MSK1
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Москве

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

1 м/c,

вос.

744мм 74%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,58
Дороги и транспорт Послание Федеральному собранию подробности «Всё может пойти по срокам не так гладко». Эксперты оценили планы по открытию высокоскоростной магистрали из Москвы

«Всё может пойти по срокам не так гладко». Эксперты оценили планы по открытию высокоскоростной магистрали из Москвы

Железную дорогу начнут строить по частям уже с этого года

В четверг, 29 февраля, Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию. Президент заявил, что первый маршрут строящейся высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург пройдет через Тверь и Новгород. А вице-премьер России Марат Хуснуллин уточнил, что движение могут запустить через пять лет.

Наши коллеги из «Фонтанки» выяснили, в какие сроки будут открывать разные участки ВСМ, а самое главное — сколько денег из бюджета на это потратят. А MSK1.RU узнал мнение экспертов об этих планах.

Как и за сколько будут открывать ВСМ

Первым планируют построить участок между Москвой и Питером. Его строительство начнут уже в этом году и планируют завершить в 2028-м. Обойтись работы могут в 1755,9 миллиарда рублей. Также, по данным «Фонтанки», для этого участка запустят 66 составов, каждый стоит по 5,3 миллиарда рублей.

В 2027-м приступят к строительству ж/д путей до Минска. Этот участок будет называться «Союз». Закончить работы над ним могут в 2033 году. А обойдется это в 1895,4 миллиарда рублей.

Следом возьмутся за участок между Москвой и Нижним Новгородом. К работам могут приступить в 2028 году, а закончат их в 2031 году. Обойдется этот проект чуть дешевле — в 1320,9 миллиарда рублей.

В четвертую очередь займутся участком от Москвы до Воронежа. Строительство железнодорожного пути длиною в 517 км продлится с 2030 по 2035 год. На это могут выделить 1609,4 миллиарда рублей.

Железнодорожный путь между Нижним Новгородом и Казанью будут прокладывать в 2032–2036 годах. Строительство еще 426 км дороги обойдется в 1440,6 миллиарда рублей.

В 2036 году начнут строить участок между Воронежем и Адлером, а завершат в 2040-м. Обойдется он, по прогнозам, в 3633,8 миллиарда рублей.

Между Казанью и Екатеринбургом прокладывать пути для высокоскоростных поездов будут с 2037 по 2042 год. Потратят на это 3389,4 миллиарда рублей.

Последней же откроют 200-километровую магистраль, которая соединит столицу с Рязанью. Ее строительство продлится с 2040 года по 2045-й. Этот участок обойдется в 1250,9 миллиарда рублей. В пересчете только один километр магистрали обойдется в 6,1 миллиарда рублей.

Мнение экспертов

Главный редактор интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков в разговоре с MSK1.RU сказал, что проект строительства ВСМ не только сложный и дорогостоящий, но это еще и большой вызов в технологическом плане. Он уточнил, что пользу от магистрали можно будет оценить только после открытия каждого ее участка.

— Например, постройка отдельного участка Москва — Тверь или Санкт-Петербург — Великий Новгород не даст примерно ничего, потому что основной пассажиропоток — между Москвой и Санкт-Петербургом. Даже построенная ВСМ всё равно как минимум первое время будет нагрузкой для бюджета. Выход на самоокупаемость произойдет не раньше 2038 года, — рассказал MSK1.RU транспортный эксперт.

По словам Яблокова, властям нужно быть уверенными на несколько лет вперед, что на строительство ж/д путей денег и других ресурсов точно хватит. А еще быть готовыми к тому, что проект может обойтись дороже.

— Финансовая модель проекта должна быть бронеустойчивой. Но даже выделение денег не застрахует от сложностей практически на каждом этапе реализации проекта. Это не просто подготовка землеотвода под железную дорогу и прокладка по нему каких-то рельсов, — отметил Павел Яблоков в разговоре с MSK1.RU.

Также эксперт рассказал, что таких масштабных железнодорожных строек в европейской части России давно не было. Запуск ВСМ может сравниться, например, с открытием ЦКАД или трасс М-11 или М-12 «Восток».

— Но и их было построить проще, чем будущую ВСМ. Для поездок по автомагистрали можно использовать тот же транспорт, что и на городских улицах (кроме низкоскоростных). Для будущей ВСМ нужны высокоскоростные электропоезда, которые в России пока не производят. А еще пути другого уровня и контактная сеть, которые могут выдерживать большие нагрузки, — указал главред «TR.ru — Транспорт в России».

«Это большой вызов для промышленности, и всё может пойти не так гладко по срокам, как планируется»

По оценке Яблокова, сумма в два триллиона рублей, которую планируют потратить на высокоскоростную магистраль, может сравниться с бюджетом на модернизацию 85% инфраструктуры городского электротранспорта до 2030 года.

— То есть за такие деньги можно сделать современными трамвайные и троллейбусные системы в более чем 100 городах страны, где живет суммарно больше 40% населения страны. А в регионах, где пройдет ВСМ-1 (первый участок ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга. — Прим. ред.), проживает только 20% населения, — подсчитал эксперт.

При этом новую ж/д магистраль нельзя назвать бесполезной. Павел Яблоков говорит, что по ней могут ходить и грузовые поезда. К тому же у открытия ВСМ будет «внешнеполитический эффект», так как высокоскоростные поезда есть далеко не во всех странах мира.

— Даже запуск к 2030 году участка Москва — Санкт-Петербург будет большим успехом. Это сложный проект, требующий нескольких лет подготовки и активного строительства. И только в 2027–2028 годах возможно будет начать масштабировать его на других направлениях. ВСМ-4 «Союз» до Минска имеет смысл реализовывать одним этапом, так как между столицами России и Белоруссии нет городов-миллионников, — отмечает транспортный аналитик.

По его мнению, участок магистрали между Москвой и Рязанью выглядит «непонятным фрагментом».

— Это скорее задел на будущее от какой-то более длинной магистрали, выходящей за горизонт планирования. Рязань — не такой большой город и находится близко к Москве. Если в других случаях ВСМ в корне меняет логистику — возможность поездки, в том числе в формате «утром — туда, вечером — обратно», вместо двух ночевок в дороге, — то здесь такой трансформации не будет, — говорит Павел Яблоков.

Специалисты Научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» при РУТ МИИТ оценивают сроки строительства ВСМ как «реалистично оптимистичные». Несмотря на то что стройки всегда преподносят «сюрпризы».

— Основная неопределенность — в разработке отечественных высокоскоростных поездов. Это инновационная разработка с большим количеством деталей, которые необходимо разработать с нуля, — отметили в разговоре с MSK1.RU специалисты ЦНКТИ.

По словам экспертов, оценить стоимость строительства сложно из-за инфляции.

— Из ряда вон выходящего ничего нет, кроме непропорционально высокой стоимости участка Воронеж — Адлер. Гористый рельеф линии Краснодар — Туапсе — Адлер требует большого количества тоннелей и других искусственных сооружений. Это кратно увеличивает стоимость строительства по сравнению с равнинными линиями. Скорее всего, рано или поздно участок Краснодар — Адлер будет выделен в отдельный этап, — считают специалисты ЦНКТИ.

Ранее MSK1.RU рассказывал, сколько будет стоить проезд по высокоскоростной магистрали, а также где будут останавливаться поезда.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем