Дороги и транспорт «Шоковой терапии» — три года. Рассказываем, как в один день на юге Москвы изменили все маршруты автобусов

«Шоковой терапии» — три года. Рассказываем, как в один день на юге Москвы изменили все маршруты автобусов

Вспоминаем, что изменилось, когда в ЮАО и ЦАО провели самый масштабный этап реформы «Магистраль»

MSK1.RU вспоминает самую масштабную реформу наземного общественного транспорта, которая состоялась три года назад

Маршруты московских автобусов часто меняют из-за открытия станций метро: в сентябре это произошло из-за запуска Троицкой линии, а также станции «Потапово» Сокольнической линии метро. Вместе с этим маршруты периодически меняют по всему городу: в сентябре самые большие изменения были на востоке столицы.

А ровно три года назад, 20 ноября 2021-го, в центре и на юге Москвы изменили сразу 200 маршрутов. В один день номера автобусов, которые москвичи знали десятилетиями, ушли в прошлое, как и многие маршруты. Взамен появились маршруты «е», «м» и «с».

Исторические изменения маршрутной сети жители Москвы перенесли болезненно, и этот этап реформы «Магистраль» некоторые назвали «шоковой терапией» в мире московского транспорта. MSK1.RU вспоминает события трехлетней давности и пытается разобраться, пошла ли реформа на пользу и в каком виде она продолжается сейчас.

Что такое реформа «Магистраль»

«Магистралью» назвали реформу наземного транспорта, которую начали еще в 2016 году. Тогда в центре Москвы изменили работу 49 автобусных маршрутов. Также предполагается введение новых выделенных полос, изменение некоторых названий остановок. Кроме этого, в дептрансе обещали настраивать светофоры на проблемных участках так, чтобы ускорить трафик.

Одно из самых важных в автобусных маршрутах — ликвидация многих старых, введение новых (с измененной трассировкой) и перенумерация оставшихся. Тогда для этого Москву разделили на 9 секторов. Каждый номер маршрута начинается с цифры сектора, где он курсирует.

Кроме этого, ввели буквенные обозначения: «М» — магистральный маршрут, «Е» — экспресс (у них после буквы две цифры) и «С» — социальный (у таких могут быть и две, и три цифры). Остались и обычные номера без букв — они стали районными маршрутами.

Один из примеров новых номеров в Орехово-Борисово

Магистральные и экспрессы должны курсировать с интервалом до 10 минут (с 7 до 21 часа), а районные — до 20 минут (в пиковые часы обещали интервалы 5-7 минут, а в остальное время — примерно 12 минут). У социальных маршрутов свое расписание, некоторые из них не ходят по выходным.

Введение новых номеров обосновывали тем, что новая система дает больше информации: жители запомнили маршруты в своем районе, однако в других частях города номер маршрута якобы ни о чем пассажиру не говорил. К тому же после различных реформ (в том числе — ликвидация маршруток и перевод их на госконтракты и новые стандарты) часть номеров «наслаивалась» друг на друга.

— Это нужно, чтобы создать системность в тех маршрутах, которые сейчас существуют. Когда создается любая навигация, она создается в первую очередь для тех пассажиров, кто приезжает в незнакомый район. Если я поеду в Петербург, сяду на автобус, навигация должна быть такая, чтобы я, никогда не бывавший в Петербурге (хотя я там родился), мог разобраться в этих маршрутах, — говорил в интервью Аркадию Гершману Даниил Баев, который в 2021 году был специалистом по информированию московского транспорта (сейчас, по данным соцсетей, он живет в Израиле — прим. авт.).

Другой принцип маршрутной сети

«Магистраль» предполагает сокращение количества маршрутов. Дептранс объяснял, что многие маршруты дублировали друг друга: взамен этого вводили один маршрут и обещали, что он будет ходить чаще.

Из-за сокращения количества маршрутов появился принцип пересадок. Их количество увеличилось. В сентябре 2021 года ввели бесплатные пересадки по «Тройке». В дептрансе писали, что магистральные маршруты старались спрямлять, их даже сравнивали с метрополитеном: пересадки компенсировались редкими интервалами.

В Бирюлево Восточном ликвидировали маршрут 701, который охватывал почти всю Бирюлевскую улицу. Теперь по ней нужно ездить с пересадками

Еще один пример из Бирюлево Восточного: маршрут 814 обеспечил прямую связь ЖК «Царицыно» со станцией метро. Однако маршрут 756, который ходил по Донбасской улице, ликвидировали

20 ноября 2021 года по таким принципам реформу осуществили на юге Москвы (и в центре города). Изменения коснулись 200 маршрутов, а статус магистральных получили 38 маршрутов. Дептранс тогда объяснял, почему именно с юга начали масштабные изменения.

— В Южном округе планируется много изменений: открываются станции БКЛ (Варшавская, Каширская, Кленовый бульвар, Нагатинский Затон), планируется запуск МЦД-5, строительство Бирюлевской линии метро, во многих районах стартует реновация, активно застраиваются бывшие промзоны, поэтому и наземный транспорт не должен отставать, а начинать работу раньше, чем вырастет число пассажиров, — писал Максим Ликсутов на сайте Единого транспортного портала.

Также в дептрансе обещали, что время в пути сократится на 30-40%.

А это один из примеров, когда пересадка больше не требуется: маршрут м78 связал метро «Орехово» со станцией «Выхино»

Однако москвичи тогда реформу не оценили. Одна из записей в сообществе дептранса «ВКонтакте» собрала около 6 тысяч комментариев, многие из которых — критика изменений.

Один из комментаторов указывает, что в реформе участвовали специалисты из США, однако признает, что ситуация с транспортом там не самая лучшая (на странице в качестве места работы указано московское метро, присутствуют фотографии с логотипами «Магистрали»)

Продолжить реформу планировали в 2022 году на западе и юго-западе Москвы. Однако изменений такого масштаба в один день больше не происходило. Маршруты в разных частях Москвы меняются и сейчас, однако более точечно.

Почему задумали эту реформу

Транспортный аналитик Владислав Булгаков связывает проведение реформы «Магистраль» с особенностями заключения контрактов на пассажирские перевозки.

— Контракты с частными перевозчиками Москва считает не по 351-му приказу Минтранса. Это такая методика, по которой буквально рассчитывается формула цены километра за автобус. Реформа была признана в том числе и сократить расходы, и повысить эффективность работы этого транспорта, — объясняет MSK1.RU Владислав Булгаков.

У вас есть шесть маршрутов, которые проходят в одном месте с интервалом в полчаса. Возникает логичный вопрос: а каких пассажиров они возят? Разные эксперты говорили по-разному, но показатели были плохие, говорили все

По словам эксперта, после 2016 года, когда маршрутки перевели на госконтракты и новые стандарты, возникла необходимость соответствовать нормам законодательства. Транспортный аналитик упоминает Федеральный закон №220 «О пассажирских перевозках».

— Москва рассчитывает контракты не по методике Минтранса, а по среднерыночной стоимости, опираясь на все нюансы, вплоть до зарплат гендиректора считает в фирмах, сколько она должна стоить. Это гораздо большие суммы, чем в среднем по стране, — дополняет Владислав Булгаков.

Тут вопрос именно финансов. Москва, явно экономит деньги так же, как Петербург, на контрактах. Расходы так или иначе при контрактной системе будут увеличены. И чтобы эти расходы минимизировать, маршрутную сеть и решили оптимизировать.

В контрактах с частным перевозчиком учитывается ряд дополнительных факторов, например, амортизация. На ряде факторов раньше могли сэкономить. По оценке эксперта, у Москвы есть еще одна особенность, которая отличает ее от других регионов.

— Никто не знает полное финансирование транспорта в Москве. Именно обычное финансирование операционных расходов, — поясняет Владислав Булгаков, — Например, в Петербурге это 40 миллиардов рублей: из них 50/50 метро и наземный транспорт. Также можно описать и систему других городов, но Москвы — только примерно. Никто не знает, на какие бюджетные деньги живет московский транспорт.

Маршрут с790 проходит через станции метро «Текстильщики», «Печатники», «Кожуховская» до МЦК «ЗИЛ»

Кроме этого, необходимость реформирования всей системы наземного транспорта эксперт связывает с дефицитом водителей.

— И, кстати, еще одна причина, по которой как раз эту реформу хотели проводить: дефицит водителей уже был тогда. Он сейчас просто достиг неимоверных масштабов, но в те времена уже были проблемы с выпуском. Хотя мне о том, что, наоборот, выпуск в итоге им пришлось увеличивать из-за всех этих преобразований на юге Москвы, — поясняет MSK1.RU Владислав Булгаков.

Руководитель Союза пассажиров России Кирилл Янков также говорит о дефиците водителей, однако это распространено во многих городах. По мнению члена Общественного совета при Минтрансе, напрямую с реформой это не связано.

— Проблема нехватки водителей, во-первых, решается хорошей зарплатой на конкурентном уровне, во-вторых, увеличением количества автобусов большого и особо большого класса, — рассказывает MSK1.RU Кирилл Янков.

То, что автобусы стали ездить реже, похоже на правду. Но, наверное, не с этой реформой. А в 16-м году, когда реформы начинали и все автобусы покрасили в синий цвет и привели на единый тариф

В свою очередь редактор портала «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков отмечает, что реформа «Магистраль» связана в том числе с исчезновением маршруток с улиц города.

— Реформа нужна для того, чтобы поменять систему перевозок в городе, сделать ее более эффективной, более отвечающей сегодняшнему дню. Маршрутная сеть во многом сложилась еще в советских времен, потом появилось наслоение в виде маршрутных такси: они сначала дублировали популярные автобусные направления, потом начали уходить куда-то в сторону, но не слишком далеко, — объясняет MSK1.RU Павел Яблоков.

Продолжение реформы 2016 года

Некоторые опрошенные MSK1.RU эксперты напоминают, что основу «Магистрали» заложили в 2016 году, когда обновили маршруты в центре Москвы.

— Это фактически ренессанс общественного транспорта в центре города, который там на протяжении «девяностых» постепенно губился. Автобусы просто по некоторым улицам на десятилетия перестали ходить. В центр вернулись реальные ощутимые маршруты общественного транспорта, которые и получили название «магистральные», — считает редактор интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков.

Транспортный аналитик Владислав Булгаков также считает удачным этап реформы в центре. Однако он выделяет отличие между центром и окраинами.

— А в 16-м году многое поменялось, потому что пассажиров просто не было. Всех пассажиров, которые сейчас ездят на центральных маршрутах, привлекли во многом благодаря реформам 16-го года. А то, что было в 21-м году, это уже серьезный слом существовавшей системы. И до 21-го года в любой окраине Москвы на автобусах ездили все те, кто живут там, — поясняет Владислав Булгаков.

Стало ли удобнее с «Магистралью»

Транспортный аналитик указывает, что дептранс рассчитывал снизить время в пути — в том числе, за счет магистральных маршрутов, которые делали более прямыми.

— Задумывалось, что суммарно снизится время ожидания и поездки для пассажиров. Проблема той системы, которая сложилась исторически, была в том, что человек приходил и затрачивал какое-то определенное время, чтобы дождаться конкретный маршрут. И он терял минут 10−15, просто чтобы подождать, — говорит в беседе с MSK1.RU Владислав Булгаков.

Потом еще нужно доехать. Многие маршруты, в том числе, старались спрямлять, чтобы быстрее этот транспорт доехал

Вместе с этим, руководитель Союза пассажиров России отмечает, что вряд ли время в пути сократилось на 30-40%, как обещали власти.

— Не уверен, что автобусы стали ходить чаще после 2021 года. Люди по-прежнему жалуются, что долго ждать, — считает Кирилл Янков.

Отдельные претензии есть и к полному изменению номеров маршрутов. Кирилл Янков указывает на то, что определение сектора по первой цифре для пассажиров бесполезно, и потребности в этом никакой не было.

— Это была некоторая идея наведения порядка в маршрутах и в нумерации. Кому это нужно? Я очень сомневаюсь, что бывает хоть один пассажир, который, увидев, какой автобус тут едет, на восьмерку или на девятку, скажет: «Да, я вот в Южном округе», или «Ба! Я в Юго-восточном округе», — объясняет MSK1.RU руководитель Союза пассажиров России, — Пассажиры всегда понимали, как им ехать. А сейчас, в эпоху навигаторов, им приложение выдаст маршруты.

Недостаток состоит в том, что это было сделано как компанейщина, и то, что маршруты на одну цифру в одном секторе города — это, на мой взгляд, реформа ради реформы

Неудобства для пассажиров вызывает и необходимость частых пересадок, считает эксперт.

— Это менее удобно пассажирам. Люди, конечно, стали жаловаться, когда вместо прямого маршрута появилась на маршрут с пересадкой. Идея здравая, но если бы, например, на частоходящих маршрутах «М» всегда выдерживался интервал, скажем, не больше пяти минут. И тогда пересадка с маршрута «М» на маршрут «М» нормально бы смотрелась, — полагает Кирилл Янков.

Но, во-первых, не всегда выдерживаются такие интервалы даже на маршрутах М, во-вторых, а на социальный маршрут с интервалом полчаса: как с одного маршрута на другой маршрут подгадать пересадку?

Однако транспортные обозреватели считают, что в сложившихся условиях пересадки — вынужденная мера.

— Есть пассажиры и их корреспонденции. Можно расчертить линии: соответственно, вертикально, горизонтально и по диагонали. И каждому человеку нужно куда-то добраться. Если мы будем на каждой корреспонденции наслаивать под каждого маршрут, у нас просто не хватит автобусов. Надо смотреть на общие затраты по времени у людей. Человек теперь меньше ждет транспорт, — объясняет MSK1.RU аналитик Владислав Булгаков.

Это первый очевидный момент, когда речь идет о пересадках. Если мы говорим о сбое расписания, то понятное дело, что над этим надо работать. Здесь хотя бы какое-то гарантированное, скажем так, транспортное сообщение есть при новой системе.

Редактор портала «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков также делает упор на то, что сделать удобные маршруты для каждого невозможно.

В Москве живет официально больше 13 миллионов пассажиров. И если решать какие-то задачи общегородские, то получается, что позитивный эффект от этих задач достигается, если большинству стало удобнее. Если кому-то при этом становится хуже, возможно, такое бывает.

— У нас общественный транспорт изначально подразумевает то, что это объединение граждан на условиях какого-то общего компромисса. Каждому человеку надо в городе ехать по своим адресам. Все это учесть невозможно, но когда система работает надежно, то в целом все остаются удовлетворенными, — объясняет MSK1.RU Павел Яблоков.

Кроме этого, эксперты полагают, что для проектирования маршрутов использовали огромный массив данных. Перемещения москвичей могли фиксировать разными способами.

— Насколько я знаю, кстати, в Москве, например, в 16-м и в 21-м годах маршрутные сети активно готовили по данным мобильных телефонов. Где мобильные телефоны находятся, куда и откуда они перемещаются. По ним создается матрица корреспонденции, и примерно можно понять, как можно построить маршрут. Понятно, учитываются также инфраструктурные факторы, — говорит MSK1.RU Владислав Булгаков.

А Павел Яблоков отмечает то, что на принцип пересадок повлияла цифровизация: благодаря ней можно понять маршрут пассажира. К тому же до реформы 2021 года в Москве ввели бесплатную пересадку при регистрации «Тройки».

— Появилось понимание того, что человек глобально совершает одну поездку. Но физически это 2 или 3 поездки в разных маршрутах по пути следования. И встал вопрос: как вообще оптимизировать и затраты города на обеспечение сервиса, и вместе с этим оптимизировать затраты пассажиров, — отмечает редактор сайта «TR.ru — Транспорт в России».

Стали ли полезны «социальные» маршруты?

Вместе с реформой появились и социальные маршруты. Какие-то из них вводили на базе существовавших, некоторые стали новинкой. Многие из них критикуют за большое количество крюков по пути следования и называют «эски» экскурсионными.

Член Общественного совета при Минтрансе РФ отмечает, что такие маршруты не очень востребованы, но это тоже вынужденная мера.

— На этом, как я понимаю, настаивал социальный блок правительства Москвы, чтобы были маршруты до поликлиник и так далее. Но такие редкоходящие маршруты по факту мало востребованы. И потом никто не понимает, чем социальные маршруты отличаются от районных, — считает Кирилл Янков.

В свою очередь Владислав Булгаков напоминает, что обозначение буквой "С" для части маршрутов - тоже вынужденный шаг.

— Насколько я знаю, не все социальные маршруты так называемые «социальные», но просто их сделали так, потому что лучше аббревиатуры не придумаешь. Например, есть маршруты, которые буквально в часы пик, с понедельника по пятницу едут очень хорошо, в пределах 15 минут. А в остальное время у них интервалы выше получаса, потому что они не нужны, — отмечает транспортный аналитик.

Из социальных маршрутов мне не нравятся маршруты ради поликлиник. И, как я понимаю, во многом это из-за того, что поликлиники все оптимизировали и пустили вот эти маршруты, которые возят воздух

— Опять же, на мой взгляд, по большей части это такая политическая история, не связанная с руководством департамента транспорта. То есть дептранс поставили перед фактом. Сделать маршруты так, чтобы было удобно всем бабушкам и другим людям с ограниченными возможностями добраться до поликлиник, — дополняет Владислав Булгаков.

В Москве бы надо отточить само расписание этих маршрутов и указать его. я думаю, у многих бы вопрос закрылся. А касаемо маршрутов ради поликлиник: была бы возможность убрать их у транспортников, они бы с удовольствием их убрали.

Павел Яблоков считает, что значительная часть маршрутов с префиксом «с» нужны для покрытия районов, для которых общие принципы новой сети неудобны. Вводят их там, где пройти пешком критически невозможно, и нужно обеспечить пересадку.

— В тех случаях, когда таких людей оказывается достаточно ощутимое количество, эту нишу транспорта на каждой улице, охватывающего все эти точки скоростных пассажиров, заполняют социальные маршруты, — поясняет редактор портала «TR.ru — Транспорт в России».

Обозреватель также объяснил логику петляющих маршрутов.

— Группа желающих ехать с одной улицы до поликлиники постепенно объединяется с группой желающих ездить с другой улицы в какую-то школу. Еще какие-то единомышленники — и в сумме получаются эти петляющие маршруты. Их трассы как раз отвечают запросам на поездки, становятся более-менее осмысленными с точки зрения того, что автобус кого-то довезет, — отмечает Павел Яблоков.

Что будет дальше?

Эксперты отмечают, что реформа «Магистраль» в Москве далека от завершения.

— Новую нумерацию ввели в полутора округах и перестали. Так и осталось, что на юге и других округах маршруты на Е, а где-то экспрессные маршруты, допустим, 903-й (метро «Проспект Мира» — Холмогорская улица), не переименовали. Дело остановилось, — рассказывает MSK1.RU Кирилл Янков.

Кроме этого, таких исторических изменений в один день в Москве больше не происходило.

— После этой реформы каких-то подобных изменений, как в 21-м году, больше никогда не было. Все нынешние изменения такие очень мягкие. А вот та реформа, которая произошла именно на юге, была достаточно кардинальной, это факт, — считает Владислав Булгаков.

Также транспортный аналитик предполагает, что реформу «Магистраль» могут закончить или приблизить к завершению в 2025 году.

— Я так понимаю, они это все растягивают постепенно, достаточно долго. Насколько я знаю, Мосгортранс должен летом 2025 года перейти на контракты. И как я понимаю, вся эта реформа была задумана, и в том числе опираясь на тот фактор, что по старой системе Мосгортранс работать элементарно не сможет, — объясняет MSK1.RU аналитик Владислав Булгаков.

Стало ли вам удобнее после изменений маршрутов в Москве?

Да
Нет

В сентябре изменили маршруты автобусов в Восточном округе Москвы. В октябре точечные изменения прошли в разных точках Москвы. На юго-западе столицы маршруты меняли из-за открытия Троицкой линии. В Коммунарке корректировки были после открытия станции «Потапово». А в районе бывшей промзоны ЗИЛ незначительные изменения произошли из-за начала строительства Бирюлевской линии.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».


ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Монополия», мормоны и безумие. Почему нужно смотреть психологический фильм ужасов «Еретик» с Хью Грантом
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Рекомендуем