Дороги и транспорт подробности Канатную дорогу над Химкинским водохранилищем хотели построить к 2023 году. Почему этот проект повис в воздухе

Канатную дорогу над Химкинским водохранилищем хотели построить к 2023 году. Почему этот проект повис в воздухе

Рассказываем, как столичные власти пытались построить вторую канатку и что пошло не так

Вторая канатная дорога должна была появиться в Москве в начале 2023 года, но этого так и не произошло

На сегодняшний день в Москве действует одна подвесная дорога, которая проложена между Воробьевыми горами и «Лужниками». Ограничиваться только ей столичные власти не собираются. В 2019 году заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов сообщил, что в течение пяти лет в городе планируется построить около 10 воздушных трасс.

Вторую канатку предполагалось установить над Химкинским водохранилищем. Дату ее появления наметили на 2023 год. Но уже осень, а о новой подвесной трассе ни слуху, ни духу. Корреспондент MSK1.RU выяснила, на каком этапе сейчас находится развитие проекта и смогут ли когда-нибудь жители северо-запада столицы покататься на фуникулере.

Пересечь водохранилище за пять минут

Местность для второй канатки выбрали не случайно. Планировалось, что этот проект создаст связь между двумя берегами Химкинского водохранилища и соединит районы Левобережный, Северное и Южное Тушино. Это позволило бы снять нагрузку с наземного транспорта и ближайших станций метро — «Речной вокзал» и «Сходненская». Сегодня дорога от одного берега на другой занимает у пассажиров около часа, а по канатной дороге они смогут перебраться за несколько минут.

— В генплане Москвы исторически были заложены красные линии мостового сооружения над Химкинским водохранилищем. Таким образом, стояла задача наладить связь между берегами. Канатная дорога решит эту задачу. <…> Прогнозируемый пассажиропоток составит 2,5 тысячи человек в час, или 19 тысяч человек в сутки. Ее востребованность будет высокой, — рассказал глава транспортной мастерской научно-исследовательского и проектного института Градостроительного планирования Москвы Михаил Синкович.

Проектом трассы над Химкинским водохранилищем занялся консорциум, который разрабатывал канатку на Воробьевых горах. В состав подрядной организации также входил швейцарский производитель подвесных дорог Bartholet. Строительство велось бы за счет инвестиций более чем в 3 миллиарда рублей, а после начала работы фуникулер принадлежал бы городу. Срок концессии — 25 лет.

Планировалось, что новая канатка станет частью столичной транспортной системы — оплатить проезд пассажиры смогли бы картой «Тройка».

Свернули не туда

В 2019 году Институт Градплана — тогда подведомственная организация Москомархитектуры — представил схему расположения опор канатной дороги. И у жителей близлежащих районов появилось много вопросов.

По проекту опоры канатки находились в 100 метрах от южного вестибюля метро «Речной вокзал» — возле торгового центра «Интер-Север» на Фестивальной улице — и в 120 метрах от метро «Сходненская» — в сквере на Химкинском бульваре, напротив торгового центра «Калейдоскоп».

Изначально из планов исключили строительство коммерческих объектов, но документацию втихую изменили и в список обязательных условий добавили торговый центр, который должен появиться рядом со станцией «Сходненская». И это при условии, что рядом с канаткой уже есть два крупных ТЦ. Такое решение объяснили тем, что новый торговый центр максимально быстро вернет деньги инвесторов.

Кроме того, жители опасались, что строительство разрушит ансамбль парка «Дружба» на Северном речном вокзале (и парк, и вокзал включены в список объектов культурного наследия регионального значения), а также природный комплекс «Химкинский бульвар» и часть парка «Северное Тушино» — особо охраняемую природную территорию (ООПТ). Вплоть до 2019 года проходило благоустройство Химкинского бульвара, на которое из бюджета Москвы выделили свыше 90 миллионов рублей. Во время строительства канатной дороги это благоустройство могло быть уничтожено.

Эти вопросы жители подняли в феврале 2020 года на совещании комиссии Мосгордумы по градостроительству, на котором обсуждался проект новой канатной дороги. На заседании присутствовали глава Москомархитектуры Юлианна Княжевская и специалисты Института Градплана и Института Генплана города Москвы, а также представители компании-концессионера.

— По моему личному мнению и по мнению граждан, с которыми я общался, это проектирование — «по линейке», то есть без учета бюджетных трат, объектов культурного наследия, особо охраняемой природной территории и главное — без учета интересов москвичей. Более того, будет фактически уничтожен комфортный природный комплекс Химкинского бульвара, — высказался на совещании в Мосгордуме архитектор, руководитель инициативной группы граждан со стороны района Северное Тушино Владимир Вершинин.

Он предложил альтернативные варианты расположения канатной дороги, которые бы не затронули природные и исторические территории. Фуникулер можно разместить на одной оси с ТЦ «Калейдоскоп» и зданием Центробанка — вместо магазина «Пятерочка», а одну из опор расположить в акватории водохранилища. Это бы не затронуло Химкинский бульвар и снизило бы напряжение среди граждан, выступавших против строительства.

По итогам совещания решили, что эскиз канатки, который представит компания-концессионер, до публичного представления рассмотрят в Мосгордуме на заседании рабочей группы, специально созданной для этого вопроса. Должны быть учтены пожелания и жителей, и властей.

— Мы обсудили и договорились о том, что концессионер, во-первых, обязательно учтет пожелания рабочей группы, которая была создана для этого и будет во взаимодействии с нами предлагать эскиз данной канатной дороги. Мы договорились, что первое рассмотрение будет даже не на публичных слушаниях, а у нас на рабочей группе, — пояснила глава комиссии Мосгордумы по градостроительству Елена Николаева.

Что было дальше?

В 2021 году дочерняя компания швейцарского производителя Bartholet — «РТ-Бартолет» — подписала договор с особой экономической зоной «Технополис "Москва"» на производство канатно-транспортной системы. То есть часть инфраструктуры для подвесной дороги над Химкинским водохранилищем производили на территории столичной ОЭЗ, где разместили предприятия по производству кабинок и другого оборудования. Также соглашение предполагало создание 70 новых рабочих мест, а инвестиции в производство составляли 1,5 миллиарда рублей.

— При производстве канатно-транспортных систем компания планирует использовать материалы и комплектующие от российских поставщиков, что положительно повлияет на развитие смежных производств в отрасли. Канатно-транспортные системы, созданные на новом предприятии, ориентированы на российский рынок, а также пойдут на экспорт. Наряду с производственной линией компания наладит работу по обучению персонала управлению, ремонту и обслуживанию канатно-транспортных систем, — прокомментировал тогда экс-глава Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

«РТ-Бартолет» по-прежнему числится резидентом особой экономической зоны — правда, компания сменила название на «Руслет». Кроме того, «Руслет» продолжает разработку проектов канатных дорог не только в Москве, но и по всей России.

— К 2025 году компания планирует полностью локализовать свои производственные процессы. До 2027 года в России должны появиться 50 новых канатных дорог — в Крыму, на Алтае, в Краснодарском крае и других субъектах. Компании необходима помощь в налаживании взаимодействия с профильными министерствами, выстраивании коммуникаций с регионами и информационная поддержка, — говорится на сайте Агентства стратегических инициатив.

На сегодняшний день проект второй канатной дороги в Москве остался в подвешенном состоянии, информации о том, продолжится ли его развитие, почти нет. Рассчитывать на то, что фуникулер над Химкинским бульваром появится в этом году, не приходится. Корреспондент MSK1.RU запросила информацию в пресс-службе Департамента инвестиционной и промышленной политики столицы, но на момент публикации статьи так и не получила ответа.

— Мы [члены инициативной группы от района Северное Тушино. — Прим. ред.] общались с представителями профильного ведомства Министерства транспорта, просили подтвердить данные Института Градплана о пропускной способности канатки. Специалисты Минтранса подтвердили, что эти данные сильно завышены и их нужно пересмотреть, — рассказал MSK1.RU активист Владимир Вершинин.

По его словам, представитель компании-концессионера так и не представил ни эскизов, ни проекта канатной дороги после совещания в Мосгордуме в 2020 году.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем