MSK1
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Москве

Погода+14°

ясная погода, без осадков

ощущается как +14

0 м/c,

штиль.

748мм 90%
Подробнее
USD 85,56
EUR 93,26
Стиль и красота подробности Борьба у касс и обман продавцов: что за акция «Черная пятница», как она появилась и при чём здесь одинокие люди

Борьба у касс и обман продавцов: что за акция «Черная пятница», как она появилась и при чём здесь одинокие люди

Рассказываем об истории распродаж 11.11 и делимся советами, как действительно сэкономить

В России акция «Черная пятница» часто растягивается на дни и недели

Сегодня, 11 ноября, день масштабных распродаж, больше известный нам под названием «Черная пятница». Но праздник 11.11, как ни удивительно, изначально был придуман не маркетологами и производителями товаров, чтобы заработать. Рассказываем историю возникновения этого необычного праздника и разбираемся, действительно ли в «Черную пятницу» можно значительно сэкономить на покупках.

День холостяка

История празднования 11 ноября началась в 1993 году в китайском городе Нанкин, когда четверо студентов обсуждали между собой, как общество давит на тех, кто не может или не спешит найти вторую половинку. В качестве протеста молодые люди решили создать свой собственный праздник — День холостяка. Они хотели подчеркнуть, что человеку может быть хорошо и самому по себе, а одиночество — не равно безрадостная жизнь. В качестве идеальной даты для этого события они выбрали 11-е число 11-го месяца, поскольку четыре единицы — это четыре отдельных независимых человека.

Чтобы отметить День холостяка, друзья решили себя побаловать подарками и приятными покупками. Идея неофициального праздника получила широкий резонанс, и уже спустя десять лет «анти День святого Валентина» праздновали одинокие люди по всему Китаю.

Международные масштабы праздник обрел в 2009 году, когда Дэниел Чжан, создатель популярного китайского маркетплейса Alibaba, предложил всем продавцам платформы сделать 11 ноября днем самых крупных в году скидок, чтобы счастливые одинокие люди активнее радовали себя покупками. К акции присоединились европейские и американские магазины.

Толчея, обмороки и скандалы

«Черная пятница» с каждым годом всё набирает обороты. Вам, вероятно, попадались зарубежные видео, как в «этот день» покупатели сметают всё с прилавков магазинов. Скидки на электронику и другие дорогостоящие товары, по их мнению, стоят того, чтобы побороться у кассы за последний экземпляр PlayStation 5, отпихивая конкурентов.

Эта сторона акции и критикуется противниками неосознанного потребления: они убеждены, что покупатели становятся жертвами маркетинга и поддаются влиянию толпы. Действительно бывали случаи, когда в разгар распродаж в магазинах люди получали травмы из-за давки.

Количество покупателей, которые приобрели товары за время акции в США в 2022 году, превысил 200 миллионов человек, средний чек составил около $ 400. Статистика показывает, что около 20% всей розничной торговли в Штатах совершается в период между «Черной пятницей» и Рождеством.

Кстати, также по всему миру проходят и другие акции наподобие «Черной пятницы», самая крупная из которых — «Киберпонедельник». Вокруг нее меньше ажиотажа, а скидки в основном распространяются на электронику и бытовую технику.

«Черная пятница» по-русски

В России идея сезонных скидок была принята несколько иначе: зачем ограничивать себя одним днем, если можно посвятить покупкам по меньшей мере две недели. Сегодня крупные маркетплейсы предлагают своим посетителям присоединиться к распродаже 11.11 едва ли не в самом начале ноября. Кроме того, идею подхватили и обычные офлайн-магазины, авиакомпании, салоны красоты и другие сервисы.

И всё же с каждым годом всё больше покупателей сомневаются в том, что акции в честь «Черной пятницы» предлагают реальную экономию на покупках. По результатам опроса Superjob, число скептиков за три года выросло с 60 до 76%.

Против покупок в сезон распродаж выступили даже эксперты Роскачества. Там сообщили, что, вероятно, выгоднее будет купить товар вне «Черной пятницы», потому что к концу ноября из-за инфляции и роста издержек бизнес может поднять цены. Или вообще завысит их искусственно.

Проблема искусственного завышения цен — распространенная у российских продавцов. Нередко покупатели замечают, что вещи ближе к сезону распродаж дорожают, чтобы потом цена снова вернулась в норму, создавая иллюзию большой скидки. Посмотрите, что творилось в московских торговых центрах в последний день «Черной пятницы» в прошлом году.

Как сэкономить?

Корреспондент MSK1.RU узнала, как лучше планировать ноябрьские покупки, у маркетолога и эксперта по шопингу Елены Ковалевой.

— В первую очередь важно составить список товаров, которые вам нужны, — советует Елена. — Не класть в корзину половину ассортимента Ozon, а следовать плану: искать выгодные предложения в тех категориях, которые вас интересуют.

Также стоит изучить динамику цен на тот или иной товар. Почти на всех крупных маркетплейсах эта функция доступна: откройте график изменения цен и посмотрите, не поднял ли продавец стоимость товара накануне акции и какова действительно экономия.

Эксперт советует сравнивать предложения разных магазинов, чтобы найти самый выгодный вариант. Но с покупкой, по словам Елены, тянуть долго не стоит: в самый «жаркий» день распродажи, 11 ноября, может оказаться, что товар быстро разобрали.

Недавно мы рассказывали, как китайская и российская техника заменила крупных производителей, ушедших из-за санкций. Также мы публиковали фоторепортаж из московских торговых центров в последний день «Черной пятницы» в прошлом году, и рассказали вам, как в Москве распродавали товары сети H&M перед закрытием.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
Американцы не поймут такого «переобувания»? Как выход Джо Байдена из президентской гонки отразится на выборах США
Виктор Козлов
медиатехнолог
Мнение
«Красные флажки» при выборе квартиры: юрист объяснил, на что нужно обратить внимание перед сделкой
Павел Желновод
адвокат
Мнение
«Эффект ведра с правильными крабами». Бизнес-психолог рассказала, как найти работу мечты
Елена Спирина
психолог для предпринимателей и бизнеса
Мнение
«Дешевле только отпуск в деревне». Многодетная семья рассказала, как им удалось отдохнуть на Алтае за 125 тысяч рублей
Нина Тювякина
автор колонки
Рекомендуем