В Москве с 29 июня по 6 сентября закрыли переход на Кольцевую линию метро со станции «Парк культуры» в утренние и вечерние часы пик. В дептрансе объяснили, что это связано с капитальным ремонтом эскалатора. Ограничения действуют с 7 до 11 утра и с 16 до 20 часов. Из-за этого в вестибюле почти каждый день образовываются давки, а пассажиры начали жаловаться, что во время жары им приходится делать дополнительную пересадку — переходить на Сокольническую линию.
Эксперты объяснили MSK1.RU, почему со стремительными темпами развития Московского метрополитена пассажиры всё еще вынуждены мучиться из-за технических неудобств в подземке. И главное — можно ли было этого избежать.
Старая станция и старые эскалаторы
— Основной приток пассажиров Кольцевой линии приходится как раз с пересадок на радиальные линии, — объяснил транспортный аналитик Владислав Булгаков. — Целенаправленно кому-то надо зайти в вестибюль конкретной линии (в некоторых случаях они даже совмещены, как на станции «Комсомольская») — нет никакого смысла. Основная нагрузка станций, которые находятся на коричневой ветке, как раз происходит на пересадках.
Если в метро убирают эскалатор, который в часы пик был важен, то случается «бутылочное горлышко».
— Пропускная способность эскалатора уменьшилась в два-три раза, а людей меньше не стало, а если и стало, то не настолько много. Всем людям нужна эта пересадка, — добавил Булгаков. — «Парк культуры» — старая станция, как и эскалаторы, которые там расположены. Их надо ремонтировать вовремя и вообще следить за состоянием, иначе может произойти несчастный случай.
Транспортный эксперт Павел Яблоков рассказал MSK1.RU, что у станции «Парк культуры» Кольцевой линии единственный наклонный ход с тремя эскалаторами выполняет функции как выхода в город, так и пересадки на Сокольническую линию. Он объяснил, как вообще метрополитен решает, какой эскалатор будут закрывать для капитального ремонта:
— Ремонт эскалаторов — стандартная процедура для поддержания их работоспособности. Есть нормы пробега, после которых нужно проводить профилактические ремонты. Через 90 тысяч километров проводится средний ремонт: смазка, очистка и регулировка основных блоков. А каждые 150 тысяч километров проводится капитальный ремонт: все механизмы также обслуживаются, плюс лестница разбирается и заменяются изношенные детали.
Эти работы длятся несколько недель, и в ночные окна выполнить их нельзя.
Сейчас, по словам эксперта, в московском метро около 40 станций и пересадочных узлов работают в ограниченном режиме из-за ремонта. На 32 из них — ремонт эскалаторов.
— Полная реконструкция эскалаторного хода обычно происходит один раз в несколько десятилетий: тогда уже разбираются и заново собираются все конструкции эскалаторного хода, а не какая-то отдельная лестница, — рассказал Яблоков. — Обычно работы такой сложности требуют закрытия наклонных ходов на срок от 11 месяцев до 2 лет. У «Парка культуры» Кольцевой линии, открытой в январе 1950 года, впервые такая замена произошла в 2011–2012 годах.
Из-за коллапсов боятся закрыть еще и «Комсомольскую»
Как объяснил Павел Яблоков, каждую из трех лестниц по очереди обновят за 2,5 месяца. Оставшихся двух эскалаторов обычно хватает для того, чтобы перевозить пассажиров вверх и вниз. Но в часы пик поток людей больше.
— И если обычно можно в направлении наибольшего спроса запуска запускать третью лестницу (и даже менять направление ее движения), то здесь пришлось от чего-то отказаться, — рассказал MSK1.RU эксперт. — В этом случае цифры о пассажиропотоках подсказали, вероятно, что нужно в первую очередь сохранение выхода с Кольцевой линии.
Такая организация приведет к меньшим пробкам, чем сохранение двустороннего движения или движения только на спуск.
Павел Яблоков рассказал, что на станции «Парк культуры» Кольцевой линии мог быть второй выход, который вел бы в район Зубовской площади. Но эти планы так и остались лишь на бумаге. К тому же решить что-то с загрузкой нужно на другой станции коричневой ветки — «Комсомольской», которую все боятся закрыть.
— На этом узле до сих пор работают самые старые из действующих эскалаторов. Их ввели в эксплуатацию в 1952 году, и они уже давно нуждаются в замене, — добавил он. — Но из-за отсутствия альтернативы никто не решается остановить движение на год-полтора, выкручиваются периодически проводимым средним и капитальным ремонтом, вносящим изменения в передвижения пассажиров в часы пик.
Ранее мы рассказывали, что 22 июня власти на несколько лет закрыли участок БКЛ, так называемую вилку между станциями «Деловой центр», «Шелепиха» и «Хорошевская». Сделано это для того, чтобы интегрировать новую Рублево-Архангельскую линию, которую мэр столицы Сергей Собянин пообещал открыть до 2030 года.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш iPhone 15 среди подписчиков.