MSK1
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Москве

Погода+14°

ясная погода, без осадков

ощущается как +14

0 м/c,

штиль.

748мм 90%
Подробнее
USD 85,56
EUR 93,26
Дороги и транспорт Две катастрофы в один день. Истории крушения самолетов в Подмосковье 13 октября

Две катастрофы в один день. Истории крушения самолетов в Подмосковье 13 октября

Обе трагедии случились с разницей в один год в 70-х

Пятница, 13 октября 1972-го стала роковой для пассажиров рейса из Петербурга в Москву на Ил-62. Самолет столкнулся с землей при подлете к Шереметьево — погибли все 174 человека. В этот же день потерпел крушение уругвайский авиалайнер FH-227. На нем летело 40 пассажиров и 5 членов экипажа, из которых выжило 12 человек. Трагедию назвали «Чудо в Андах» из-за того, что их нашли живыми через 72 дня.

Год спустя ровно в этот же день авиакатастрофу потерпел борт Ту-104Б из грузинского Кутаиси при заходе на посадку в Домодедово. Погибли 122 человека. А спустя 4 года, в 1977-м, у Як-40 «Аэрофлота», который летел из Ростова-на-Дону в Николаев, открылся грузовой люк. На него были прикреплены два ряда сидений. В итоге пассажиры, находившиеся на них, провисели за бортом самолета до самой посадки.

MSK1.RU рассказывает подробнее об авиакатастрофах, произошедших в Подмосковье с разницей в год.

Трагедия с Ил-62

Более 50 лет назад, 13 октября 1972 года, Ил-62 СССР-86671 вылетел из Парижа в Ленинград. На его борту везли гроб с прахом композитора Александра Глазунова, которого решили через 36 лет после смерти перезахоронить в родном городе на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Самолет успешно долетел до Питера, приземлился в аэропорту, где его покинула часть пассажиров. Следующим пунктом полета была Москва.

Ил-62М на аэродромной стоянке
Пассажирский салон второго класса турбореактивного дальнемагистрального самолета Ил-62

В Санкт-Петербурге на его борт зашли пассажиры, купившие билеты в Москву. Самолет поднялся в воздух со 164 пассажирами и 10 членами экипажа и взял курс на столицу. Погода в этот день соответствовала разрешенному минимуму, несмотря на сильную облачность.

Практически весь путь экипаж общался с диспетчерами. Последним сообщением оказалось их намерение снизится с 750 до 400 метров После этого самолет пропал с экранов радаров, а диспетчер не смог больше связаться с пилотами.

Как оказалось, самолет столкнулся с землей в 12 км от аэропорта Шереметьево. Сайт Airdisaster, публикующий детали авиакатастроф, писал, что экипаж приступил к выводу борта из снижения, но до самого столкновения не предпринял нужных действий для перехода в горизонтальный полет.

Пилотская кабина самолета Ил-62

В итоге Ил-62 влетел в землю на скорости 620 км/ч около торфяного озера Нерского. Сначала он задел ее правым крылом, а затем носовой частью фюзеляжа. После этого борт через примерно 300 метров столкнулся с деревьями, но продолжил движение. В итоге он проделал просеку длиной 200 метров. А его обломки оказались разбросаны на расстоянии полукилометра.

Что произошло в тот день на борту самолета, установить не удалось даже правительственной комиссии. Практически весь полет проходил штатно, бортовые самописцы не зафиксировали серьезных отклонений, которые могли привести к трагедии.

Однако сложности в расследовании добавил тот факт, что речевой самописец попросту не записал последние минуты переговоров пилотов. В нем закончилась магнитная проволока, на которую велась запись.

Среди же основных версий — нарушение работоспособности и нормального психофизиологического состояния экипажа, а также частичный отказ управления самолетом.

Падение Ту-104Б

Еще одна загадочная трагедия произошла в Подмосковье годом позже. 13 октября 1973 года из грузинского Кутаиси вылетел Ту-104Б СССР-42486 авиакомпании «Аэрофлот». На его борту находились 112 взрослых, 2 ребенка и 8 членов экипажа. Но 8 человек оказались на нем незаконно — без билетов.

Ту-104Б в аэропорту Ле Бурже во Франции

Самолет успешно вылетел из Грузии и долетел до Москвы. На подлете к Домодедово, в 11 км от полосы, диспетчер разрешил снижение до 400 метров. Спустя некоторое время экипаж доложил об успешном выполнении указаний и плохой работе компасов.

Салон самолета Ту-104

Спустя 1,5 минуты пилоты начали выполнять очередной разворот в сторону аэропорта с уже выпущенными шасси. На этом их связи с диспетчером оборвалась. Дальнейшие попытки связаться с экипажем оказались безуспешными.

Как оказалось, самолет столкнулся с землей на картофельном поле и полностью разрушился. При падении он зацепил несколько линий электропередачи, из-за чего ближайшие населенные пункты оказались без света.

Комиссия, которая расследовала катастрофу, пришла к выводу, что пилоты могли потерять ориентацию в пространстве из-за плохой видимости и отказа навигационного оборудования. Эксперты отметили, что, возможно, один из зайцев, находившихся в кабине, мог случайно задеть переключатель питания.

Что общего

Как рассказал MSK1.RU один из администраторов телеграм-канала AVIAINCIDENT Тимур Фаткулов, обе эти катастрофы объединяет то, что их причины точно так и не установили.

— Следователи, которые разбирались с этими авиакатастрофами, не смогли прийти к окончательным выводам причин катастроф. Обе машины были достаточно современными, на них были ликвидированы «детские болезни» (ошибки проектирования, недоработки, которые исправляют в первые месяцы эксплуатации самолета. — Прим. ред.), — сказал MSK1.RU Фаткулов.

«Каждая из них была флагманом советского "Аэрофлота", а летный состав был хорошо подготовлен»

При этом он отметил, что Ту-104 — это «пионер реактивной авиации». И в большинстве своем они были переделаны с бомбардировщиков. Это относится и к британской de Havilland Comet и французской Sud Aviation Caravelle. Они все имели детские болезни, но к периоду трагедий их успешно устранили.

Как рассказал эксперт, к счастью следователей, сохранились параметры погибающих судов — они падали с большой скоростью на пикировании. Именно из-за этого у следователей появилось ощущение, что экипаж потерял пространственную ориентировку. Обе трагедии произошли в сложных метеоусловиях.

— Они случились при низкой облачности и ограниченной видимости. Это так называемый переходный период, когда районы полетов окутаны туманами. Именно в это время чаще могут происходить летные происшествия, — добавил Фаткулов.

«В облаках может любой потеряться. Если отказал авиагоризонт, то переключиться на работающие дублирующие приборы сложно и не каждый это может сделать»

Ранее мы писали, что вечером 23 августа в Тверской области разбился бизнес-джет главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. В результате авиакатастрофы погибли 10 человек, включая самого предпринимателя — его смерть подтвердили источники MSK1.RU в похоронной индустрии. «Суперджет» авиакомпании «Аэрофлот» совершил жесткую посадку и загорелся 5 мая 2019 года. После 28 минут полета пилоты приняли решение вернуться в Шереметьево. На борту находились 78 человек, 41 погиб.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
«Красные флажки» при выборе квартиры: юрист объяснил, на что нужно обратить внимание перед сделкой
Павел Желновод
адвокат
Мнение
Супер-Маша и Кристина: в прокат вышел фильм «Не одна дома» с Миланой Хаметовой — почему его стоит посмотреть родителям
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
Удалять или жить с ними: стоматолог — о том, что делать с зубами мудрости
Лилия Кузьменкова
Мнение
Бордюринг — новая религия? Почему жители Строгино просят мэра не тратить бюджет на их парк
Белла Донникова
Жительница московского района Строгино
Мнение
Американцы не поймут такого «переобувания»? Как выход Джо Байдена из президентской гонки отразится на выборах США
Виктор Козлов
медиатехнолог
Рекомендуем