Дороги и транспорт «Таксисты берут на себя риски». Что делать, если вас оштрафовали за непристегнутый ремень на заднем сиденье

«Таксисты берут на себя риски». Что делать, если вас оштрафовали за непристегнутый ремень на заднем сиденье

Разбираемся с экспертами, кто должен платить в такой ситуации

Эксперты рассказали, на ком лежит ответственность за проезд без ремня безопасности

Февраль и март ежегодно становятся месяцами, когда во всех городах России усиливается контроль за водителями. Причина тому — обилие выходных дней, праздничные застолья и закономерное повышение аварийности.

Автомобилисты уже не удивляются частым рейдам по поиску нетрезвых водителей и проверке техосмотра. Однако в этом году москвичи заметили, что внимание сотрудников ГИБДД привлекли пассажиры. Несколько читателей MSK1.RU рассказали о том, что получили штрафы за непристегнутый ремень, передвигаясь по городу на заднем сиденье такси.

Пассажиры такси часто садятся сзади и забывают или вовсе пренебрегают мерами безопасности. Придется ли за это отвечать перед законом? Кто должен выплачивать в такой ситуации штраф: водитель или пассажир? Что делать, если таксист обвиняет вас и требует перевести ему денег? Разбираемся вместе с экспертами.

Что грозит

Как объяснил MSK1.RU правозащитник и автоюрист Максим Едрышов, в правилах дорожного движения ответственность возлагается и на пассажира — быть пристегнутым, и на водителя — перевозить только пристегнутых пассажиров.

— Выписать штраф за непристегнутый ремень могут у нас и водителю, и пассажиру. Водителю выписывают штраф 1000 рублей. Пассажир, если он не пристегнулся, подлежит наказанию в 500 рублей, — объяснил он. — Это всё достаточно давно существует, просто на это раньше особо, по всей видимости, не обращали внимания.

Но на практике бывает всякое. Например, наш читатель Руслан рассказал, что его сотрудники ГИБДД не стали наказывать. Молодой человек возвращался поздним вечером из офиса домой на такси, сел на заднее сиденье и не стал пристегиваться. Автомобиль остановили «гаишники», с документами у водителя было всё в порядке, а вот безопасность пассажира у полицейских вызвала вопросы.

— Ко мне они даже не обращались и не задавали никаких вопросов, — рассказал MSK1.RU житель столицы. — Диалог был только с таксистом, у него спросили, почему не пристегнут пассажир, на что тот ответил: «А что мне его надо заставить?».

В итоге на таксиста составили протокол по статье 12.6 КоАП — «Нарушение правил применения ремней безопасности», в котором указали сумму штрафа — 1000 рублей. Всё это время, по словам Руслана, он сидел в машине и ждал, пока разбирательство закончится. Ему никаких документов не выдали.

Что делать, если вас «поймали» без ремня

Руслан с таксистом решили вопрос «полюбовно»: разделили штраф пополам на двоих. Платить водителю за свою оплошность или нет, вопрос скорее этический, считает автоюрист Максим Едрышов. По его мнению, закон не случайно предусматривает большую ответственность именно для водителя.

— Вообще, если водитель оплачивает штрафы сразу, ему делают скидку в 50%, — рассказал эксперт. — Поэтому в этой ситуации такое разделение нельзя в полной мере назвать справедливым. Получается, весь штраф полностью отплатил пассажир, — обратил внимание Едрышов.

«Переводить деньги таксисту за штраф всё-таки не очень хорошо. Он должен сам это контролировать и имеет право отказать в поездке»

Может ли водитель выгнать непристегнутого пассажира

Ситуации, когда водитель целенаправленно просит пассажира заднего сиденья пристегнуться перед поездкой, происходят нечасто. За таксистов сейчас это в основном делает голосовой помощник приложения. Но многие не обращают на этот призыв никакого внимания. Президент ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов уверен, что среди таксистов единицы будут настаивать на своем в споре с пассажиром по поводу ремня безопасности.

— Основная масса водителей такси, к сожалению, идет на поводу у клиента. Просто не хотят получать предупреждения от сервиса, быть заблокированы и лишены заработка, — объяснил Михайлов. — Поэтому вынуждены с пассажирами в этом плане особо не настаивать.

По его мнению, власть в такой ситуации в руках пассажира: он может оставить негативный отзыв или обратиться в службу поддержки сервиса, если просьбы водителя покажутся ему навязчивыми или грубыми.


— Чаще всего происходят ситуации, когда пассажир начинает возмущаться и жалуется, но не рассказывает в службу поддержки о том, что водитель требовал от него пристегнуться: просто напишет, что водитель неадекватно себя ведет, — рассказал глава ассоциации таксистов.

«Некоторые пассажиры даже пытаются сэкономить таким образом на поездке или потребовать от сервиса скидку»

При этом эксперт отметил, что водитель несет ответственность за любого пассажира, которого он перевозит, и он обязан потребовать от пассажира, чтобы он был пристегнут, чего бы это ни стоило.

— Но есть такие безответственные водители, которые, например, детей перевозят без детских кресел. Это крайне опасная история, — сказал MSK1.RU Михайлов. — Таксист может не осознавать, какая тут степень ответственности. Думает, что пронесет, как говорится.

«Я лично видел судебную практику, когда за непристегнутого ребенка возбуждают уголовное дело на перевозчика и дают ему несколько лет колонии»

— Но, к сожалению, некоторые водители берут на себя такие риски и без детских кресел возят граждан. А потом пассажиры не понимают, почему это другой, более ответственный таксист требует от них усадить ребенка в кресло? На этой почве тоже возникают конфликты, — объяснил он.

В столичном ГИБДД подсчитали, что за первые два месяца 2024 года произошло 24 аварии, в которых пострадали 26 детей. В 15% случаях не использовались детские удерживающие устройства и ремни безопасности.

Что делать, если в такси нет ремня безопасности

В пресс-службе «Яндекс GO» рассказали, что если в автомобиле во время поездки не было доступа к ремням безопасности или они были сломаны, пользователь может отметить это в приложении.

— Когда сервис получает подобный сигнал, водителя просят проверить исправность и доступность ремней безопасности на всех местах в автомобиле или его могут пригласить для очной проверки машины, — объяснили в компании. — Машины, на которых выполняются заказы сервиса, регулярно проходят фотоконтроль. Система проверяет наличие ремней безопасности и их замков (фиксаторов), доступность этого оборудования для водителя и его пассажиров во время поездки.

Прошлой осенью следить за ремнями безопасности начали видеокамеры с искусственным интеллектом. По данным на сентябрь 2023 года, из 500 «умных» приборов 206 могут определить, пристегнут передний пассажир или нет.

Ранее мы рассказывали, что в Москве таксисту пришел штраф за то, что он потрогал себя за ухо. MSK1.RU также рассказывал о случае штрафа водителя Mercedes за ублажение девушки на скорости 70 км/ч.

Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
ТОП 5
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
Кремль, мороженое из огурца, бани по московским ценам. Почему нужно ехать в Суздаль и что посмотреть в городе Золотого кольца
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем