Если внимательно приглядеться к московским дорогам, то нередко можно увидеть большой желтый минивэн с инвалидным значком — это машина тарифа «Специальный» сервиса такси «Яндекс Go», предназначенная для маломобильных пассажиров. Такие автомобили начали курсировать по столице в декабре 2022 года и оказались очень востребованными — водители часто работают без остановки.
Корреспонденты MSK1.RU прокатились на инклюзивном такси, узнали, как оно устроено, а также пообщались с водителем и пассажирами. Рассказываем, кто перемещается на специальных минивэнах и какие преимущества и недостатки тарифа мы выявили.
Подъемный механизм и крепление
Часто человек в инвалидной коляске оказывается заперт в стенах своего дома — общественный транспорт не слишком соответствует требованиям доступной среды. Выйти на прогулку, добраться до центра Москвы или банально доехать до больницы для маломобильных людей сложно. Тогда на помощь приходит инклюзивное такси — обученные водители без проблем погружают колясочников в автомобиль и довозят до нужной точки.
Тариф действует на территории всей Москвы и частично покрывает Подмосковье. Вызвать машину легче легкого — нужно зайти в приложение «Яндекс Go», выбрать тариф «Специальный» и нажать кнопку «Заказать». Машина подъедет к дому в течение 30 минут.
Автомобиль оборудован специальным подъемным механизмом — он рассчитан на максимальный вес 380 килограммов.
Алгоритм прост: водитель открывает дверь, раскладывает подъемник, нажимает на кнопку пульта, который опускает механизм на землю.
Когда пассажир заезжает внутрь, водитель фиксирует коляску с помощью специальных креплений, чтобы во время движения она не находилась в шатком состоянии. В среднем для погрузки пассажира ему требуется не более пяти минут.
Всего в салон вмещается до пяти человек, включая колясочника. По словам таксиста Виктора, работающего на тарифе, некоторые инвалиды предпочитают пересаживаться на пассажирские кресла: они складывают свои коляски и размещаются на заднем ряду. Впереди, рядом с водителем, есть еще два места для сопровождающих.
Также у двери расположена кнопка вызова — ей пассажир может воспользоваться, если водитель не заметил, что он уже подъехал к машине. Тогда в салон поступит звуковой сигнал, и таксист выйдет на улицу.
«Мы не имеем права дотронуться до пассажира»
В течение нескольких месяцев подъемный механизм тестировали совместно с несколькими инклюзивными фондами. Колясочники заезжали в машину, крутились, пробовали ремни безопасности, а затем делились обратной связью. Это помогло доработать силу натяжения ремней безопасности. Можем сказать, что ремни в машине действительно очень тугие — это сделано специально, потому что мышцы у инвалидов работают иначе, нежели у нормотипичного человека.
Волонтеры подсказывали водителям, как правильно завезти пассажира в автомобиль, как удобнее расположить. Затем таксисты прошли ряд инструктажей и тренировок. Инвалидную коляску даже привезли в офис, чтобы водители могли практиковаться. Для них разработали и специальную инструкцию, в которую можно заглянуть в любой момент. Только потом тариф запустили в общее пользование.
Обучение водителей продолжается и по сей день. Таксистов учат правилам общения с пассажирами.
— В нашей работе есть много нюансов: например, мы не имеем права дотронуться до пассажира. Если мы чем-то хотим помочь человеку, то сначала должны предложить помощь, а уже потом ее реализовать. Попадаются люди с ДЦП, и с ними тоже надо уметь работать, — рассказал Виктор.
При этом водители не имеют какого-либо медицинского образования, поэтому если пассажиру вдруг станет плохо, придется оперативно везти его в больницу. Хотя среди таксистов есть и те, кто раньше работал с людьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и пришли, потому что знают в этом толк.
Едут не только в больницы, но и на корпоративы
Виктор работает на инклюзивном такси с самого его запуска — раньше он водил микроавтобус на тарифе «Минивэн». Поначалу привыкнуть к работе в новых условиях было сложно — практически целый месяц тестирования водители ездили по городу всего на четырех машинах. В декабре их число увеличилось до 35.
— На новом тарифе мне нравится, это интересно, спокойно, у пассажиров много всего узнаешь. По ценам, возможно, дороговато, но у людей хотя бы появилась возможность передвигаться, — отметил таксист.
По его словам, колясочники едут на такси в самые разные места: кто-то в больницу, кто-то в школу, другие — на прогулку или домой с ночных гулянок. Пассажиры очень рады, что тариф работает круглосуточно. Особенно хороший спрос на новые машины был перед Новым годом, когда началась череда корпоративов. Оказалось, что многие люди с ОВЗ работают и с удовольствием посещают вечеринки.
— Я, конечно, был удивлен, что люди не сидят дома и не страдают. Они двигаются, хотят отдыхать с коллективом. А мы, пожалуйста: в любое время на связи, — сказал Виктор.
Сюрпризом стало и то, что пассажиры не чувствуют себя ограниченными и с удовольствием общаются с водителями.
«Они общительные, мы можем спокойно всю дорогу вместе ржать»
Постоянные клиенты
У водителей тарифа уже сформировалась своя клиентская база: многие колясочники пользуются такси регулярно. Это в некоторой степени даже упрощает работу таксистов — они заранее знают, кто и куда поедет.
— Мы уже знаем: этого отвез в школу, этот в 14:00 освободится. У нас есть общие чаты, где мы переговариваемся. Например, «Дима поехал гулять на Войковскую. Кто-нибудь через час заберите», — объяснил Виктор.
Один из таких постоянных клиентов — Илья. Для него добраться до центра города будучи на коляске — настоящий квест. Раньше молодой человек ездил туда на общественном транспорте, но появление инклюзивного такси намного облегчило жизнь.
Теперь он может выбираться в город 2–3 раза в неделю. А в нашу совместную поездку Илья поехал в ГЭС-2 вместе с подругой и маленьким ребенком: все отлично поместились.
Мы увидели сами, что погрузка и выгрузка пассажира из машины действительно не занимают много времени и сил. Единственный минус — во время движения подъемник довольно громко трещит, и разговаривать приходится на повышенных тонах. Расслабиться в поездке из-за шума может быть проблематично.
Другая постоянная пассажирка — очень позитивная студентка Кристина. Когда она увидела нас, сразу достала телефон.
— Хоть историю сниму, что ко мне журналисты приехали! — воскликнула она.
Кристина передвигается на такси каждый день. В 2021 году девушка попала в ДТП и оказалась прикована к коляске. Теперь ей приходится ежедневно ездить в реабилитационный центр на другой конец города: с юга на север.
— Я постоянно езжу на реабилитацию, каждый день туда-обратно. Раньше ездила на обычном такси, но это не очень удобно — каждый раз нужно объяснять водителю, как сложить и убрать коляску. А тут ты спокойно сел, пересел и поехал. Разница в цене получается небольшая — на 200–300 рублей дороже, — рассказала клиентка.
Обычно Кристина заказывает такси за 15 минут до выхода, чтобы выйти из здания к приезду машины. В центре она занимается ЛФК — нагрузка большая, поэтому удобнее всего добраться до дома на комфортном автомобиле.
Заказывают даже иностранцы
Виктор рассказывает, что такси вызывают и ночью, но больше всего заказов бывает в дневное время — водители практически не останавливаются.
Об инклюзивном такси в Москве знают даже приезжие. Недавно на ВДНХ прошел чемпионат по кибатлетике (специальные соревнования по мастерству владения техсредствами реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья. — Прим. ред.).
— Все туда рвались, приезжали из других городов. Например, из Мурманска. И мы только туда всех и возили, — вспомнил Виктор.
Нередко водителям поступают заказы из аэропортов и вокзалов. Такси вызывают даже иностранцы. Виктор показал нам несколько зарубежных купюр.
— На чай оставляют какие-то валюты, я даже не знаю, что с ними делать, — смеется он.
Возможности развития
Сейчас город обслуживают 50 машин марки JAC Motors. Пока инклюзивное такси работает только здесь, но в целом компания хотела бы расширить тариф дальше.
Кроме того, водители уже поднимали вопрос о количестве возможных пассажиров на колясках: сейчас в машину могут погрузить только одного человека. Но бывали случаи, когда автомобиль вызывали два колясочника, а крепление только одно.
— На данный момент надо заказывать два автомобиля. Будет спрос — будут придумывать, куда разместить второе крепление, — объяснил Виктор.
У инклюзивного такси есть и определенные недостатки. Например, пока тариф «Специальный» покрывает не всю Московскую область, поэтому жители Подмосковья не всегда смогут заказать машину.
Иногда автомобиль заказывают не маломобильные люди, о чем водитель узнает только по приезде. Большие компании или москвичи с сумками, которые приезжают в город, путают тарифы «Минивэн» и «Специальный», видя на картинке большую машину, и заказывают второе. Компания работает с этой проблемой: в приложение добавили оповещение о том, что тариф предназначен для людей на инвалидном кресле.
Также актуален вопрос, что делать с ребенком-инвалидом: по закону таксисты не могут возить детей до семи лет без детского кресла. Но бывают случаи, когда машину заказывают пассажиры вместе с детьми на колясках, и водителю приходится отменять заказ.
Ранее MSK1.RU рассказывал, как устроено роботакси в Москве, чем именно автономное такси отличается от обычной машины и что будет, если на дорогу внезапно выбежит человек. Также мы публиковали тест-драйв электрокара «Москвич-3е» в городских условиях. У нас возникли вопросы, как машина будет вести себя зимой, хватит ли ей стандартной печки и насколько упадет пробег в мороз.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».