На севере Москвы убранный переход через железную дорогу стал головной болью для жителей сразу трех районов города. После открытия станции метро «Лианозово» власти ликвидировали настил возле станции МЦД-1. Теперь люди идут по путям, рискуя попасть под поезд.
MSK1.RU разбирается, почему новый переход не устраивает жителей и как власти избегают решения проблемы.
Метро открыли, но местным легче не стало
В сентябре 2023 года в составе участка салатовой ветки метро «Селигерская» — «Физтех» открылась станция «Лианозово». Тогда же после реконструкции открыли одноименную станцию МЦД-1 — с новыми, современными переходами. Однако это создало новую точку напряжения у местных жителей.
— Здесь находится, наверное, единственный на весь север продуктовый рынок, на который стекается очень большое количество людей ежедневно, но особенно по субботам и воскресеньям, — рассказывает MSK1.RU местный житель Алексей Доронин.
Возле рынка и станции электричек был переход через железнодорожные пути.
— На этом месте уже 50, наверное, лет существует этот переход. Это место соединения районов. С открытием метро и станции МЦД они открыли этот пешеходный переход подземный, но расположили его почему-то не в том же месте, а сместив метров на 400 от предыдущего, — поясняет мужчина суть проблемы.
Местные новый переход не оценили: они ходят в том же месте, рискуя жизнью и здоровьем.
— Там сейчас нет настила, люди просто шагают напрямую через ж/д пути. Там каждый день такой же активный поток людей. Матери с детьми с самокатами и народ с велосипедами просто переносят всё это через пути, — говорит MSK1.RU местный житель.
Это просто снимает ответственность с РЖД, которые теперь не отвечают за всё. Теперь ведь нет официального перехода через пути в этом месте.
Жителей пытаются отвадить от ликвидированного, но привычного перехода.
— Забор они поставили, правда, как-то очень странно: со стороны рынка поставили дополнительные секции, продлили его где-то на 10 метров, думая, что люди просто не будут этот забор обходить, но, естественно, все обходят, — объясняет MSK1.RU Алексей Доронин.
А со стороны автобусной остановки просто сетку нейлоновую накинули, причем она на 3 метра натянута, еле-еле перекрывает место прошлого перехода.
Кроме смекалки, у жителей в ход идет и физическая сила.
— Люди уже выход нашли: они просто выломали несколько прутьев у забора, прямо в том же месте, где и был этот пешеходный переход. И теперь ходят по старому месту, потому что даже не готовы уже идти эти лишние там 10 метров в сторону, — продолжает активист.
В выходные если стоять, там просто толпа туда-сюда ходит. Мы видели, как там чуть ли не в последний момент перед поездом уже перебегают.
Почему развернулось тихое противостояние
Несмотря на удобство нового перехода на самой станции, идти туда достаточно долго.
— Никто не согласен с тем, что если раньше путь до рынка от автобусной остановки был всего 100 метров и занимал примерно полторы минуты, то сейчас путь занимает у тренированного человека минут 10. А если это какая-то бабушка с тележкой, то соответственно это все 20 минут в одну сторону, 20 минут в другую сторону, но уже нагруженная там с сумками, — в деталях объясняет MSK1.RU Алексей.
— Соответственно, в связи с тем, что там с рынка идут уже с пакетами, с сумками, пожилым людям неудобно идти 10−15 минут, спускаться по лестнице, потом подниматься наверх, они сокращают путь по старому переходу, — продолжает местный житель.
Естественно, люди выбирают короткий путь и идут с этими же сумками, но только уже просто через ж/д пути, шагая по шпалам через рельсы.
Крюк приходится делать, в том числе из-за расположения остановок. Со стороны Восточного Дегунино, по Дубнинской улице, автобусы не доезжают до платформы.
— Маршруты там продлить, перенести автобусную остановку дальше к метро невозможно, потому что там с одной стороны построили МЦД, с другой стороны там находится режимное предприятие ЛЭМЗ. И там по этой же причине невозможно построить разворотный круг, — объясняет ситуацию Алексей.
Теперь люди вынуждены пешком идти через стройку, через какие-то там настилы деревянные. Они лежат, чтобы люди хоть как-то эту стройку преодолели.
А Лианозовский рынок местные называют «магнитом» для жителей сразу нескольких районов поблизости, где люди покупают дешевые фрукты и овощи.
— Для примера вам приведу о том, что в условном «Вкусвилле» клубника стоит рублей 500−600, а на этом рынке — 150 рублей. Это не такой фермерский рынок, модный, как в какой-нибудь «Меге». Это рынок советского типа, где простые коммерсанты снимают маленькое место, на прилавке выкладывают свои овощи, фрукты, другие продукты. Поэтому там, в общем-то, всё так недорого, — говорит активист.
Там неидеально по санитарным нормам, но люди туда едут не за понтами. Даже дорогие овощи и фрукты в магазинах не такого качества, как на этом рынке.
Рынок, по слухам, могут закрыть на реконструкцию, но проблема перехода все равно останется, считают активисты.
— Многие в Восточном Дегунино доезжают до конечной остановки, переходят на другую сторону ж/д путей и там садятся на автобус до Алтуфьево, кому это удобно. Или кто-то работает на той стороне. То есть это фактически такой перешеек, через который люди ходят из района в район. Кто-то ездит, например, в тот же парк Лианозовский прогуляться с детьми, — говорит в беседе с MSK1.RU Алексей.
Теперь им нужно сделать лишний крюк 700 метров, чтобы оказаться в том же месте, где они раньше оказывались за одну минуту.
Что происходит на месте сейчас
Недавно проблемный переход посетила депутат Мосгордумы Надежда Перфилова. Активисты направляли ей запросы с просьбой разобраться в ситуации, она направляла в разные ведомства уже свои запросы.
— Дептранс ответил, что вскоре маршруты продлят, якобы разворотный круг сделают. Но только, например, сами сотрудники конечной станции говорят, что круг не будут продлевать, он останется на этом же месте, — поясняет Алексей.
Рядом с переходом появляются другие «инновационные» решения.
— Видимо, в связи с тем, что мы привлекли к этому внимание, дептранс просто вообще демонтировал табличку с конечной автобусной остановкой со стороны Дубнинской улицы. И теперь там автобусная остановка стихийная: куда водитель захочет, туда он и остановится. А в обратную сторону остановка осталась, и она еще дальше от этого пешеходного перехода, — рассказывает MSK1.RU Алексей.
6 июня Надежда Перфилова опубликовала в своем Telegram-канале переписку с департаментом транспорта Москвы. Ведомство сообщило, что остановку приблизили к станции МЦД «Лианозово».
В ответном письме на имя руководителя дептранса Максима Ликсутова депутат Мосгордумы указала, что лично была на месте с активистами и не увидела, чтобы остановки были перенесены.
На самом переходе продолжаются тихие баталии: забор продлили еще дальше, но в нем появляются дырки, их заделывают, и так по кругу. Приходится искать другие выходы.
— Поезда в последнее время стали очень серьезно притормаживать. Они подъезжают к станции и очень задолго притормаживают, смотрят, что нет людей и с сигналом продвигаются дальше. Видимо, распоряжение РЖД было дано, что нужно притормаживать намного заранее до станции, чтобы никого там не сбить, — говорит мужчина.
По его мнению, проблему можно было бы решить, вернув настил и поставив семафорный блок для регулирования движения. При этом жители не понимают, чем их ситуация отличается от платформы МЦД-1 «Дегунино», которая находится на две станции южнее.
— Там настил продолжает существовать, его даже, по-моему, реконструировали, облагородили его. РЖД отвечает, что связи с уменьшением интервала хождения поездов наш переход в Лианозово стал опасным. Интересно, как они себе представляют, что в Дегунино, где та же самая ветка, там по-другому, другой интервал какой-то, что ли? — недоумевают жители.
Представитель МЖД в разговоре с MSK1.RU рассказала, что переход в виде настила жителям не вернут. В беседе нам пояснили, что изменения в планировках и городской инфраструктуре, переустройство территории «не является их задачей». В комментарии ведомство рассказало, что на данном участке движение поездов интенсивное, поезда курсируют с интервалом в 5–7 минут.
— В настоящее время, после ввода в эксплуатацию нового современного ТПУ, переход через пути осуществляется через подземные переходы, которые обеспечивают выход на пассажирскую инфраструктуру и обеспечивают транзитную связь между районам города. Для удобства жителей и пассажиров переходы оборудованы лифтами и эскалаторами. Пассажирская инфраструктура создавалась с учетом максимального комфорта для всех категорий пассажиров, — рассказали MSK1.RU в пресс-службе Московской железной дороги.
Призываем граждан неукоснительно соблюдать правила безопасности на железной дороге и переходить пути в строго установленных местах.
Местных же такие ответы не устраивают: они напоминают, что до перехода всё же есть существенное расстояние, а транспортной инфраструктуры для удобства жителей как не было, так и нет.
— Проектом ТПУ предусмотрено строительство двух проездов вдоль Дубнинской улицы с устройством вдоль них посадочных полос для пассажиров общественного транспорта. То есть после завершения строительства этих проездов изменится схема движения электробусов. Но пока эта часть Дубнинской улицы закрыта до 31 декабря нынешнего года, и мы не знаем точную дату открытия дороги и запуска новой схемы движения, — рассказывает MSK1.RU местная жительница Валерия Востокова.
Вот и получается, что транспортный узел есть, да только транспорта к нему из Восточного Дегунино пока нет.
Ранее MSK1.RU показывали, как строят станцию МЦД «Беговая». Также в начале июня Сергей Собянин и Герман Греф открыли новый переход на МЦД Кутузовская: показываем, как он выглядит и сколько денег на него потратили. Кроме этого, в июне изменится расписание на МЦД-3. А всем, кто работает или живет в центре, важно знать: две станции БКЛ закроют в июне. Закрытие будет долгим, и москвичам рассказали, как лучше добираться до «Москва-Сити».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».