Дороги и транспорт Две катастрофы в один день. Истории крушения самолетов в Подмосковье 13 октября

Две катастрофы в один день. Истории крушения самолетов в Подмосковье 13 октября

Обе трагедии случились с разницей в один год в 70-х

Пятница, 13 октября 1972-го стала роковой для пассажиров рейса из Петербурга в Москву на Ил-62. Самолет столкнулся с землей при подлете к Шереметьево — погибли все 174 человека. В этот же день потерпел крушение уругвайский авиалайнер FH-227. На нем летело 40 пассажиров и 5 членов экипажа, из которых выжило 12 человек. Трагедию назвали «Чудо в Андах» из-за того, что их нашли живыми через 72 дня.

Год спустя ровно в этот же день авиакатастрофу потерпел борт Ту-104Б из грузинского Кутаиси при заходе на посадку в Домодедово. Погибли 122 человека. А спустя 4 года, в 1977-м, у Як-40 «Аэрофлота», который летел из Ростова-на-Дону в Николаев, открылся грузовой люк. На него были прикреплены два ряда сидений. В итоге пассажиры, находившиеся на них, провисели за бортом самолета до самой посадки.

MSK1.RU рассказывает подробнее об авиакатастрофах, произошедших в Подмосковье с разницей в год.

Трагедия с Ил-62

Более 50 лет назад, 13 октября 1972 года, Ил-62 СССР-86671 вылетел из Парижа в Ленинград. На его борту везли гроб с прахом композитора Александра Глазунова, которого решили через 36 лет после смерти перезахоронить в родном городе на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Самолет успешно долетел до Питера, приземлился в аэропорту, где его покинула часть пассажиров. Следующим пунктом полета была Москва.

Ил-62М на аэродромной стоянке
Пассажирский салон второго класса турбореактивного дальнемагистрального самолета Ил-62

В Санкт-Петербурге на его борт зашли пассажиры, купившие билеты в Москву. Самолет поднялся в воздух со 164 пассажирами и 10 членами экипажа и взял курс на столицу. Погода в этот день соответствовала разрешенному минимуму, несмотря на сильную облачность.

Практически весь путь экипаж общался с диспетчерами. Последним сообщением оказалось их намерение снизится с 750 до 400 метров После этого самолет пропал с экранов радаров, а диспетчер не смог больше связаться с пилотами.

Как оказалось, самолет столкнулся с землей в 12 км от аэропорта Шереметьево. Сайт Airdisaster, публикующий детали авиакатастроф, писал, что экипаж приступил к выводу борта из снижения, но до самого столкновения не предпринял нужных действий для перехода в горизонтальный полет.

Пилотская кабина самолета Ил-62

В итоге Ил-62 влетел в землю на скорости 620 км/ч около торфяного озера Нерского. Сначала он задел ее правым крылом, а затем носовой частью фюзеляжа. После этого борт через примерно 300 метров столкнулся с деревьями, но продолжил движение. В итоге он проделал просеку длиной 200 метров. А его обломки оказались разбросаны на расстоянии полукилометра.

Что произошло в тот день на борту самолета, установить не удалось даже правительственной комиссии. Практически весь полет проходил штатно, бортовые самописцы не зафиксировали серьезных отклонений, которые могли привести к трагедии.

Однако сложности в расследовании добавил тот факт, что речевой самописец попросту не записал последние минуты переговоров пилотов. В нем закончилась магнитная проволока, на которую велась запись.

Среди же основных версий — нарушение работоспособности и нормального психофизиологического состояния экипажа, а также частичный отказ управления самолетом.

Падение Ту-104Б

Еще одна загадочная трагедия произошла в Подмосковье годом позже. 13 октября 1973 года из грузинского Кутаиси вылетел Ту-104Б СССР-42486 авиакомпании «Аэрофлот». На его борту находились 112 взрослых, 2 ребенка и 8 членов экипажа. Но 8 человек оказались на нем незаконно — без билетов.

Ту-104Б в аэропорту Ле Бурже во Франции

Самолет успешно вылетел из Грузии и долетел до Москвы. На подлете к Домодедово, в 11 км от полосы, диспетчер разрешил снижение до 400 метров. Спустя некоторое время экипаж доложил об успешном выполнении указаний и плохой работе компасов.

Салон самолета Ту-104

Спустя 1,5 минуты пилоты начали выполнять очередной разворот в сторону аэропорта с уже выпущенными шасси. На этом их связи с диспетчером оборвалась. Дальнейшие попытки связаться с экипажем оказались безуспешными.

Как оказалось, самолет столкнулся с землей на картофельном поле и полностью разрушился. При падении он зацепил несколько линий электропередачи, из-за чего ближайшие населенные пункты оказались без света.

Комиссия, которая расследовала катастрофу, пришла к выводу, что пилоты могли потерять ориентацию в пространстве из-за плохой видимости и отказа навигационного оборудования. Эксперты отметили, что, возможно, один из зайцев, находившихся в кабине, мог случайно задеть переключатель питания.

Что общего

Как рассказал MSK1.RU один из администраторов телеграм-канала AVIAINCIDENT Тимур Фаткулов, обе эти катастрофы объединяет то, что их причины точно так и не установили.

— Следователи, которые разбирались с этими авиакатастрофами, не смогли прийти к окончательным выводам причин катастроф. Обе машины были достаточно современными, на них были ликвидированы «детские болезни» (ошибки проектирования, недоработки, которые исправляют в первые месяцы эксплуатации самолета. — Прим. ред.), — сказал MSK1.RU Фаткулов.

«Каждая из них была флагманом советского "Аэрофлота", а летный состав был хорошо подготовлен»

При этом он отметил, что Ту-104 — это «пионер реактивной авиации». И в большинстве своем они были переделаны с бомбардировщиков. Это относится и к британской de Havilland Comet и французской Sud Aviation Caravelle. Они все имели детские болезни, но к периоду трагедий их успешно устранили.

Как рассказал эксперт, к счастью следователей, сохранились параметры погибающих судов — они падали с большой скоростью на пикировании. Именно из-за этого у следователей появилось ощущение, что экипаж потерял пространственную ориентировку. Обе трагедии произошли в сложных метеоусловиях.

— Они случились при низкой облачности и ограниченной видимости. Это так называемый переходный период, когда районы полетов окутаны туманами. Именно в это время чаще могут происходить летные происшествия, — добавил Фаткулов.

«В облаках может любой потеряться. Если отказал авиагоризонт, то переключиться на работающие дублирующие приборы сложно и не каждый это может сделать»

Ранее мы писали, что вечером 23 августа в Тверской области разбился бизнес-джет главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. В результате авиакатастрофы погибли 10 человек, включая самого предпринимателя — его смерть подтвердили источники MSK1.RU в похоронной индустрии. «Суперджет» авиакомпании «Аэрофлот» совершил жесткую посадку и загорелся 5 мая 2019 года. После 28 минут полета пилоты приняли решение вернуться в Шереметьево. На борту находились 78 человек, 41 погиб.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем