Дороги и транспорт репортаж «В этом и прикол, что нет цивилизации». Репортаж из самого необычного поезда Подмосковья, который едет из ниоткуда в никуда

«В этом и прикол, что нет цивилизации». Репортаж из самого необычного поезда Подмосковья, который едет из ниоткуда в никуда

Он «возит воздух» в окрестностях Шатуры, состоит из одного вагона и на него не нужен билет

Поезд из одного вагончика ежедневно бороздит глухие, но живописные места в Подмосковье

Транспорт в Москве развивается семимильными шагами. Помимо открытия 14 новых станций метро, в 2023 году в столичном регионе запустили два новых диаметра пригородных поездов: МЦД-3 и МЦД-4. Несмотря на периодически возникающие сбои, железная дорога в Москве и области в целом процветает. Даже Путин оценил наши современные и продвинутые электрички, предложив продлить наземное метро до столиц соседних регионов.

Однако всего в 130 километрах от центра Москвы начинается совсем другой мир. В окрестностях подмосковной Шатуры три раза в сутки курсирует очень необычный поезд. Он состоит всего из одного вагончика, и в нем почти не бывает пассажиров. Также на этот поезд практически невозможно купить билет. Именно поэтому пользователи Сети прозвали его «коммунистическим»: проезд-то фактически бесплатный.

Корреспонденты MSK1.RU прокатились на уникальном маршруте, соединяющем село Кривандино и поселок Рязановка. Рассказываем об увлекательном путешествии по живописным местам.

Торфяное царство и родственники из Франции: славная Шатура

Дорога до Шатуры начинается с Казанского вокзала. Это третий по загруженности вокзал в Москве: по данным РЖД, ежемесячно через его перроны проходит почти 4 миллиона человек. Отсюда ходят электрички: суперсовременные поезда идут по маршруту МЦД-3 до Жуковского и Раменского, а не слишком новые — изредка отправляются до Шатуры и далекого поселка Черусти, проезжая мимо малонаселенных деревень. На одну из таких электричек сели и мы.

Эта электричка была произведена более 15 лет назад

До Люберец наш поезд едет по маршруту МЦД-3, а потом поворачивает на восток. На ответвлении протяженностью 137 километров находится всего два города, и то небольших: Куровское (население 20 605 человек) и, собственно, Шатура (37 294 человека). Именно поэтому здесь обычно не очень много пассажиров. Но этот предпраздничный день в ноябре стал исключением: в потрепанном салоне практически не осталось свободных сидячих мест.

Многие местные работают или учатся в Москве, а на праздники едут домой, объяснила корреспондентам MSK1.RU пассажирка София.

— Я в Рошале живу (часть городского округа Шатура.— Прим. ред.). А так учусь в Москве на химика-технолога. У нас практически нет перспектив, негде работать. Зайцев еще много, да. А что поделать? Зарплаты у людей маленькие... Зато природа у нас красивая: однажды я даже увидела вереницу лосей, переходящих через дорогу, — рассказала она.

Пассажирка София любуется природными красотами Шатуры

За окном пролетают бескрайние леса из берез и сосен. Где-то на половине двухчасовой дороги у нас начались проблемы с сотовой связью, что говорит о «глухом» характере этой местности. К слову, билеты нам обошлись в 462 рубля только в одну сторону.

Безбилетников действительно немало: они здесь будто на работе, пошутила контролер Светлана в разговоре с MSK1.RU. Также она рассказала про главную цель нашего путешествия — чудо-поезд из Кривандино до Рязановки.

— Там один вагончик всего. Но, знаете, такой комфортный, уютный... Прям как маленький экспресс! Можно ли там купить билет? В Кривандино можете. А вот в Рязановке не знаю, есть ли там касса. По-моему, нет, — отметила она.

Контролер Светлана преграждает путь зайцам

Наконец мы проезжаем через Шатуру. Это место известно прежде всего своим мебельным комбинатом и торфяными болотами. В советское время здесь массово добывали торф, поэтому в прежние времена территория всего района была пронизана плотной сетью из железнодорожных линий, включая и узкоколейки. В наше время здесь уже давно не добывают природные ископаемые: деревни опустели, а почти все железнодорожные линии, кроме нашей, разобрали.

Иногда торфяные болота дают о себе знать: пожары на шатурских торфяниках в 2010 году стали основной причиной удушающего смога в Москве. Забавно, что у Шатуры есть город-побратим во Франции — живописный городок Шатору в долине Луары. Города стали побратимами исключительно из-за забавного созвучия.

«Никакой романтики в деревне нет»: поезд Кривандино — Рязановка и его обитатели

После двухчасовой тряски в вагоне мы были рады сойти на станции Кривандино. Здесь — небольшое село, входящее в состав городского округа Шатура. На высокую платформу прибывают электрички из Москвы, с низкой же — отправляется наш вагончик, который видно уже издалека.

1 из 4

Кассирша искренне удивилась нашему желанию купить билеты на поезд: по ее словам, их попросту никто не берет. Неудивительно, ведь на линии нет контролеров и кассы.

— Не берут билеты, некому ездить туда. (Улыбается.) Оформляйтесь к нам и будете ездить! — заявила она MSK1.RU.

Сам поезд представляет из себя небольшой вагончик на 78 сидячих мест. Впрочем, всего 6 из них было занято: поезд большую часть времени «возит воздух». Под мерный гул дизельного двигателя отправляемся в болотную глухомань.

Дизельный пассажирский поезд типа РА-1
В салоне практически нет пассажиров
Самый пушистый пассажир
1 из 4
Дизельный пассажирский поезд типа РА-1

Почти все из них планируют сойти на следующей после Шатуры остановке — в Осаново. Это один из самых крупных населенных пунктов на линии, не считая Рязановки. Практически все местные пересели на автобусы или на личный транспорт, рассказал MSK1.RU Валерий Николаевич, который живет здесь с рождения. Ветеран Афгана признал, что здесь отличная природа, но посетовал на отсутствие газа.

— Сюда большое начальство иногда приезжает, здесь крупные охотхозяйства. На уток охотятся, на кабанов. В свое время приезжал сам Шашков — министр морского флота. Но люди здесь плохо живут. Я живу без удобств, никакой романтики в деревне нет. Кто приедет сюда отдыхать, если туалет на улице? Хотя люди летом сюда еще ездят, — рассказал он. — Мне вот газ провести никак не могут, просто мафия какая-то. Положена субсидия на газификацию, но за работы по подключению денег просят.

Пенсионер Валерий Николаевич рассказывает о жизни в шатурских деревнях

Лет 10–20 назад здесь всё было заброшено, но сейчас жизнь потихоньку налаживается. Много кто из москвичей приезжает сюда на лето: дачников много, объяснила MSK1.RU пассажирка Маргарита. Она также подтвердила, что билеты здесь брать не принято.

— Билет теоретически можно купить в кассе в Кривандино, но никто их не покупает. Впрочем, у меня и так бесплатный проезд, так как я сопровождаю маленького ребенка. Место довольно глухое, но начали появляться дачные участки, поэтому всё восстанавливается. Когда три года назад хотели отменить поезд, люди не дали, — рассказала она. — Конечно, раньше на «кукушке» ездило больше людей, сейчас в основном летом только. Почему «кукушка»? Потому что людей прямо в лесу выбрасывает, прямо как кукушка своих птенцов.

Пассажирка Маргарита ласково называет одновагонный поезд «кукушкой»

Скоро мы остаемся совсем одни в салоне. Пока мы гадаем, где нас выбросит «кукушка», наслаждаемся природой и чистым воздухом, который пробивается сквозь щели в тамбуре. Порой даже забываешь, что находишься совсем рядом с Москвой. О дикости этого места говорит и тотальное отсутствие вменяемой интернет-связи: не ловит даже 3G.

Выход из поезда в «нигде»
Типичная остановка на линии
Редкие признаки цивилизации
1 из 4
Выход из поезда в «нигде»

Машинист Сергей подтвердил слова пассажиров о том, что летом здесь ездит намного больше, чем зимой. Также он передал привет нашим читателям.

«В этом и прикол, что нет цивилизации»: деревня с двумя жителями

Пока нас не настигла холодная осенняя ночь, сходим на одной из станций с заурядным названием Сазоново. Впрочем, технически это даже не станция — вокзал заброшен, а все пути, кроме одного, разобраны. Провожаем наш поезд взглядом и переходим к исследованию местности.

Поезд из «нигде» в «никуда»
Заброшенный вокзал станции Сазоново
1 из 3
Поезд из «нигде» в «никуда»

Судя по записям в журнале, станция закрылась еще в 2009 году. Заметно, что весь металл (в частности, чугунные батареи) был благополучно растаскан предприимчивыми людьми.

Мрачная атмосфера внутри здания вокзала
1 из 4
Мрачная атмосфера внутри здания вокзала

Прилегающая деревня выглядит еще мрачнее, чем вокзал. Многие из домов заброшены, и кругом тишина: можно услышать свое эхо даже во время обычного разговора. Вообще сюда лучше приезжать в резиновых сапогах: традиционная русская распутица дает о себе знать. Флаг России на одном из дворов на фоне ржавой радиаторной решетки от «копейки» замечательным образом передает атмосферу.

Заброшенная водонапорная башня
1 из 5

Тем не менее нам удалось отыскать двух жителей: Сергея и его соседа, пожелавшего остаться анонимным. Они рассказали, что прибывающий поезд слышно за 4–5 километров.

— Тут как в тайге: за 4–5 километров слышно. Аж в ушах звенит. Летом здесь бывают люди, а зимой мы вдвоем живем: я и сосед — рассказал Сергей. — 10 лет назад купили здесь дом: ребенок у меня аллергик, а тут воздух чистый очень. Ездим в школу в Осаново, поезд хотели закрыть, но, слава богу, не дали. Раньше тут железнодорожники жили, но еще в 90-е всё позакрывалось.

«В этом и прикол, что нет цивилизации. К пенсии надеюсь сюда окончательно переехать»

Сергей и белый кот составляют 2/3 от всего зимнего населения деревни

Обратный поезд на Кривандино встречаем уже в ночи. Тот же вагон, те же машинисты. Помощник машиниста заботливо интересуется: не замерзли ли? Еще полтора часа в пути, и мы возвращаемся на станцию «большой» железной дороги.

Поезд «ложится спать»
1 из 4

Что еще почитать

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем