Москва — город огромный, поэтому многие жители столицы добираются до работы дольше, чем жители других российских городов. В среднем они расходуют на будничные поездки по 46 минут — и это только в одну сторону. Психологи, урбанисты и специалисты по корпоративной культуре убеждены: такие путешествия дорого обходятся как сотрудникам, так и работодателям.
Путь до работы в качестве одного из главных явлений повседневности исследователи подробно изучают с начала нулевых. В ходе работ удалось сделать и несколько неожиданных открытий.
Одно из таких опубликовали шведы из университета Умао в 2011-м. Оказалось, что в браках, где один из партнеров тратит на дорогу до работы больше 45 минут, шанс развода повышается на 40%. Еще один, уже парадоксальный пример — из Калифорнии. Американцы выявили взаимосвязь между ежедневно преодолеваемыми расстояниями и заболеваемостью ожирением. Последнее чаще настигало тех, кто подолгу добирался до офиса.
— Жизнь в большой агломерации вредна сама по себе, — утверждает клинический психолог Дмитрий Хусаинов. — Но общественный транспорт (в его текущей реализации) особенно вреден.
«Для людей неестественно находиться так близко друг к другу»
Проблемы после 35 минут
По словам психолога, исследователи накопили достаточно данных о негативном влиянии длинных переездов. Они провоцируют приступы боли, стресс, неудовлетворение. Статистика беспощадна: почти половина из тех, кто ежедневно проводит в дороге больше полутора часов, испытывают тревожные состояния.
Определила и «критическую точку» — то есть то время в пути до работы, превышение которого негативно скажется на психике сотрудника. Отсчет стартует от 20 минут. Чем заметнее затрачиваемое время превышает этот показатель, тем больше негативных эмоций начинает испытывать человек. Скептицизм и даже отвращение могут проявиться уже на отметке в 35 минут до рабочего места.
Время для зарядки
На работоспособности трудящихся всё вышеперечисленное сказывается напрямую. Разнообразная статистика есть и здесь. Так, в Гарвардской школе бизнеса выяснили, что каждые дополнительные 10 километров дороги до работы «снижают» количество патентов (речь шла о венчурных компаниях) на 5%. С увеличением расстояния показатель, разумеется, прогрессирует.
При этом бороться с негативными последствиями длительных поездок затруднительно. Лучшие советы здесь — самые радикальные.
— Как справиться? Не ездить вообще, — говорит Дмитрий Хусаинов. — Вреда от работы дома для психики будет значительно меньше, чем от двух долгих поездок.
«Важно не сидеть постоянно: вставать, ходить, периодически делать зарядку»
Разумеется, удаленная работа или офис в пешей доступности от дома в крупном мегаполисе относятся к разряду роскоши. Те же американцы смело жертвуют размерами окладов в пользу близости конторы к жилью.
Здоровый сон
В России (особенно в Москве) просто так отказаться от поездок в битком набитом транспорте практически невозможно. В этом случае важно соблюдать хорошо знакомые всем правила физического и психического здоровья.
— Попытайтесь снизить общий уровень стресса для организма, — советует Дмитрий Хусаинов. — Пересмотрите потребление кофеина, структурируйте режим дня. Обязательно озаботьтесь гигиеной сна.
Непосредственно в пути могут незначительно помочь музыка, легкая литература и иные формы доступного «эскапизма». Главное, указывает Хусаинов, занять «сидячее» место.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».