Москва в эти дни страдает от страшной непогоды: улицы превратились в реки, машины тонули, городские парки закрывали, деревья срывало ветром (всё самое интересное мы собрали в онлайн-репортаже). Столица за два дня стала филиалом Венеции.
Депутат Мосгордумы Екатерина Енгалычева рассказала MSK1.RU, что огромные лужи появились из-за ливневых канализаций. Ливневки просто забиты реагентами и каменной крошкой, которыми посыпают улицы зимой. Гранитная крошка забивает канализацию, и воде некуда стекать, уверяет народная избранница.
— Ливневую канализацию забили, когда начали использовать реагенты с гранитной крошкой. В Москве экспериментировали с реагентами: использовали то соль, то песочек. Была и гранитная крошка, которая, попадая в ливневку, полностью забивает стоки. Стоки нужно прочищать.
«Технологии прочистки канализации довольно сложные: есть машины, которые под давлением очищают стоки, но это нужно заморочиться»
Но заморачиваться с ливневкой, по словам Енгалычевой, никто не собирается. С куда большей охотой московские чиновники перекладывают плитку:
— На верхний слой выделяются огромнейшие бюджетные средства: на плиточку, бордюрчики, урночки. Когда на заседаниях Мосгордумы мы принимаем бюджет, я задаю вопрос чиновникам правительства Москвы: сколько в этом благоустройстве предусмотрено денежных средств на ремонт, прочистку ливневой канализации? На этом вопросе все чиновники плывут. Пытаешься объяснить из года в год одно и то же: если вы реконструируете этот верхний красивый слой, вы в первую очередь должны починить, прочистить ливневую канализацию.
Это нужно, потому что вода размывает тот слой, на котором лежит плитка, говорит Енгалычева.
— Вся плитка приходит в негодность за год. Мы видим, как она «играет» каждый сезон.
«И вот плитку перекладывают, и еще раз, а нужно всего лишь ливневую канализацию качественно прочистить и поменять, где требуется»
— В таком случае эта плитка будет служить многие десятилетия. Такое ощущение, что цель этого всего — быстрые деньги, желания наживы подрядчиков и, наверное, чиновников, — считает депутат.
Енгалычева прогнозирует, что с каждым годом ситуация будет ухудшаться. Такова тенденция.
— Несколько лет назад в Москве просто образовывались огромные лужи, по которым было невозможно ходить. Сейчас же улицы превратились в реки: машины глохнут, получают гидроудары! Вы представьте, что нас ждет через год. А что через два года? Проблему нужно решать, — заключает депутат.
Другая депутатка, Елена Янчук, в своем Telegram-канале сообщает, что вопросы ливневой канализации и водоотведения на уровне мэрии системно и публично не поднимаются. Депутаты бьют тревогу, но они не распоряжаются городским хозяйством и фактически на ситуацию повлиять не могут.
О плачевном состоянии ливневых систем говорится и в постановлении «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Москвы на период до 2025 года». Там сообщается, что «большая часть канализационной сети — около 72% трубопроводов — превысила нормативный срок эксплуатации, что не может не сказываться на надежности системы водоотведения города Москвы».
Есть и защитники у столичной канализации. Ирина Булгакова, руководитель комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России, списывает все проблемы на интенсивность осадков: такое количество воды физически не могло быстро стечь в канализацию, считает специалист.
— Нормальные ливневые системы в Москве. Когда происходит стихийное бедствие, то не справляется ни одна ливневая система, ни одна техническая система в мире, — рассказала Булгакова MSK1.RU. — Согласитесь, что у нас было много дождя. Всё-таки воды было слишком много для того, чтобы она сразу ушла в ливневую канализацию.
«Ливневка не может быть рассчитана на то, чтобы слить туда море»
Впрочем, Булгакова не отрицает того, что ливневая система действительно могла быть забита реагентом.
— Я не могу сказать, так это или нет, потому что я не работаю с ливневой канализацией в Москве. Она может забиться, но «Мосводосток» ее чистит периодически.
Несмотря на то что Москву топит чуть ли не каждый год, в столице всё равно лучшая ситуация с ливневкой во всей стране, считает Ирина Булгакова.
— Где ливневка работает, так это в Москве. Я просто езжу по стране и вижу, как работает в других местах и где ее вообще нет. Законодательства у нас по ней не хватает, и технически спроектирована она везде сложно, — объясняет Булгакова.
В «Мосводостоке» же говорят о «сверхинтенсивности» вчерашних и сегодняшних осадков.
— В период с 14:00 до 15:00 на город обрушились сверхинтенсивные осадки. В отдельных районах менее чем за час выпало свыше четверти месячной нормы осадков. Бригадами «Мосводостока» выполняется оперативная работа по открытию водоприемных решеток для беспрепятственного пропуска дождевой воды. При необходимости применяется откачивающая техника, — сообщает пресс-служба ведомства о ливне, который прошел 18 июля.
«Наибольшее количество осадков зафиксировано в ЦАО (23 мм), СВАО (22 мм) и САО (21 мм). Основной объем осадков уходит в ливневую сеть самотеком»
Сейчас же по городу дежурят 300 бригад и около 290 единиц техники, которые пытаются справиться с последствиями непогоды.
Из-за грозы в Москве были затоплены десятки улиц, больше всего досталось центру. Также остановилось колесо обозрения на ВДНХ, был закрыт Парк имени Горького.
После случившегося коллапса депутат Госдумы Дмитрий Гусев предложил модернизировать ливневки за счет федерального бюджета. По его словам, ошибки при проектировании были допущены еще десятки лет назад.
Ранее MSK1.RU рассказывал, какой погоды ожидать в Москве до конца недели. Станет теплее, однако, по словам синоптиков, июль уже не будет жарким.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте»