Этим летом «Яндекс» запустил в Москве сервис роботакси. Машиной полностью управляет искусственный интеллект: она сама едет, тормозит, включает поворотники и реагирует на внештатные ситуации.
Корреспондент MSK1.RU Алена Нефедова испытала на себе поездку из будущего. Публикуем ее колонку-репортаж о том, чем именно автономное такси отличается от обычной машины и что будет, если на дорогу внезапно выбежит человек.
Ради такого эксперимента мы приехали в Ясенево: именно здесь работают роботакси. В настоящее время передвигаться на нем можно только в пределах района. К сожалению, уехать на такой машине в центр города или аэропорт пока не получится.
Локация для роботакси выбрана не случайно: в Ясенево достаточно широкие дороги, но нет сложных развязок и сумасшедшего московского трафика. Местные жители, ставшие первопроходцами проекта, часто пользуются такси для поездки на ближнее расстояние: так можно быстро съездить в магазин или погулять в Битцевском лесу, который находится неподалеку.
За время эксперимента мои эмоции изменились от «и зачем я трачу на это время» до «срочно продаю всё имущество и покупаю квартиру в Ясенево». Жители района — счастливчики.
Во-первых, им доступно настоящее будущее (да-да, машинка как из «Футурамы»), во-вторых — они помогают развивать технологии не хуже подводников и космонавтов: все поездки внимательно изучаются, а результаты используют для их совершенствования.
Изначально я была настроена скептически. Сами посудите: Москва, Россия, 2023 год. То есть не «Токио, Япония, 3056-й», ну какая поездка без водителя? «Дурацкая затея», — бурчал чертик на левом плече. «Ну давай попробуем, вдруг понравится», — шептал его более задорный коллега.
Машину пришлось ждать недолго. Стоянки роботакси находятся здесь же, в Ясенево, и после «смены» они сами уезжают домой. Звучит достаточно мило: мне вспомнились абхазские коровы, которые сами разбредаются по домам, и каждая заворачивает в свой двор. Наверное, по вечерам Ясенево выглядит так же трогательно.
Атмосфера напоминала какой-то фантастический фильм времен СССР, который в свое время никто так не придумал и не снял. Вы же представляете себе Ясенево? Утопия советского человека: многоэтажки тех времен, на которые никто не ругается, в отличие от современных. Большие проспекты, зеленые улицы — благодать.
Издалека подъезжает привычная Hyundai Sonata, только не с желтым оформлением, как в обычном такси, а с красным. Я с опаской осматриваю ее со всех сторон и выношу свой вердикт: это машина. На ней со всех сторон какие-то камеры и датчики, но это всё еще машина.
«Мы разобьемся, мы разобьемся, мы разобьемся», — бубнит голос в голове. Ладно, я с ним потом разберусь. Даже если разобьемся, это же почти так же почетно, как сгореть в космосе. Я будто бы тоже первопроходец.
У каждой машинки есть свое имя: их генерирует нейросеть. Мне достался Хэнки.
— Привет, Хэнки, меня зовут Алена, — говорю я.
Ну вот, уже разговариваю с машинами. Зато становится не так страшно. Это как подобрать котенка с улицы и дать ему имя: он уже твой, ты его никому не отдашь. Так вот и я на ближайшие полчаса никому не отдам моего Хэнки.
На заднем стекле красуется буква «А» в треугольнике. Я как серьезный журналист, которому положено задавать вопросы, спрашиваю, что это значит.
— А — это «автономное управление», — недоуменно отвечают мне.
Чувствую себя глупо, но перестраховаться стоило. Мало ли, что там за символы.
На водительском месте сидит мужчина. Сначала я решила, что это таксист, но оказалось, что это инженер-испытатель: специалисты следят за тем, как ведет себя машина во время «полета».
Выглядит это, конечно, феерично: такси подъезжает, паркуется, а руки водителя лежат на коленочках, как у первоклашки в школьном хоре.
У инженера-испытателя очень важная миссия: они не просто страхуют пассажиров на случай ЧП, но и изучают поведение робота.
Машина постоянно учится: периодически возникают непредвиденные ситуации, и обязательно нужно анализировать, что искусственный интеллект делает в таких ситуациях. Его поведение постоянно корректируют.
Сейчас они уже обладают достаточно развитым мышлением (конечно, так писать о роботах нельзя, но у Хэнки же есть имя — значит, он живой) для того, чтобы пассажиры могли перемещаться по району. Выпрыгнувший невесть откуда ребенок или внезапный автомобиль, который решил перестроиться в самый неподходящий момент, не должны привести к ДТП. Мне даже удалось это проверить, о чем расскажу позднее.
Ездить в роботакси пока что можно только на заднем сиденье. Раньше к проезду допускали одного пассажира, а теперь можно прокатиться вдвоем. Жители Ясенево, записывайте еще одну идею для свидания.
По правилам, ремни безопасности нужно пристегивать на заднем сиденье. В обычном такси об этом напоминает приложение, но мы-то с вами знаем, насколько редко соблюдается это требование.
В роботакси закатывание глаз не поможет: машина не тронется с места, пока все пассажиры не пристегнутся. Если вытащить ремень во время поездки, такси начнет «ругаться»: замигает табло, а голос вежливо попросит пристегнуться снова. В случае если пассажир проигнорирует это требование, машина может устроить забастовку и остановиться.
Либо безопасная езда, либо иди пешком. Справедливо.
Мы погрузились в такси и по привычке стали ждать, когда оно тронется с места.
— Поехали? — тактично намекает инженер на водительском кресле.
— Поехали, — говорю я. И сижу.
Мужчина многозначительно поворачивает голову, и я вижу перед собой планшет с кнопкой «Начать поездку». То есть пассажир здесь выступает в роли капитана и командует старт.
Нажимаю кнопку, и машина трогается: плавно-плавно. Молодец, Хэнки, заработал плюс балл за нежность. Как только мы начали движение, руль стал крутиться. Сам. То есть «водитель» по-прежнему сидит, сложив руки на коленочки. Включается поворотник, мы пропускаем автомобили и выезжаем.
У меня в голове хаотично стали возникать странные вопросы: получается, машины умеют ездить сами? Почему все молчат об этом? А почему моя так не может? То есть мы уже в будущем, в настоящем двадцать первом веке? А летать она тоже может, как в «Футураме»? Нет? Ну скоро научится.
Посмотрите, как это выглядит на видео. Мы специально наложили музыку, чтобы не смущать читателей восторженными воплями. Руль действительно вертится сам: в Москве, в Ясенево, и всё это происходит со мной. И может произойти с другими москвичами: заказываешь и радуешься.
Спустя 10 минут мне удалось своими глазами увидеть, как машина реагирует на внештатные ситуации. Перед нами выскочил пешеход: вдали от перехода, не глядя по сторонам, мужчина бойко пошел через двойную сплошную.
Сказать, что я испугалась — ничего не сказать. Второй мыслью было: «Отлично, я на месте событий, оперативно напишу, как мы его сбили». Но через секунду моим кровожадным планам не удалось воплотиться в жизнь: Хэнки всё так же аккуратно затормозил. Когда бедолага-пешеход пробежал, мы плавно тронулись и поехали дальше.
Вторым испытанием стал внезапный автобус. В фильмах часто бывают такие сцены, когда откуда ни возьмись вылетает громадина и сбивает персонажа. Это было нечто похожее, только автобус решил в нас перестроиться.
— Уступаем машине, — загорелись синие буковки на планшете.
Мы снова мягко затормозили, подождали, пока он проедет, и продолжили движение. Я пристально следила за инженером: его руки всё еще лежали на коленях, а ноги не трогали педаль тормоза. Плюс еще одна звездочка Хэнки. Хороший мальчик.
Еще одним поводом для беспокойства была неработающая в Москве навигация. Я думала об этом всю дорогу до места встречи: как вообще может в нынешних условиях ездить автономная машина, если обычная не всегда справляется со взбесившимся навигатором?
Как оказалось, роботакси в принципе не используют GPS: машина ориентируется по собственным датчикам, которые и прокладывают ей маршрут. Даже если навигатор полностью перестанет работать, на «автомобиле из будущего» вы сможете спокойно добраться до нужной точки.
После поездки, конечно, было очень грустно заказывать классическое такси до редакции: хотелось доехать на Хэнки, но пока что это невозможно. Как рассказал нам руководитель сервиса «Роботакси» «Яндекса» Андрей Кармацкий, расширение географии возможно, но не в ближайшее время.
Для начала нужно отработать все возможные сценарии. То есть машинки должны окончить школу роботакси, которая находится в Ясенево, и только потом их можно будет отправлять в большой мир, в том числе в другие города России.
— Мы улучшаем технологию и учитываем все дорожные обстоятельства. Мы ездим здесь полтора года, и всё еще нужно, чтобы технологии улучшались. Мы ездим здесь и всё лучше понимаем, как машина должна работать, и программируем роботакси на желаемые достижения, — сказал он.
«Здесь мы отрабатываем все сценарии. Когда именно придет пора расширяться, станет понятно по итогам этого теста в Ясенево»
Сейчас на роботакси нельзя уехать куда угодно: оно не заберет вас от подъезда и не доставит до случайной точки на карте. Сесть и выйти можно только на автобусных остановках.
В настоящее время их несколько десятков: около 40, и этот список постоянно расширяется.
По словам главы «Роботакси» Андрея Кармацкого, главная цель проекта — сделать автономный транспорт таким же доступным и привычным, как и обычное такси.
— Мы создаем более аккуратного водителя. Это наш вызов — сделать так, чтобы люди перестали бояться технологий. Первые пользователи остались довольны: многие говорили, что не замечали, что их везет робот, всё было очень плавно, — отметил он.
Первые испытания роботакси прошли в 2018 году в Иннополисе, а затем в Москве. С тех пор беспилотные машины «Яндекса» проехали уже больше 24 миллионов километров, а жители Иннополиса совершили более 60 тысяч поездок.
Как прокатиться на роботакси в Ясенево
Изначально сервис был доступен только для тех, кто предварительно оставлял заявку на участие в эксперименте, но теперь его расширили еще более чем для 10 тысяч жителей района;
вам нужно воспользоваться приложением «Яндекс.Go», через которое можно заказать обычное такси. В нем у жителей района появилась кнопка для заказа автономной машины. Вы нажимаете ее, выбираете точки посадки и высадки и вызываете автомобиль;
прокатиться на роботакси могут не более двух пассажиров. Заказать его может только совершеннолетний человек;
стоимость поездки фиксированная: 100 рублей;
не забудьте пристегнуться и нажать кнопку «начать поездку».
Хотели бы вы прокатиться на роботакси?
Это уже не первый эксперимент, в котором поучаствовала редакция MSK1.RU. Ранее мы тестировали сервис долгосрочной аренды и рассказывали обо всех плюсах и минусах новомодного автопроката. Кроме того, мы писали о роботе-мороженщике, которого представили на ПМЭФ-2023.
Любителям автопутешествий рекомендуем также почитать наш материал о том, куда поехать из Москвы, чтобы по-настоящему прочувствовать дух Золотого кольца.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».