MSK1
Погода

Сейчас+25°C

Сейчас в Москве

Погода+25°

пасмурно, без осадков

ощущается как +24

3 м/c,

сев.

748мм 42%
Подробнее
USD 84,96
EUR 90,99
Дороги и транспорт «Корабль может просто погибнуть». В Москве стоит судно-ветеран Великой Отечественной, которое оказалось никому не нужным

«Корабль может просто погибнуть». В Москве стоит судно-ветеран Великой Отечественной, которое оказалось никому не нужным

Власти решили отправить минный тральщик на штрафстоянку. Это может его уничтожить

Владелец рейдового минного тральщика, моряк Василий, приобрел этот корабль у ДОСААФ в конце 80-х годов прошлого века

Если бы вы увидели сквозь ветви деревьев эту ржавую посудину, мирно качающуюся на берегу в бухте Химкинского водохранилища, вы бы не распознали в ней ветерана Великой Отечественной. Ведь все значимые военные корабли давно стоят только в музеях. Или нет?

В Москве, в Кирпичной бухте акватории Химкинского водохранилища по Ленинградскому шоссе, стоит корабль, который участвовал в обезвреживании Финского залива после победы СССР над нацистской Германией. Речь идет о единственном «доплывшем» до наших дней минном тральщике прототипа ТЩ 255К.

Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей через минные заграждения.

Его в конце 80-х спас от «гибели» обычный моряк — капитан-механик Василий Алексеевич Кирьянов. Он понимал, что этот корабль — памятник истории. В его планах было отреставрировать корабль и создать на его основе музей или же передать судно в уже существующий как ценный экспонат.

Однако вот уже 30 лет Василий Кирьянов не может этого сделать. Минный тральщик оказался никому, кроме «кучки энтузиастов», не нужен. Своей историей Василий Алексеевич поделился с MSK1.RU.

Как всё было тогда

Владелец рейдового минного тральщика, о котором идет речь, приобрел этот корабль у ДОСААФ в конце 80-х годов прошлого века.

Будучи моряком, а точнее капитаном-механиком, Василий Алексеевич понимал, что этот корабль — «ветеран» Великой Отечественной войны. Хоть и построено конкретно это судно чуть позже, в 1953 году, проект, по которому корабль был разработан, — это военные разработки блокадного Ленинграда 1942 года.

— Эти корабли оказали очень большое влияние на исход Великой Отечественной войны. Они не дали возможность немцам захватить Ленинград, потому что с их помощью удалось разблокировать Балтийский флот, и в результате оборона Ленинграда выдержала, — рассказывает Василий Кирьянов.

Василий Алексеевич Кирьянов — капитан-механик, сохранивший исторически ценный корабль

Успешная оборона Ленинграда в свою очередь привела к тому, что огромную немецко-финскую группировку войск немцы не смогли перебросить под Сталинград. Именно поэтому СССР выиграл Сталинградскую битву.

— Если бы немцы выиграли под Сталинградом, то страна лишилась бы нефти. Наши моторы остались бы без горючего. Мы бы проиграли «войну моторов», что перевернуло бы ход войны совсем не в нашу пользу, — объясняет Василий.

О своем корабле Василий Алексеевич отзывается самым теплым образом — это его детище, спасенный «ребенок» войны. А еще — памятник управленческой мысли и героям производства. Тогда в Ленинграде люди умирали от голода, на улицах лежали трупы — замершие, добитые снарядами. Но, несмотря на все сложности, Государственный комитет обороны смог организовать инженерную группу, создать проект по серийному производству рейдовых минных тральщиков — и с помощью труда людей воплотить его в жизнь.

За годы войны в Ленинграде было произведено 86 минных тральщиков данного типа. После войны строительство минных тральщиков по этому проекту продолжилось — настолько он был удачный, несмотря на те трудные времена, в которые был разработан.

Большая часть международной торговли в те времена обеспечивалась именно морскими перевозками, но для этого надо было очистить акватории от мин, чем и занимался тральный флот СССР и судно Василия Кирьянова в частности.

— После войны чрезвычайно важной задачей было разминировать судовые ходы. И минные тральщики обезвреживали не просто «пустые бочки», а немецкие мины, которые успели проржаветь и стали еще более опасными, — рассказывает моряк. — В наших водах было столько мин, что немцы Северное море, Балтику и Баренцево море называли «суп с клецками».

И тот рейдовый минный тральщик, который участвовал в разминировании важнейших судовых путей России, сейчас находится у Василия Кирьянова, моряка, который тридцать лет назад понял, что перед ним — не просто «металлолом», а наше военное и историческое наследие.

Северный флот передал корабль ДОСААФу. ДОСААФ распадался. Корабль должны были порезать «на металл». Я его спас.

Чтобы спасти корабль, его пришлось выкупить. Василий делал это не для себя, не для какой-то «коллекции» — только для того, чтобы «торжественно передать его государству».

Однако государству долгое время было не до этого. Началась перестройка, распад Советского Союза, «лихие 90-е».

— Я думал: пройдет года три, и всё уляжется. Передам его, будем ходить в музей, смотреть на него. А три года растянулись на тридцать, — рассказывает Василий Кирьянов. — Я постарел и больше не в силах содержать его.

Василий своими силами реставрирует минный тральщик
В этом ему помогает его команда — «ГИДРО-АЭРО»
1 из 2
Василий своими силами реставрирует минный тральщик

В музеи, как вспоминает Василий Кирьянов, корабль не принимали из-за отсутствия денег на восстановление и содержание судна. Василий Алексеевич на время законсервировал корабль, переключившись на общественную и преподавательскую деятельность, и только десять лет назад ему удалось снова вернуться к воплощению в жизнь своей мечты — музеефикации минного тральщика.

В мае 2017 года Московско-Окское бассейновое водное управление выделяет Василию водный участок на акватории Химкинского водохранилища, рядом с водным участком Клуба юных моряков, где и работал Василий Алексеевич. Корабль стал частью парковой зоны Северного речного вокзала.

К счастью, Василию Кирьянову удалось собрать группу энтузиастов

Недавно Василий Кирьянов собрал группу энтузиастов — небольшой коллектив, который поверил в возможность реализации проекта реставрации корабля. Назвались они «ГИДРО-АЭРО». В 2021 году Василий Кирьянов с единомышленниками учредил одноименную автономную некоммерческую организацию, цель которой — сохранение и реставрация минного тральщика, а также создание на его основе музейного комплекса.

Музеи подтверждают уникальность проекта, но этого недостаточно

Василий Кирьянов решил обратиться к независимым комиссиям, чтобы задокументировать ценность корабля, и сделал это своими силами. Наконец он получил подтверждение.

Сотрудники Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого пришли к выводам, что корабль находится в хорошем техническом состоянии, а большинство его технических средств сохранилось со времени постройки.

— Учитывая уникальность сохранившегося тральщика, он представляет большую историко-техническую ценность для отечественного судостроения и флота, — говорится в заключении комиссии Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого (документ есть в распоряжении редакции).

Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации в свою очередь подтвердил, что корабль сохранился на сегодняшний день в единственном экземпляре, и выдал Василию Кирьянову свидетельство о том, что судно требует мер по дальнейшему сохранению и музеефикации.

Заключение Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации

Однако Мосгорнаследие ответило, что пока не может включить минный тральщик в реестр объектов, подлежащих сохранению в музеях: департаменту не хватило подписей, бумажек и доказательств ценности корабля.

— На какие деньги Василию Алексеевичу это делать? Почему никто не оказывает помощь по установлению культурно-исторической ценности? — вопрошает Сергей, товарищ Василия Кирьянова, который помогает ему со сбором документации.

Вот представьте: я нашел, к примеру, золото скифов. Хочу передать его государству. Почему мне нужно разориться, чтобы сохранить культурное наследие?

Сам Василий признаётся, что ему не раз говорили: «Да утопи ты его». Содержать, реставрировать, ухаживать за тральщиком — гораздо дороже, чем уничтожить. Но Василий Алексеевич так не может.

Несколько лет назад, во время эпидемии коронавируса, Василий Алексеевич потерял жену и остался с приемным сыном. Минный тральщик стал ему вторым «сыном» (а одновременно еще и воевавшим «дедушкой»), детищем. Проект музеефикации минного тральщика делом всей его жизни и фундаментом философии.

Строить будущее нужно на основе прошлого.

«Вставляют палки в колеса»: штрафы и перемещения

В апреле этого года началась неприятная история. Государственное казенное учреждение города Москвы — Центр организации дорожного движения правительства Москвы (ЦОДД) вынес предписание о необходимости перемещения минного тральщика.

Уведомление о необходимости перемещения судна

Как объяснили корреспонденту MSK1.RU в ЦОДД, несколько плавсредств «находятся в акватории без надзора владельца, не имеют необходимых документов и осуществляют стоянку незаконно».

— С учетом всех нарушений данные суда могут быть опасны и предоставлять угрозу для жизни, — объяснили в ЦОДД.

Однако Василий Кирьянов утверждает, что у него есть все необходимые документы, разрешающие стоянку корабля. Желая мирно урегулировать сложившуюся ситуацию, Василий и «ГИДРО-АЭРО» готовят справку о положении дел по этому вопросу. Однако позже перемещение тральщика все же началось. Более того, Василию Алексеевичу, заслуженному моряку, положившему столько лет и сил на сохранение объекта исторической памяти России, выписали неподъемный для него штраф в размере трех миллионов рублей.

Для Василия Кирьянова сохранение этого минного тральщика стало целью всей жизни

14 мая в Кирпичную бухту акватории Химкинского водохранилища по Ленинградскому шоссе вошел буксир Канала имени Москвы в сопровождении двух патрульных катеров «Мосгортранса». Как объяснили в ГУП «Мосгортранс», ведомство не осуществляет работу по перемещению судов, плавучих объектов и иного имущества, но определяет место хранения буксируемых судов и плавучих объектов, осуществляет их хранение и возврат. Именно поэтому они и присутствовали при попытке переместить судна в тот день.

На днях «Мосгортранс» «пришел» в акваторию Химкинского водохранилища

Однако перемещение исторического минного тральщика могло привести к его повреждению или уничтожению, поскольку судно не выдержало бы транспортировку.

В ходе дальнейшей беседы очевидцев с патрульными выяснилось, что «Мосгортранс» действовал на основании постановления правительства Москвы об очистке акватории Москвы-реки от затопленных и брошенных судов. Однако, по словам руководителя базы, их суда не были брошены или затоплены.


Собственники маломерных судов стали препятствовать перемещению своих судов. Они вызвали наряд полиции на водном транспорте, который поддержал собственников лодок. Благодаря вмешательству полиции удалось предотвратить буксировку минного тральщика на штрафную стоянку.

17 мая буксир ЦОДД приходил в бухту за другими судами. Владельцы маломерных судов сказали, что ЦОДД также планировал прийти за тральщиком в понедельник, 20 мая. Однако, как передают владельцы судов, в этот день на стоянку прибыли только представители МТУ Ространснадзора по ЦФО (межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу) — они брали объяснения у Василия Кирьянова по ситуации с понтоном. Диалог, как рассказал Василий Алексеевич, был конструктивным: представители МТУ Ространснадзора по ЦФО сказали, что читали новость MSK1.RU о ситуации с транспортировкой судов и заинтересованы в том, чтобы сделать всё в рамках закона.

Сейчас ведомства пошли навстречу моряку, и начался процесс снятия штрафа. Василий Кирьянов связывает это с публикацией новости на нашем портале о попытке перемещения судов и очень благодарен ведомствам за возможность диалога и мирного урегулирования.

Члены «ГИДРО-АЭРО» также добавили, что всегда готовы к диалогу, однако обеспокоены тем, что исторически ценный корабль может быть поврежден в ходе транспортировки.

Бумажки, бумажки, бумажки... а за это время корабль может просто погибнуть. Это же безумие, такого не должно быть.

Помимо запроса в Мосгортранс и ЦОДД, мы также направили официальный запрос в МТУ Ространснадзора по ЦФО и в Мосгорнаследие для выяснения деталей произошедшего. Как только мы получим ответы, мы дополним материал.

Читайте также:

  • что делать, если вы нашли боеприпас времен Великой Отечественной;

  • как поисковые отряды ищут останки бойцов, павших в Великой Отечественной;

  • угадайте улицы Москвы по фото, снятым до Великой Отечественной войны.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Не спешите ставить подпись! Юрист рассказал, что делать, если вы нашли ошибки в своем загранпаспорте
Александр Брянцев
юрист онлайн-сервиса для поиска специалистов Профи
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
Зумеры открыли для себя колхозы: как происходит самосбор клубники и стоит ли оно того — честное мнение
Анастасия Харитонова
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Делаем ставку на заботу». HR-директор Совкомбанка — о ноу-хау в работе с сотрудниками
Надия Имаметдинова
HR-директор «Совкомбанка»
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о проблемах машин из Поднебесной
Анонимное мнение
Рекомендуем