Китайская авиастроительная корпорация «Комак» (англ. COMAC) стала серьезным конкурентом Airbus и Boeing. Об этом в июле перед открытием британского авиасалона в Фарнборо заявил гендиректор подразделения Airbus Commercial Кристиан Шерер.
— Это не вопрос «когда» и «если», они уже конкуренты; они очень влиятельны в КНР и, возможно, в близлежащих регионах и странах, — цитирует Кристиана Шерера авиапортал Aviationweek.
В частности, топ-менеджер европейской авиастроительной корпорации говорил про самолет COMAC C919. Перевозить пассажиров на нем начали в мае 2023 года. Правда, пока только в Китае. Впрочем, сейчас Поднебесная не может похвастаться количеством построенных авиалайнеров — их всего немногим больше 10 штук. Тем не менее, как считает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, у COMAC есть шанс подвинуть на рынке Airbus и Boeing.
— В целом рынок будет отчасти возвращаться к конфигурации, которая была характерна для начала второй половины прошлого столетия, когда на рынке присутствовало достаточно большое количество конкурирующих авиапроизводителей, — сказал MSK1.RU Олег Пантелеев.
Отчасти этому помогают и неудачи Boeing с их новейшим авиалайнером 737 MAX. Последним широко обсуждаемым случаем стал инцидент, когда во время полета в Онтарио (Канада) у него вылетела заглушка левой средней выходной двери. Это привело к разгерметизации и быстрой декомпрессии салона.
COMAC C919 — прямой аналог среднемагистральных самолетов Airbus A320, Boeing 737 и российского MC-21. Он рассчитан на 156–190 посадочных мест. Максимальная дальность полета — 5,5 тысячи км, а максимальная крейсерская скорость — 900 км/ч.
И хотя собирается лайнер в Китае, в нем используется довольно много западных комплектующих. Да и летает он пока только на американо-французских двигателях CFM International LEAP 1С, что может для него стать довольно серьезной проблемой.
— О том, что COMAC станет глобальным игроком и составит серьезную конкуренцию, наверное, говорить не стоит. Тем более, как мы видим, что любую конкуренцию с производителями из западных стран можно легко ограничить санкциями. И очень сильно, скажем так, в принципе эту программу легко убить санкциями, потому что сейчас там двигатели иностранного производства. И своих двигателей у китайцев нет. Они их только разрабатывают, — считает главный редактор портала FrequentFlyers Илья Шатилин.
У них нет школы двигательного строения, поэтому создавать свои двигатели они смогут еще долго.
По этим же причинам COMAC вряд ли в скором времени появится у нас. Как уточняют эксперты, китайский рынок куда крупнее российского и он «переварит все объемы производства». Но куда более существенная проблема — те же европейские санкции.
— В условиях сохранения режима санкций невозможно себе представить, чтобы самолеты, оснащенные американскими или европейскими высокотехнологичными компонентами, поставлялись на российский рынок, — отметил Пантелеев.
— Одно дело — ввести двигатели какие-то там для обслуживания и так далее через третьи страны. Другое дело, когда ты отправляешь самолет. Прям конкретно всем известно [про это], это абсолютно явная история. Поэтому при текущем санкционном режиме это невозможно, — дополнил Шатилин.
Впрочем, отечественный импортозамещенный лайнер МС-21 появится тоже еще не скоро. Если бы не санкции, уточняют эксперты, взлететь он мог практически одновременно с C919.
Сначала на МС-21 планировали ставить американские двигатели. На первых версиях установлены двигатели Pratt & Whitney PW1400G. В серийное производство лайнер должен был поступить еще в 2016-м, но дата несколько раз переносилась. В последний раз — с 2024 года на 2025–26 гг. На МС-21 поставили российские двигатели ПД-14. Но испытания российского «убийцы Boeing и Airbus» продолжаются.
Ранее Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) потребовало проверить две тысячи «боингов» на неисправность систем аварийной подачи кислорода. Дочка «Росатома» начнет выпускать отечественные детали для самолетов Airbus и Boeing.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».