26 марта в Москве стартовал сезон проката электросамокатов. Несмотря на ужесточение ПДД, тысячи взрослых и детей выкатились на улицы города. Самокатчики рады весенней погоде и большим скоростям. Но их радость не разделяют водители авто и пешеходы. По результатам опроса, проведенного среди наших читателей, почти четверть назвали электросамокаты худшим видом транспорта для передвижения по столице. Они полагают, что он угрожает жизни пешеходов и серьезно мешает водителям.
Однако корреспондент MSK1.RU Никита Путятин считает, что у самоката есть масса плюсов, которые многие незаслуженно игнорируют. В своей колонке он как ежедневный пользователь проката защищает репутацию кикшеринга. Также Никита объясняет, что нужно сделать, чтобы примирить как и самокатчиков, так и остальных участников дорожного движения.
Время — деньги
На самокатах рассекают не только подростки, которые желают самоутвердиться и «поиграть в шашки» с пешеходами. По моему опыту, подавляющее большинство самокатчиков — люди, которые ценят свое время и деньги. Это не только курьеры, но и солидные работники крупных компаний. Я лично знал владельца одной IT-компании, который, имея Bentley в гараже, ездил за своим любимым кофе исключительно на прокатном самокате.
— Очень удобно. На машине пока выедешь из гаража, пока припаркуешься, пока навернешь все круги по старой Москве — уже вечность пройдет. А тут сел, поехал, приехал и забыл, — рассказывал мне Вадим.
Всё дело в том, что электросамокаты относятся к модной категории транспорта «последней мили». К ней относятся и велосипеды, и всё прочее, что может передвигаться по тротуарам и не занимать много места. Транспорт «последней мили» идеален для коротких поездок на небольшие расстояния (до трех километров).
Объясню на личном примере. Мне недавно нужно было попасть из точки «А» около Старого Арбата в точку «Б» у метро «Парк Культуры» (расстояние — 1,5 километра). Вместе со всеми спусками и подъемами поездка на метро занимает больше 15 минут. Автобус с учетом ожидания — аналогично. Такси — вариант хороший, но дорогой. Поездка на такси в районе 10 часов утра мне бы вышла в 17 минут (включая время подачи) и 229 рублей. Уж лучше тогда пешком: это хоть и 20 минут, зато бесплатно.
А какой результат у самоката? Невероятные 8 минут всего за 60 рублей. Стоит оговориться, что у меня подключена специальная подписка на год за 800 рублей, которая уже тысячи раз себя окупила. Однако даже с учетом цены старта (от 30 до 50 рублей) поездка выходит в два раза дешевле и в два раза быстрее, чем на такси. Подобные условия есть у всей большой «самокатной троицы» (Whoosh, Urent и «Яндекс Go»).
Эти 8–10 минут экономии реально себя оправдывают, если ты опаздываешь на работу или учебу. Да и вообще время — деньги. Особенно в таком мегаполисе, как Москва.
Также самокаты — это легко и удобно. Вы не тратитесь на обслуживание, не платите за парковку и не терпите общество незнакомых людей (идеально для интровертов). Ну и потеть не надо, как на обычном велосипеде с педалями.
В Москве сезон открыли только три кикшеринговых сервиса. Лидером стал «Яндекс.Go», на втором месте расположился «Юрент», а тройку замыкает Whoosh. Такая расстановка сил сохраняется второй год подряд. По данным аналитиков «Мегафона», за первые 7 дней сезона мобильный трафик в крупнейших приложениях кикшеринговых сервисов подскочил на 86% относительного первой недели начала прошлогоднего открытия проката. При этом большинство поездок происходят в будние дни — в выходные электросамокатами в городе пользуются почти в два раза реже.
Самокаты — убийцы?
В нашем обществе бытует мнение, что электросамокаты не более чем вредная безделушка. Многие, начитавшись новостей об очередном ДТП с прокатными самокатами, и вовсе предлагают их запретить с криком: «Самокаты — убийцы!»
Между тем в Москве уже 60 тысяч прокатных самокатов. Это больше, чем в помешанном на экологии Берлине! Однако автомобилей в Москве всё равно больше — аж в целых 63,5 раза (3,81 миллиона). Соответственно, и в ДТП они попадают чаще чисто математически. Это еще не говоря про смертельные случаи: глупо сравнивать по опасности многотонную легковушку и 20-килограммовый самокат. Скорости у этих двух видов транспорта тоже кардинально отличаются.
Тем не менее проблема пьяных и не совсем адекватных самокатчиков действительно остается актуальной. Несмотря на номерные знаки и новые правила ПДД, взять самокат может практически любой. При этом нет никакого контроля: не будут же сотрудники ДПС стоять на тротуарах и ловить лихачей?
Также странной выглядит идея с «алкозамками» на руле: ограничение легко обходится, если позвать трезвого друга или простого прохожего. Не зря же 10 лет назад власти отказались вводить подобную меру для легковых автомобилей.
Сами кикшеринговые компании тоже борются с неадекватной ездой. Однако вся их деятельность ограничивается мемами и 5-процентной скидкой за прохождение теста ПДД в приложении.
8 важных правил для самокатчиков
Для того чтобы пешеходы и водители перестали ненавидеть двухколесных летунов, вместо мифических штрафов лучше научить людей правильно ездить. Это совсем несложно — соблюдайте всего несколько простых правил, и число несчастных случаев заметно снизится.
1. Никогда не ездить вдвоем на одном самокате
Понятное дело, что кататься вдвоем, а то и втроем и даже вчетвером — крайне весело и дешево. Если ты гуляешь с девушкой, такой способ поездки даже начинает отдавать романтикой.
Однако так делать никогда нельзя. И не потому что я жалею упущенные деньги сервисов за аренду дополнительного самоката. Всё просто: когда на узкую дощечку становятся сразу два человека, самокат становится неуправляемым. Чистая физика: смещается центр тяжести, который мешает входить в повороты и оперативно тормозить. Это особенно ощущается на скорости 25 км/ч (максимально возможная скорость для самокатов. — Прим. ред.).
В лучшем случае ваш попутчик просто грохнется на асфальт. В худшем — вы протараните толпу пешеходов и влетите на многомиллионные судебные иски.
2. Никогда не садится за руль пьяным
Да, самокат — это не машина. Однако от этого не перестает быть средством повышенной опасности, как и любой транспорт. Алкоголь снижает реакцию, а на дороге порой даже считаные секунды решают. Не успел притормозить — сбил пенсионерку и сел в тюрьму.
3. Всегда держать руку на тормозе
Единственное правильное положение правой руки — большой палец на ручке газа, а остальные — на рычаге тормоза. Тормозить придется часто: на тротуарах часто гуляют и дети, и животные. Они могут выскочить перед вами в любой момент.
4. Всегда притормаживайте перед большим скоплением пешеходов
В часы пик на тротуарах всегда много людей. Да, у вас есть звоночек, нажав на который, пешеходы, по идее, должны расступиться. Однако многие идут приклеенные к экрану смартфонов, кто-то даже в наушниках. Вас могут просто не услышать. Поэтому сбрасывайте скорость до 5–10 километров в час и аккуратно объезжайте людей. Объехали и впереди пустая дорога? Смело прибавляйте. Но до объезда извольте ехать в скорости потока. Даже если вы на велодорожке.
5. Смотрите под ноги и по сторонам
По правилам, у самокатов приоритет перед автомобилями, выезжающими из дворовых проездов. На практике вас могут просто сбить и не заметить. Поэтому если вы видите впереди пересечение, обязательно притормозите и посмотрите: не едет ли там кто? Если же вы видите «зебру», то надо спешиваться. Это и по правилам дорожного движения, и по правилам здравого смысла: водитель в 99% случаях заметит медленно идущего пешехода, а быстрый самокат — вряд ли.
6. Аккуратнее в подземных переходах
Также стоит спешиваться на пандусах подземных переходов. Конечно, велик соблазн проехаться по гладкой горке, но нет никаких гарантий, что в условиях ограниченного пространства вы не «впечатаетесь» в двухколесного собрата или маму с коляской.
7. Бойтесь курьеров на электровелосипедах
Самая главная опасность у самокатчиков — курьеры на электровелосипедах. Во-первых, максимальная скорость у их тяжелых тарантасов выше — обычно в районе 40 км/ч. Во-вторых, курьеры всегда будут двигаться на скорости, близкой к максимальной: заказы сами себя не развезут. Поэтому действуем по простому алгоритму: увидели электровелосипед на горизонте — тормозите и отъезжайте в сторону. Автомобильное правило трех «Д» (Дай Дураку Дорогу. — Прим. ред.) применимо и к электросамокатам.
8. Никогда, слышите, никогда не выезжайте на проезжую часть
Теоретически вы можете выехать на проезжую часть, если нет тротуара. Однако в таком случае лучше выбрать альтернативный маршрут: легковушки, которые мчат со скоростью 60 км/ч (а то и больше), вас просто не заметят. Особенно это касается перестроений — окажетесь под колесами в два счета.
Прочитали? Тогда можно смело скачивать приложение и осваивать пресловутый «транспорт последней мили», не боясь навлечь на себя гнев пешеходов и водителей. Пользоваться кикшерингом можно будет вплоть до поздней осени. А узнать больше о контроле за соблюдением правил езды на самокате можно в нашем специальном материале.
Согласны с автором?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».