Дороги и транспорт Станции не выдержат нагрузку и «лопнут»? Транспортные эксперты — о том, почему пассажиры московского метро мучаются в давках

Станции не выдержат нагрузку и «лопнут»? Транспортные эксперты — о том, почему пассажиры московского метро мучаются в давках

Собрали топ самых загруженных станций и линий с начала 2024 года

Стало известно, какие станции и линии московского метро самые загруженные с начала 2024 года

Каждый день в московскую подземку спускаются несколько миллионов человек. Многие в спешке забегают в метро по дороге на работу или домой, пытаясь спастись от пробок. Да и сама подземка растет будто на дрожжах.

Новых станций и линий становится всё больше. Только в 2023 году открыли 14 новых станций метро и 74 железнодорожных, которые вошли в состав МЦД. Но пассажиры уверены: сколько их ни строй, в одних частях метро «густо», а в других — «пусто». Неизменно одно — в часы пик москвичи всё также продолжают жаловаться на скопления людей в вагонах, платформах и вестибюлях.

Мы изучили статистику из открытых данных правительства Москвы и узнали, какие станции столичной подземки наиболее загружены. Транспортные эксперты рассказали MSK1.RU, с чем это связано и можно было бы сделать столичную подземку удобнее на этапе планирования.

Приблизительное количество поездок MSK1.RU рассчитывал по следующему принципу: мы брали статистику с сайта правительства Москвы за I квартал 2024 года. Затем складывали числа пассажиров, совершивших вход или выход на конкретных станциях или линиях. А после делили сумму на два, исходя из логики, что один пассажир подземки за одну поездку по разу входит в метро и выходит. Данные по нескольким станциям были указаны в значении «0», поэтому корректно посчитать пассажиропоток не везде представилось возможным.

Топ-10 самых загруженных станций московского метро

Статистика по самым загруженным станциям московского метро за I квартал 2024 года

  • «ВДНХ» — 7 млн 191 тыс. поездок;

  • «Комсомольская» — 7 млн 98 тыс. поездок;

  • «Щелковская» — 5 млн 930 тыс. поездок;

  • «Новогиреево» — 5 млн 384 тыс. поездок;

  • «Выхино» — 5 млн 203 тыс. поездок;

  • «Китай-Город» — 5 млн 50 тыс. поездок;

  • «Теплый Стан» — 4 млн 930 тыс. поездок;

  • «Царицыно» — 4 млн 841 тыс. поездок;

  • «Бульвар Дмитрия Донского» — 4 млн 796 тыс. поездок;

  • «Домодедовская» — 4 млн 793 тыс. поездок.

По словам транспортного эксперта и редактора интернет-издания «Транспорт в России» Павла Яблокова, строительство сложных транспортных объектов, к которым относится и инфраструктура Московского метрополитена, — это всегда определенный компромисс между сложностью вместе с высокой стоимостью строительства и удобством для пассажиров. Именно поэтому нередко происходит так, что власти ставят на первое место не пассажиров, а стройку.

— Анализируя пассажиропотоки на станциях метро и опираясь на статистику входов и выходов, делать выводы о востребованности станций не всегда корректно по той причине, что вход и выход — далеко не всегда единственная или главная функция станции. Линии московского метро объединены в общую сеть благодаря пересадкам. И не самые популярные на вход/выход станции могут быть активно задействованы в качестве пересадочных. Плюс в одном пересадочном узле выходы могут быть приписаны к разным станциям, — объяснил эксперт.

В IV квартале 2023 года на первом месте по загруженности была станция «Комсомольская». И это объяснимо: именно в это время начинается новый учебный год, люди возвращаются из отпусков, и во второй половине года нет длинных праздничных дней. В I квартале 2024 года первое место по уровню пассажиропотока заняла станция «ВДНХ». Многие москвичи шутят, что люди оттуда вообще не выходят — постоянные толкучки и давки, а вместе с тем море туристов, которые приезжают посмотреть на выставку «Россия».

Как рассказал MSK1.RU транспортный аналитик Владислав Булгаков, сейчас на «ВДНХ», действительно, основная масса пассажиров — туристы.

— «ВДНХ» — это чисто туристический пассажиропоток. Возможно, через эту станцию едут еще и те, кому надо в Останкино. Хотя, вероятно, что они выбирают МЦД-3, но не факт. Уверен, что если посмотреть по дням, то эта станция набирает в выходные больше, чем в будни.

В России в основном метрополитен строится больше по политическим причинам, нежели по экономическим.

Пассажиропоток на кольцевых линиях

Статистика по кольцевым линиям московского метро за I квартал 2024 года

  • Кольцевая — 3,184 млн поездок (коричневый цвет);

  • БКЛ — 1, 366 млн поездок;

  • МЦК — 940 тыс. поездок.

Если сравнивать с IV кварталом 2023 года, то пассажиропоток на кольцевой линии с 1,24 млн поездок увеличился почти в два раза — до 3,184 млн поездок. Данные по БКЛ и МЦК практически остались без изменений. За это время замкнулась Большая кольцевая линия (власти открыли станции «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская», «Варшавская», «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники»).

— Нагружать действующие линии дополнительным огромным пассажиропотоком, честно говоря, последнее, что надо делать со столичной подземкой. Тем не менее московские власти это делают. Метростроители, может, и хотели делать хорошо и создавать новые пересадки, — объяснил Булгаков.

Очевидно, для большого масштаба лучше всего построить кучу станций на окраине, чем развить метро в центре, чтобы правильно распределить потоки.

Вместе с тем транспортный эксперт Павел Яблоков добавил, что давки возникают из-за того, что «люди ездят там, где им ездить не надо, но другого маршрута им не предлагают». И чем больше разветвлений у линий появляется, тем меньше пассажиров будет скапливаться на одном месте в метро.

— Станция «Комсомольская» — мощный транспортный узел, там соединяются несколько железнодорожных направлений и вокзалы. С Ярославского направления раньше не было никакой альтернативы, — добавил эксперт. — В 2016 году построили станцию МЦК «Ростокино» — часть потока ушла туда. После запуска МЦД-4 многим пассажирам всё еще надо приезжать на «Комсомольскую», но они не заходят в метро — появились другие пути. Например, добираться можно через наземные диаметры.

Ранее в столичном дептрансе рассказали, что полный запуск Большой кольцевой линии изменил привычные маршруты пассажиров. Теперь многим не нужно ехать в центр, чтобы сделать пересадку. Благодаря полному пуску БКЛ свободнее стало на всех линиях метро: Кольцевая разгрузилась на 23%, радиальные — на 12%.

Перераспределять нагрузку планируют и дальше. Например, Троицкая линия фактически станет дублером красной и оранжевой веток на юге и разгрузит их до 20 и 15% соответственно. Рублево-Архангельская линия снимет часть нагрузки с фиолетовой и синей веток на северо-западе — на 15 и 7%. Бирюлевская линия разгрузит зеленую и серую ветки на юге.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD10
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
106
ТОП 5
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«Почему банки считают, что 25-летние — олигархи?» Крик души москвича, который получает 200 тысяч, но не может взять ипотеку
Анонимное мнение
Мнение
«Чувствовала себя частью чего-то великого». Москвичка — о концерте Адель в Мюнхене: восторженная колонка фанатки
Анонимное мнение
Мнение
Экранизация Достоевского, мультсериал о Ларе Крофт, комедия про вампиров. Что интересного посмотреть в октябре
Анонимное мнение
Мнение
«В нем нет приторного победоносия, а герои узнаются». Журналист — о сериале «Игры»
Анонимное мнение
Рекомендуем