Недавно на МЦД-3 (участок от Москвы до Зеленограда на Ленинградском направлении) произошел масштабный сбой — электричка типа ЭТ2М встала на станции «Сходня», собрав за собой 14-километровую пробку из других поездов. Вечером того же дня другая ЭТ2М (2006 года выпуска) загорелась в Химках на станции «Левобережная»: пассажиры выбивали окна, чтобы выбраться из дымящегося вагона.
Читатели MSK1.RU сильно удивились, что на МЦД-3 до сих пор ходят такие старые поезда:
— В целом у нас на Ленинградском направлении очень старый фонд. Сиденья грязные и окна, — посетовала Ирина.
— Таких электричек уже лет 10 не видел. Полный хлам. Когда их уберут? — высказался Александр.
Мы спросили у экспертов, когда же старые и неудобные ЭТ2М все-таки покинут столичный регион. О том, что может прийти им на замену и что на самом деле является причиной сбоев на МЦД-3 — в нашем материале.
Что означают аббревиатуры и цифры на старых электричках
Электропоезд ЭР2 (Электропоезд Рижский тип 2) — это серия советских электропоездов постоянного тока, которые производились с 1962 по 1984 год на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ). Эти поезда были предназначены для пригородных пассажирских перевозок и эксплуатировались на железных дорогах Советского Союза, а затем и в ряде стран постсоветского пространства.
Впоследствии российские электрички тоже стали называть по такому же принципу (ЭТ — Электропоезд Торжокский, ЭД — Электропоезд Демиховский)
Конструкция 60-х годов
Электропоезда типа ЭТ2 и их модификация ЭТ2М выпускались с 1993 по 2010 год. Однако сама их конструкция основана на электричках типа ЭР2. Они были самыми массовыми в Советском Союзе и выпускались с 1962 года на Рижском вагоностроительном заводе.
После развала Советского союза Рижский вагоностроительный завод неожиданно оказался за границей. Возникла проблема: электрички в России нужны, но их в стране не производят. Подсуетились коммерсанты из компании РАО «ВСМ», которой тогда отдали участок под скоростную магистраль из Санкт-Петербурга в Москву.
Бизнесмены взяли документацию рижских ЭР2Т (модификация ЭР2) и стали выпускать аналогичные поезда на Торжокском вагоностроительном заводе. Так в 1993 году сначала в Петербурге, а потом в Москве появились первые «российские электрички».
— С точки зрения систем управления, ЭТ2М мало чем отличается от ЭР2. Есть отличия: например, более жесткий, гофрированный кузов. Конструкция, конечно, устаревшая: электричка шумная, сиденья неудобные, — объяснил MSK1.RU транспортный аналитик Владислав Булгаков.
ЭТ2М уйдут с Ленинградского направления в следующем году?
Сейчас Торжокский завод уже давно банкрот. Тем не менее в депо «Крюково» на Ленинградском направлении по-прежнему на балансе находится 15 ЭТ2М. В основном они ходят на маршрутах дальнего пригорода: Москва — Тверь и Москва — Конаково. Однако на участке от Москвы до Зеленограда эти электрички тоже перевозят пассажиров по тарифам МЦД.
Судя по открытым базам железнодорожного транспорта, ЭТ2М в Крюково регулярно ремонтируются. Например, ЭТ2М-095 проходила «капиталку» в Красноярске в июле 2024 года. Однако спустя два месяца после возвращения она всё равно задымилась.
По словам транспортного аналитика Владислава Булгакова, электрички ЭТ2М уже доживают свой век в столичном регионе. На смену им могут прийти отечественные «Ласточки» с Урала.
— Из Перми в Екатеринбург сейчас забирают обычные Ласточки «ЭС2Г» с иностранными комплектующими, а взамен им приходит полностью отечественный аналог — электропоезд «Финист». Они, конечно, проблемны, но с точки зрения пригородных пассажирских компаний (компании, которые перевозят пассажиров и берут плату за проезд. Поезда при этом в большинстве случаев принадлежат филиалам ОАО «РЖД». — Прим. ред.) им, конечно, логичнее более однотипный состав на Ленинградском направлении сделать, — объяснил Булгаков.
В ближайший год планируется заменить всё. Так что просто немного надо потерпеть, и будет хороший подвижной состав на этом направлении
Аналогичного мнения придерживается главный редактор интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков.
— По мере запуска и регулярной работы «Финистов» ласточки Урала и Прикамья можно будет переводить в Москву и тем самым решить вопрос прекращения работы
электропоездов серии ЭТ2М, которая, конечно, очень контрастно выделяется на фоне «Ласточек» на этом направлении, — заверил MSK1.RU Павел Яблоков.
Все будут «Ласточки», все будут более-менее одинаковые. Одного класса, одного года выпуска.
Причины сбоев — вовсе не старые электрички?
Как считает транспортный аналитик Булгаков, сбои на МЦД-3 могут возникать потому, что участок от Москвы до Зеленограда обслуживается не Московской железной дорогой, как все остальные электрички в столице, а Октябрьской, руководство которой находится в Санкт-Петербурге.
— Скорее всего, это просто вопрос инфраструктуры и того, насколько она выдерживает нагрузки. Потому что в целом как бы проблемы с оборудованием и сигнализацией очень серьезные, — рассказал Булгаков.
В первую очередь вопрос к Октябрьской железной
дороге.
Также причиной может быть то, что за электричками ЭТ2М могут не так тщательно следить: всё равно срок их эксплуатации подходит к концу.
— Бывает такая ситуация на предприятиях, особенно московских, что когда происходит обновление состава, на старую технику начинают тупо забивать. Потому что зачем ее полноценно обслуживать и терять много денег, если она и так в другое место уходит? — подытожил Булгаков.
Пресс-служба Октябрьской железной дороги прокомментировала MSK1.RU ситуацию со старыми поездами на Ленинградском направлении:
Срок службы электропоездов ЭТ2М составляет 28 лет. Замена подвижного состава согласовывается с Московско-Тверской пригородной пассажирской компанией и субъектами РФ, такими как Московская область и Тверская область.
На участках Москва-Тверь-Бологое курсирует 6 электропоездов ЭТ2М составностью 12 вагонов. Замена подвижного состава будет произведена с учетом запроса компании перевозчика.
По информации специалистов ТЧ-6 Крюково, инцидент, произошедший 4 сентября 2024 г. на станции Сходня, возник по причине технической неисправности электропоезда ЭТ2М-113.
После проведения обкаточных испытаний электропоезд ЭТ2М-095 продолжит эксплуатироваться на Ленинградском направлении.
В мае 2024 года на Ленинградском направлении произошел еще один инцидент, связанный с ЭТ2М. Тогда электричка загорелась прямо на мосту около станции «Поварово-1».
А про преимущества и недостатки отечественного аналога «Ласточки» — поезда «Финист», который может заменить ЭТ2М на Ленинградском направлении, мы писали отдельно в подробном материале.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».