usd 58.51
eur 60.16

Миллиарды на «Суперджет». Когда и за сколько взлетит полностью российский самолет

Мы спросили экспертов о том, успеют ли разработчики уложиться в срок

Новую версию «Суперджета» планируют выпустить в 2024 году

Новую версию «Суперджета» планируют выпустить в 2024 году

Поделиться

На импортозамещение «Сухого Суперджета» потребуется примерно 50 млрд рублей, и это без учета двигателей. Работа началась еще в 2019 году и «в плановом порядке подошла к этапу сборки первых опытных образцов», сообщил «Ведомостям» представитель производителя самолета — компании «Иркут». Сегодняшняя версия SSJ100, как отмечают эксперты, на 70% состоит из зарубежных комплектующих.

Об импортозамещении «Суперджета» (а еще МС-21 и Ту-214) заговорили в 2015 году. Тогда министр промышленности и торговли России Денис Мантуров даже утвердил план программы. В 2019 году объявили, что новая версия самолета будет готова к 2024-му. И, как писал РБК, доля российских комплектующих в нем составит 50–60%. Но уже в декабре 2020-го глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что в Sukhoi Superjet New 97% иностранных деталей смогут заместить отечественными. Корреспондент MSK1.RU обсудил ситуацию с авиаэкспертами.

В «Сухом Суперджете» около 70% зарубежных деталей

В «Сухом Суперджете» около 70% зарубежных деталей

Поделиться

— Я могу совершенно четко сказать, что названные сроки выдержаны не будут. В Superjet New процент отечественных комплектующих должен быть доведен до 95. Это достаточно серьезная задача, потому что самолет нужно оснастить практически всем отечественным, — сказал MSK1.RU авиаэксперт Вадим Лукашевич. — И самое главное — это бортовые системы и двигатели. ПД-8 формально еще нет (в мае 2022 года только завершили стендовые испытания. — Прим. ред.). Разработка и сертификация двигателя сложнее, чем создание самолета.

— Авионика, в первую очередь, самое сложное. Тут возникают проблемы в отечественной электронике. У нас эта отрасль сама по себе либо отсутствует, либо сильно хромает, в зависимости от номенклатуры. Яркий тому пример — МС-21. По первоначальным планам, он уже должен летать в авиакомпаниях. А на замену иностранного композита на отечественный мы потеряли 1,5 года, и крыло стало тяжелее. Для самолета небольшой размерности 500–700 кг это существенно. В принципе, импортозаместить менее сложно, чем заместить аналогичными по качеству и персональным своим характеристикам, — заявил Лукашевич.

Впрочем, скептическую точку зрения разделяют не все. Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что указанные сроки вполне реальны.

— За 2 года можно довести до полного стопроцентного импортозамещения, тем более что говорить об этом начали еще в 2019-м. И думаю, что уже тогда стали прорабатывать этот проект, — сказал MSK1.RU Гусаров. — Двигатель мы пока оставляем за скобками. Что касается бюджета, может, его достаточно. Но мы не знаем, что в него входит. Только разработка или и серийное производство. Что касается планера самолета (фюзеляж, крыло, хвост) — всё это делают в России. Но его начинка вся практически импортная, за исключением теплообменников в системе кондиционирования.

— По стоимости они будут дешевле, и по стоимости эксплуатации тоже. Это одна из причин, почему стали говорить еще тогда, что нужно импортозамещать. Аналогичные изделия точно такие же, но для «Суперджета» продавались в два раза дороже. А что касается надежности, то первые несколько лет существовавшие нарекания на нее были связаны исключительно с импортными комплектующими, — заключил Гусаров.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

По теме

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter