
Бирюлевская линия к 2035 году может пройти от ЗИЛ через Бирюлево почти во Внуково
В Москве собираются продлить будущую Бирюлевскую линию метро через Подмосковье в ТиНАО. Ветка пересечет Сокольническую и Троицкую линии и соединится с Солнцевской в Филимонковском районе Новой Москвы. Транспортные эксперты рассказали MSK1.RU, что они думают об этой идее.
Как продлят Бирюлевскую линию в Новую Москву
В феврале Москомархитектура опубликовала несколько важных распоряжений. В 2025–2026 годах должны подготовить проекты планировки территорий для продления сразу трех линий: Солнцевской — за Внуково, Сокольнической — в Щербинку, Бирюлевской — через всю Новую Москву, где она как раз соединится с желтой веткой.

А по Бирюлевской линии всё подтвердилось полностью. Правда, идея на этапе предпроектных обсуждений, и всё еще может измениться
Власти пока официально не объявляли, какие станции появятся у Бирюлевской линии за МКАД. Но Мособлархитектура подтвердила MSK1.RU, что ветка пройдет через область: они предложили построить станции в Лопатино и Дрожжино.
Кроме этого, в январе промелькнула схема с планами властей по строительству метрополитена в ТиНАО. Обещают, что к 2035 году там будет 37 станций метро и МЦД. Правда, участок от Щербинки в Новую Москву был выделен в отдельную линию.
Но из свежего распоряжения и других данных можно сделать вывод, что пока планируют следующие станции Бирюлевской линии за МКАД:
«Лопатино» (в Московской области);
«Дрожжино» (в Московской области);
«Улица Маршала Савицкого» (уже в Москве);
«Щербинка» (пересадка на Сокольническую линию);
«Никольское»;
«Черепово»;
«Кедровая» (пересадка на Троицкую линию);
«Пенино»;
«Харьино» (или «Кончеево»);
«Экспо» (пересадка на Солнцевскую линию).
Продленную линию, вероятно, планируют открыть к 2035 году — столетию метро. А участок от «ЗИЛ» до «Бирюлево» обещали запустить до 2030-го. Сейчас ее только готовят к строительству на участке от «ЗИЛ» до «Кленового бульвара».
Удачно ли продлевать линию через Московскую область
Транспортные эксперты и обозреватели считают логичным и правильным развивать метро в Новой Москве: читайте подробнее о том, что они об этом думают. Член Общественного совета при Минтрансе РФ Кирилл Янков полагает, что продление линии через Московскую область — удачное решение. Раньше рисовали другие варианты.
— Целесообразно и правильно провести линию через Лопатино и Дрожжино, потому что не надо дублировать D2. Если вести только по Москве, то она пройдет слишком близко ко «второму диаметру». Так что жители Дрожжино и Щербинки от этого выиграют, — рассказывает MSK1.RU председатель «Союза пассажиров России».
Мособлархитектура только предложила, и область, конечно, заинтересована. Но это еще не значит, что Москва согласилась. Или согласится при условии, что область даст «энное» количество миллиардов — этого мы не знаем.
При этом, по мнению эксперта, в самой Москве Бирюлевскую линию спроектировали не самым лучшим образом.
— К самой Бирюлевской линии и ее трассировке по Москве у меня много претензий. Она сделана очень кривой, и там сознательно не сделаны пересадки на МЦД-2, нет второй пересадки на Замоскворецкую линию. Это, я считаю, неправильный подход к проектированию линии. Все равно D2 остается для жителей Щербинки самым прямым способом доехать до центра, — полагает Кирилл Янков.
Директор Центра исследований «Умного города» (подразделение Факультета городского и регионального развития ВШЭ) Константин Трофименко полагает, что продление через Московскую область и ТиНАО удачно по трем причинам.
— Отчасти разгрузит серую ветку, потому что многие жители Бирюлево сейчас добираются до нее; отчасти Замоскворецкую линию, потому что много пассажиров едут через ТПУ Царицыно; и отчасти это развитие новых территорий, — отмечает Константин Трофименко.
Многие станции будущей Бирюлевской линии расположены фактически в чистом поле, как раз под вырост, под застройку этой территории, которая состоится через 10−15 лет.
Транспортный обозреватель Павел Яблоков считает, что оценивать эффект от станций в Дрожжино и Лопатино пока рано. Однако, по его мнению, в Новой Москве явно нужны линии-дуги с возможностями для пересадок — из Новой Москвы даже до БКЛ добираться слишком далеко. Одной из таких линий уже стал «новомосковский» участок красной ветки.
— При продлении красной ветки до Щербинки она получит пересадки на Бутовский и Бирюлёвский радиусы. А в итоге окажется, что Бирюлёвская линия пригодится не только жителям Щербинки, но и тем, кому нужно, например, из района Царицыно поехать в район Коммунарка с одной пересадкой (а не с двумя, как через БКЛ, и не с крюком через центр города), — отмечает в беседе с MSK1.RU главред портала «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков.
Эксперт Высшей школы экономики Константин Трофименко также полагает, что некоторым пассажирам будет важнее ездить не в центр, а в Щербинку, если там будет крупный ТПУ.
— Наоборот, может быть, там будет какой-то поток обратно, в сторону Щербинки, допустим, из Южного Бутово и новых территорий, если люди там будут жить, а работать в деловой застройке этого ТПУ, — считает Константин Трофименко.
36 километров линии за МКАД — нужно ли?
Длина всей Бирюлевской линии от «ЗИЛ» до «Экспо» может составить 57 километров, из них 36 километров будут за МКАД. В сети появлялись разные варианты: на официальной схеме участок «Щербинка» — «Экспо» был отдельной Рокадной линией, в сливах инсайдеров — частью Бирюлевской. В итоге Москомархитектура подтвердила второй вариант.
Опрошенные MSK1.RU эксперты считают, что лучше по возможности эти линии разделить.
— Лучше и логичнее, чтобы этот участок в Новой Москве (Щербинка — Внуково), был самостоятельной линией. И проще будет ее эксплуатировать. И она свою нишу займет именно в градостроительном каркасе Новой Москвы, — полагает Директор Центра исследований «Умного города» НИУ ВШЭ Константин Трофименко.
Председатель «Союза пассажиров России» также не исключает вариант с выделением этого отрезка. По его мнению, можно поступить иначе: передать его желтой ветке.
— Такая тоже есть альтернатива. Или вообще сделать отдельную Рокадную линию. Такие варианты я тоже видел. Я думаю, опять-таки, это будет решаться позже, — говорит MSK1.RU Кирилл Янков.
Если говорить о том, что надо не только Москву, но и область обслуживать метро, ту же Рокадную линию условно можно продлевать еще и на запад и на восток. Но это уже фантазии
Однако транспортный обозреватель Павел Яблоков полагает, что продление линии за Щербинку — вопрос дальнейших лет планирования. Эксперт напоминает, что участки могут временно объединять в разные беспересадочные маршруты. Так уже было при запуске БКЛ: в случае Некрасовской линии, когда по ней ездили до «Электрозаводской», и с Солнцевской, а поезда следовали до «Савеловской».
— Но постоянные маршруты стали другими. Подобное случится и с Бирюлёвской линией: скорее всего, оба хвоста (и «Рокадная» линия) и линия в сторону Власьева в конечном счёте будут воплощены в жизнь, — считает Павел Яблоков.
Но какой из маршрутов в какое время будет запускаться — станет понятнее ближе к середине строительных работ, то есть ещё лет через десять: к 2030 году Бирюлёвская линия ещё не успеет выйти даже за МКАД.
Дальнейшие планы — вести Бирюлевскую линию в центр?
Власти уже говорили, что Бирюлевскую линию в будущем продлят и в сторону центра, чтобы соединить ее с Рублево-Архангельской. В сеть сливали схему возможного продления: в таком случае линия из Новой Москвы через Бирюлево в Красногорск будет длиной около 90 километров.
Несмотря на такую длину, эксплуатировать ее будет все-таки возможно, полагают эксперты.
— Я не вижу здесь каких-то технологических препятствий. Да, машинисты будут 1,5 часа в один конец ехать. Но на конечной они будут какое-то время отдыхать, все это можно организовать. Посередине линии будет много резервных съездов, чтобы в случае каких-то аварий оперативно поезда оборачивались по промежуточным станциям, — объясняет MSK1.RU председатель «Союза пассажиров России» Кирилл Янков.
Директор Центра исследований «Умного города» НИУ ВШЭ соглашается, что у линии в таком случае будет достаточно странная форма. Но соединить Бирюлевскую и Рублево-Архангельскую — удачное решение.
— Появляется хорда, которая идет через «Сити», идет через ЗИЛ, который тоже будет таким очень мощным центром притяжения, но не идет непосредственно в центр. Как раз в логике разгрузки центра и выноса из него лишние функции, это примерно та вещь, которая нужна, — отмечает Константин Трофименко.
В свою очередь транспортный обозреватель Павел Яблоков считает, что о новой суперлинии длиной 90 километров говорить пока рано.
— И на существующих линиях не все поезда следуют от конечной до конечной. Существует «зонное» движение, когда в часы пик или постоянно часть поездов следует только до одной из промежуточных станций. Маршрутное движение можно организовать разными способами, — говорит MSK1.RU главный редактор портала «TR.ru — Транспорт в России».
Ранее эксперты оценили планы по строительству метро в Новой Москве после 2030 года. MSK1.RU показывали первую официальную схему со всеми станциями. Еще в декабре мы рассказывали о масштабной утечке планов властей о будущем Бирюлевской линии.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU: прямо сейчас мы разыгрываем там iPhone 16 среди подписчиков.