуют.
Также стоит изучить динамику цен на тот или иной товар. Почти на всех крупных маркетплейсах эта функция доступна: откройте график изменения цен и посмотрите, не поднял ли продавец стоимость товара накануне акции и какова действительно экономия.
Эксперт советует сравнивать предложения разных магазинов, чтобы найти самый выгодный вариант. Но с покупкой, по словам Елены, тянуть долго не стоит: в самый «жаркий» день распродажи, 11 ноября, может оказаться, что товар быстро разобрали.
Недавно мы рассказывали, как китайская и российская техника заменила крупных производителей, ушедших из-за санкций. Также мы публиковали фоторепортаж из московских торговых центров в последний день «Черной пятницы» в прошлом году, и рассказали вам, как в Москве распродавали товары сети H&M перед закрытием.