В районе ТПУ «Серп и Молот» начали строить трамвайную линию, которую москвичам обещали еще с 2021 года. В следующем году на шоссе Энтузиастов закрыли часть путей, а чиновники предложили жителям многоэтажек у станций «Римская» и «Площадь Ильича» пользоваться компенсационными автобусами, на которые те жаловались. Показываем, как строят новую трамвайную линию, и рассказываем, кто получит за нее крупную сумму.
Как изменится улица Сергия Радонежского и Рогожская застава
Главные работы развернулись на улице Сергия Радонежского. По словам корреспондента MSK1.RU, сейчас рабочие перекрыли три полосы вдоль нечетной стороны Сергия Радонежского и огородили внушительную часть тротуара.
Там строят трамвайные пути, которые затем соединят с уже существующими на бульваре Энтузиастов и на Костомаровском мосту.
По новому участку пустят два маршрута № 8 и 24. Они будут идти от «Курского вокзала» до «Новогиреево». На восьмом маршруте будут ездить 30 трамваев, на 24-м — 15. Также вернут привычные маршруты № 12, 38 и 46. Причем власти Москвы планируют вдвое увеличить частоту движения транспорта на этом участке.
Но не всех москвичей обрадовало открытие трамвайной линии на Сергия Радонежского. Дело в том, что под нее заберут до двух автомобильных полос. Из-за этого в соцсетях развернулся спор.
— На Андроньевской площади будет ад. Там и без этого плохо, а будет вообще черт знает что. И на фоне этого будут проплывать пустые трамваи, — поделился мнением один пользователь.
— Пробки в городе не из-за трамвая, не из-за выделенки и не из-за светофоров. Садись в пустой трамвай и проплывай себе спокойненько. Я вообще не понимаю, зачем в Москве люди ездят на автомобиле, — отметил ему Андрей.
Власти также хотят сделать дополнительную полосу для левостороннего поворота с бульвара Энтузиастов на улицу Рогожский Вал.
На улице Сергия Радонежского построят полосу, которая разделит проезжую часть и отделит ее от новых трамвайных путей. Крайняя правая полоса будет выделенкой для автобусов. А для велосипедистов сделают выделенную дорожку вдоль улицы Сергия Радонежского шириной в 2,5 метра — там будет двустороннее движение.
Кто получит миллиарды за укладку рельс
На эти работы московские власти потратили 2,1 миллиарда рублей. Их заказало ГКУ «Управление капитального ремонта и строительства» Москвы, подведомственное одноименному департаменту мэрии столицы. А госконтракт выиграл один из крупнейших подрядчиков всего московского благоустройства — АО «Агентство развития перспективных технологий» («АРПТ»).
В техническом задании для «АРПТ» нет четких сроков, когда планируют запустить движение трамваев. Но завершить работу должны через 250 дней с момента заключения контракта (с 20 марта 2024 года). То есть закончить ремонт путей должны к концу ноября 2024 года. При этом контракт действует до 31 декабря 2025 года.
За 2023 год выручка компании составила 11,2 миллиарда рублей, чистая прибыль — 985,3 миллиона рублей.
«АРПТ» плотно работает с московскими департаментами капитального ремонта и ЖКХ. С 2014 года от них и их структур компания получила 93 госконтракта общей стоимостью в 40,6 миллиарда рублей. «Агентство развития перспективных технологий» в этом году также занимается засекреченным благоустройством парка «Сокольники».
В 2023-м компания ремонтировала Воробьевскую набережную, а в 2022-м — парки «Покровское-Стрешнево», «Кусково» и Битцевского леса. Тогда проекты благоустройства этих территорий нигде не публиковались, а договоры заключили без торгов на сайте госзакупок.
Выгоду с компании получают выходцы из Азербайджана Вадим Манаширов и Этибар Амиров. Манаширов — один из попечителей фонда РЕК ЮСКФО, который занимается сохранением и развитием национальных традиций российских евреев.
Этибар Амиров же был совладельцем «Инвестиционной группы «Сигма»», которой принадлежит фуд-молл «Депо» на Лесной улице. Прибыль с этого гастромаркета также получают Банил Исхаков, родственник владельца рынка «Южные ворота», и дети Ильгама Рагимова, однокурсника президента России Владимира Путина.
Что еще нужно знать о компании
«АРПТ» получает крупные контракты не только в Москве. Например, в 2023 году компания получила самые крупные госконтракты в Ставрополье на реставрацию ансамбля железнодорожного вокзала в Кисловодске;
в мае и июле 2023 года во время проверок управление по вопросам миграции ГУ МВД выявило, что «Агентство развития перспективных технологий» не сообщило в органы, что нанимает на работу мигрантов;
в 2017 году московское УФАС вскрыло картельный сговор между «Агентством развития перспективных технологий» и «Орбита сервис» на право установки архитектурно-художественного освещения улиц и зданий Москвы, а также транспортных развязок на пересечениях МКАД. По данным службы, компании с июля по декабрь 2016 года приняли участие в четырех торгах, максимальная цена контрактов по которым составила 625,9 миллиона рублей. Начальная стоимость контрактов из-за этого существенно не менялась, а после компании фактически отказались от конкуренции, поэтому оказание услуг для Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы осуществлялось по существенно завышенным ценам.
Ранее MSK1.RU писал, что уже в этом году на улицах Москвы появятся беспилотные трамваи. На некоторых маршрутах они будут развозить пассажиров уже летом — в тестовом режиме.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».