В четверг, 29 февраля, Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию. Президент заявил, что первый маршрут строящейся высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург пройдет через Тверь и Новгород. А вице-премьер России Марат Хуснуллин уточнил, что движение могут запустить через пять лет.
Наши коллеги из «Фонтанки» выяснили, в какие сроки будут открывать разные участки ВСМ, а самое главное — сколько денег из бюджета на это потратят. А MSK1.RU узнал мнение экспертов об этих планах.
Как и за сколько будут открывать ВСМ
Первым планируют построить участок между Москвой и Питером. Его строительство начнут уже в этом году и планируют завершить в 2028-м. Обойтись работы могут в 1755,9 миллиарда рублей. Также, по данным «Фонтанки», для этого участка запустят 66 составов, каждый стоит по 5,3 миллиарда рублей.
В 2027-м приступят к строительству ж/д путей до Минска. Этот участок будет называться «Союз». Закончить работы над ним могут в 2033 году. А обойдется это в 1895,4 миллиарда рублей.
Следом возьмутся за участок между Москвой и Нижним Новгородом. К работам могут приступить в 2028 году, а закончат их в 2031 году. Обойдется этот проект чуть дешевле — в 1320,9 миллиарда рублей.
В четвертую очередь займутся участком от Москвы до Воронежа. Строительство железнодорожного пути длиною в 517 км продлится с 2030 по 2035 год. На это могут выделить 1609,4 миллиарда рублей.
Железнодорожный путь между Нижним Новгородом и Казанью будут прокладывать в 2032–2036 годах. Строительство еще 426 км дороги обойдется в 1440,6 миллиарда рублей.
В 2036 году начнут строить участок между Воронежем и Адлером, а завершат в 2040-м. Обойдется он, по прогнозам, в 3633,8 миллиарда рублей.
Между Казанью и Екатеринбургом прокладывать пути для высокоскоростных поездов будут с 2037 по 2042 год. Потратят на это 3389,4 миллиарда рублей.
Последней же откроют 200-километровую магистраль, которая соединит столицу с Рязанью. Ее строительство продлится с 2040 года по 2045-й. Этот участок обойдется в 1250,9 миллиарда рублей. В пересчете только один километр магистрали обойдется в 6,1 миллиарда рублей.
Мнение экспертов
Главный редактор интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков в разговоре с MSK1.RU сказал, что проект строительства ВСМ не только сложный и дорогостоящий, но это еще и большой вызов в технологическом плане. Он уточнил, что пользу от магистрали можно будет оценить только после открытия каждого ее участка.
— Например, постройка отдельного участка Москва — Тверь или Санкт-Петербург — Великий Новгород не даст примерно ничего, потому что основной пассажиропоток — между Москвой и Санкт-Петербургом. Даже построенная ВСМ всё равно как минимум первое время будет нагрузкой для бюджета. Выход на самоокупаемость произойдет не раньше 2038 года, — рассказал MSK1.RU транспортный эксперт.
По словам Яблокова, властям нужно быть уверенными на несколько лет вперед, что на строительство ж/д путей денег и других ресурсов точно хватит. А еще быть готовыми к тому, что проект может обойтись дороже.
— Финансовая модель проекта должна быть бронеустойчивой. Но даже выделение денег не застрахует от сложностей практически на каждом этапе реализации проекта. Это не просто подготовка землеотвода под железную дорогу и прокладка по нему каких-то рельсов, — отметил Павел Яблоков в разговоре с MSK1.RU.
Также эксперт рассказал, что таких масштабных железнодорожных строек в европейской части России давно не было. Запуск ВСМ может сравниться, например, с открытием ЦКАД или трасс М-11 или М-12 «Восток».
— Но и их было построить проще, чем будущую ВСМ. Для поездок по автомагистрали можно использовать тот же транспорт, что и на городских улицах (кроме низкоскоростных). Для будущей ВСМ нужны высокоскоростные электропоезда, которые в России пока не производят. А еще пути другого уровня и контактная сеть, которые могут выдерживать большие нагрузки, — указал главред «TR.ru — Транспорт в России».
«Это большой вызов для промышленности, и всё может пойти не так гладко по срокам, как планируется»
По оценке Яблокова, сумма в два триллиона рублей, которую планируют потратить на высокоскоростную магистраль, может сравниться с бюджетом на модернизацию 85% инфраструктуры городского электротранспорта до 2030 года.
— То есть за такие деньги можно сделать современными трамвайные и троллейбусные системы в более чем 100 городах страны, где живет суммарно больше 40% населения страны. А в регионах, где пройдет ВСМ-1 (первый участок ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга. — Прим. ред.), проживает только 20% населения, — подсчитал эксперт.
При этом новую ж/д магистраль нельзя назвать бесполезной. Павел Яблоков говорит, что по ней могут ходить и грузовые поезда. К тому же у открытия ВСМ будет «внешнеполитический эффект», так как высокоскоростные поезда есть далеко не во всех странах мира.
— Даже запуск к 2030 году участка Москва — Санкт-Петербург будет большим успехом. Это сложный проект, требующий нескольких лет подготовки и активного строительства. И только в 2027–2028 годах возможно будет начать масштабировать его на других направлениях. ВСМ-4 «Союз» до Минска имеет смысл реализовывать одним этапом, так как между столицами России и Белоруссии нет городов-миллионников, — отмечает транспортный аналитик.
По его мнению, участок магистрали между Москвой и Рязанью выглядит «непонятным фрагментом».
— Это скорее задел на будущее от какой-то более длинной магистрали, выходящей за горизонт планирования. Рязань — не такой большой город и находится близко к Москве. Если в других случаях ВСМ в корне меняет логистику — возможность поездки, в том числе в формате «утром — туда, вечером — обратно», вместо двух ночевок в дороге, — то здесь такой трансформации не будет, — говорит Павел Яблоков.
Специалисты Научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» при РУТ МИИТ оценивают сроки строительства ВСМ как «реалистично оптимистичные». Несмотря на то что стройки всегда преподносят «сюрпризы».
— Основная неопределенность — в разработке отечественных высокоскоростных поездов. Это инновационная разработка с большим количеством деталей, которые необходимо разработать с нуля, — отметили в разговоре с MSK1.RU специалисты ЦНКТИ.
По словам экспертов, оценить стоимость строительства сложно из-за инфляции.
— Из ряда вон выходящего ничего нет, кроме непропорционально высокой стоимости участка Воронеж — Адлер. Гористый рельеф линии Краснодар — Туапсе — Адлер требует большого количества тоннелей и других искусственных сооружений. Это кратно увеличивает стоимость строительства по сравнению с равнинными линиями. Скорее всего, рано или поздно участок Краснодар — Адлер будет выделен в отдельный этап, — считают специалисты ЦНКТИ.
Ранее MSK1.RU рассказывал, сколько будет стоить проезд по высокоскоростной магистрали, а также где будут останавливаться поезда.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».