Наступило лето, у многих москвичей — время отпуска и путешествий. Кто-то летит на самолете, кто-то предпочитает поезд, а некоторые отправляются в путь на машине. Мы посмотрели на наши автомагистрали и сравнили их с некоторыми зарубежными и теперь знаем, в каких странах по автобанам можно проехать бесплатно.
Трассы в российские регионы, которые как лучи отходят от Москвы, с каждым годом меняются — появляются платные участки, чтобы упростить жизнь автомобилистам и пополнять казну.
Активно жители столицы пользуются платной магистралью М-4 «Дон», которая ведет на Черноморское побережье, М-11, соединяющей Москву и Петербург. Не так давно для движения открылась трасса М-12 «Восток», благодаря которой можно быстрее доехать до Нижнего Новгорода и Казани.
Казалось бы, всё просто — плати и лети (не больше разрешенной ПДД скорости, конечно). Однако шквал жалоб от водителей не заканчивается, платные трассы вызывают массу нареканий из-за завышенных цен и необорудованных мест для остановки, редких заправок. А что у наших соседей?
Автомагистрали в Казахстане
В республике действуют 17 платных участков, а их общая протяженность — 3221 километр. Все они сосредоточены вдоль Нового шелкового пути, объединяющего страны Евразии. Самый длинный автобан — от Павлодара до Калбатау, его протяженность — 453 километра. Стоимость проезда для легковушек — 2420 тенге, или 473,15 рубля.
Скоростной лимит на автобанах в Казахстане — 140 км/ч. Большинство автомобилистов, в том числе и россиян, довольны качеством дорожного покрытия и считает, что автобаны стоят своих денег.
— Полдня, чуть больше потратил на этот маршрут. Останавливался в одном кафе перекусить, их на трассе много. Заправлялся на заправке, их тоже хватает. В целом трасса хорошая, ровная. Поездкой доволен, — рассказал Евгений о поездке по автобану между Усть-Каменогорском и Алматы.
— Первый раз по Казахстану еду, но дороги тут неплохие, не хуже, чем в России. Эту трассу быстро проехал. И заправки есть, и кафе, и даже пару магазинов продуктовых встретил с хорошим ассортиментом товаров. Молодцы дорожники, — поделился мнением Артур о трассе Павлодар — Алматы.
Однако в феврале 2024 года казахстанское агентство Tengri Auto распространило видео, где показало плачевное состояние автомагистрали Шымкент — Хромтау и Шымкент — Алматы. Дороги были нечищеные и в многочисленных выбоинах.
Автомагистрали в Грузии
В этой стране две крупные автомагистрали: Батумский автобан и Военно-Грузинская дорога. Скоростное ограничение на них такое же, как и в России, — 110 км/ч. При этом качество асфальтового покрытия практически ни у кого из водителей не вызывает нарекания, да и на число заправок никто не жалуется.
В Грузии еще не появились платные автомагистрали, поэтому передвигаться на машине свободно можно по всей стране. Правда, придется купить местный полис ОСАГО — его срок от 15 дней до 1 года. Его минимальная стоимость для владельцев легковушек — 30 лари, или 927 рублей.
— От Тбилиси до Батуми, куда мы направлялись, — 400 км. Ерунда, подумали мы. Но оказалось, что перекрывают дорогу на ночь не просто так, а потому что здесь идет глобальная стройка. Строят скоростную магистраль от Тбилиси до границы Турции. Без жалости срывая горы и прокладывая тоннели. Будет всего 51 тоннель и 97 мостов. Впечатление от красивой дороги поэтому было подпорчено, и времени ушло намного больше. И пожалели, что мыли машину, потому что пыли по дороге было много, — написала Lana Sw в августе прошлого года.
— Качество дорог в Грузии разное: есть отличные новые трассы, но есть и разбитые. Состояние Военно-Грузинской дороги я бы оценил на слабую троечку. Она, кстати, нередко страдает из-за селевых потоков, которые полностью перекрывают движение через границу, впрочем, власти устраняют проблему оперативно, — поделился Алексей Синицын.
Автомагистрали в Армении
Здесь так же, как и в Грузии, нет платных магистралей. Однако при пересечении границы нужно заплатить 3750 драмов — экологический сбор, по нынешнему курсу это 857,7 рубля. Также обязательно надо приобрести местный полис ОСАГО.
Единственный минус дорог в Армении, который отмечают российские водители, — горные серпантины. Там быстро не поедешь и нужно неукоснительно соблюдать требования ПДД.
— Здесь из-за особенности горного рельефа практически нет возможности нормально протянуть трассы. Основные дороги ведут в Ереван. А качество остальных может и могло быть лучше, если бы не наличие природных катаклизмов в виде схождения лавин и оползней, — написала Илона.
— Какие у них виды красивые открываются с дорог. Ради таких гор я бы даже терпела плохое качество покрытия, — считает Ольга Марченко.
Автомагистрали в Белоруссии
Платные дороги в соседней стране появились в 2013 году. При этом россияне могут прокатиться с ветерком по автобанам Белоруссии, не потратив ни копейки.
Легковые автомобили с номерами Евразийского экономического союза, куда входит и Россия, освобождаются от платы за проезд по магистралям. Повезло также владельцам мопедов и мотоциклов.
— В Белоруссии просто хорошая дорога. Правда свободная и, самое главное, чистая! И левый ряд всегда свободен, как в Европе. За это всем, кто это понимает, большой респект! После того как въезжаешь в Россию, это прекращается. Мы почему-то в гостях себя ведем вежливо, а у себя дома — как быдло, — отмечает автомобилист с ником ПростоТурист.
— Больше на авто туда не поедем, да и другим посоветуем, — кратко отметил Alan2003.
Автомагистрали в Китае
Эта страна может похвастаться самой протяженной сетью платных автодорог, которые для Китая — обычно дело. Их общая длина составляет 133 тысячи километров.
Как правило, это высокоскоростные трассы, при въезде на которые есть несколько пропускных пунктов. Максимальная скорость движения — 120 км/ч.
На самих магистралях остановочные комплексы встречаются каждые 20–50 км и указаны в навигаторах. Обязательно на пит-стопах — места для отдыха, зарядки электромобилей и автомастерские для мелкого ремонта.
— Качество дорог на высочайшем уровне. А те, что не на высочайшем, китайцы уже строят, — считает Евгений.
— Автобаны — краса и гордость всего Китая. Но однако же при этом китайцев не очень сильно берет гордость от вида этих дорог. Потому что они — все без исключения платные. Да, они ровные, гладкие, никаких ослиных упряжек и прочих тракторов с телегами навоза, мчишь по ровной глади дороги. Но за комфорт приходится платить, — отмечает arademix.
Автомагистрали в Турции
В Турции, как и в России, последние два десятилетия идет активное строительство автобанов при поддержке государства и частных инвесторов. Передвигаться по ним можно со скоростью 130–140 км/ч.
Самый продолжительный автобан в Турции — из Стамбула в Измир. Его длина — 424 километра, трасса проходит через провинции Коджаэли, Ялова, Бурса, Балыкэсир, Маниса, Измир. Стоимость проезда по ней — 710 лир, или 1943,3 рубля.
Платные автобаны в Турции чище, комфортнее и удобнее, чем российские. Есть только один минус — дорогое топливо как по сравнению с остальными заправками страны, так и российскими. Стабильно цена литра 95-го отличается на 1,5–2 лиры по сравнению с теми, что находятся на дорогах общего пользования: 41,5 против 43,35 лиры (113,6 и 118,65 рубля соответственно).
— Часто, особенно в дни государственных праздников или часы пик, лучше заплатить и поехать по автобану, чем толкаться по бесплатной дороге. Потеряете уйму времени и сожжете больше бензина, чем бы просто заплатили за проезд с ветерком, — считает Анна.
— Все крупные междугородние дороги в Турции очень хорошие. Красивых гор было очень много, а опасных серпантинов почти не было. Штрафы в Турции значительно выше, чем у нас, — рассказал olegnzh.
А вы пользуетесь платными дорогами?
Почитайте, во сколько обойдется путь по платным трассам от Черного моря до Москвы и что думают столичные водители о ценах и качестве платных дорог.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».