Дороги и транспорт «Чистый воздух нужен нашим детям»: в Общественной палате предложили не строить дорогу в Королев через «Лосиный остров»

«Чистый воздух нужен нашим детям»: в Общественной палате предложили не строить дорогу в Королев через «Лосиный остров»

Власти Подмосковья планируют начать строительство нового съезда с Ярославского шоссе в этом году

Проект дороги в Королев через «Лосиный остров» вызвал бурные обсуждения в Общественной палате России | Источник: Игорь Мещанев / MSK1.RUПроект дороги в Королев через «Лосиный остров» вызвал бурные обсуждения в Общественной палате России | Источник: Игорь Мещанев / MSK1.RU

Проект дороги в Королев через «Лосиный остров» вызвал бурные обсуждения в Общественной палате России

Источник:

В Подмосковье планируют построить еще один въезд в Королев. Он должен пройти по территории национального парка «Лосиный остров». Общественники раскритиковали проект: по их мнению, он нанесет ущерб «Лосиному острову», но может не решить проблему пробок. Власти и другие эксперты настаивают на том, что это единственный выход, способный помочь жителям.

Корреспондент MSK1.RU Игорь Мещанев побывал в Общественной палате России и выслушал обе стороны. Почему против дороги выступают эксперты и какие аргументы «за» привели власти — в нашем обзоре.

Новый въезд в Королев — что происходит

Идея построить новую дорогу в Королев появилась еще в декабре 2023 года. Дополнительный въезд должен обойти загруженную Пионерскую улицу. По проекту, дорога обойдет Верхнеяузские болота, пройдет прямо почти три километра, затем совершит два крутых поворота по 90 градусов и примкнет к Коммунальной улице.

«Обустройство возможно только с использованием уже существующей технической дороги проходящей через территорию национального парка „Лосиный остров“, еще несколько лет назад фактически использовавшейся жителями», — говорилось на сайте администрации Королева.

Источник: korolev.ruИсточник: korolev.ru
Источник:

Идея вызвала споры среди экспертов и местных жителей. В конце прошлого года вопрос про новый въезд в Королев даже задали на прямой линии с президентом. 17 марта в Общественной палате России по этой проблеме прошел круглый стол, его организовали комиссия по экологии и устойчивому развитию совместно с комиссией по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре.

«Не строительство, а реконструкция»

Глава Королева Игорь Трифонов обещал «короткую вводную», но выступил 15 минут вместо положенных пяти. Он долго говорил про историю города, упомянул хаотичную застройку 2000-х и другие недостатки градостроительной политики в прошлом.

На Пионерской улице, по его словам, большое скопление предприятий, при этом из города по ней выезжает более 20 тысяч автомобилей. По данным администрации, маятниковая миграция из Королева снизилась. Трифонов вспомнил и другие транспортные вопросы: автобусы и железную дорогу.

«Был амбициозный и мощный проект МЦД-5, но мы должны честно смотреть друг другу в глаза и понимать, что он пока отложен. Есть у него другое развитие — это два дополнительных пути на железной дороге, которые позволят нам пустить дополнительный трафик по ж/д», — сказал Игорь Трифонов.

Источник: Игорь Мещанев / MSK1.RUИсточник: Игорь Мещанев / MSK1.RU
Источник:

При этом проблема пробок в городе стоит серьезно, считает глава Королева.

«Буквально два года назад пробка начиналась в пять вечера. Сейчас она начинается в три. Текущая сеть внутри центральной части города требует полной реконструкции, это невозможно без создания новых артерий», — пояснил Игорь Трифонов.

Решить проблему, по его словам, просят градообразующие предприятия. Обращения жителей были как за, так и против новой дороги. Путь через «Лосиный остров» он назвал «реконструкцией существующей трассировки через парк».

«Видим карты 1968, 1970 года. В 2012–2013 году она вообще была открыта, сейчас есть люди, которые могут по пятницам там спокойно проехать через цветочные хозяйства. То, что дорога была и есть, — это история абсолютно понятная, — заявил в Общественной палате РФ Игорь Трифонов.

Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:

Трифонов вспомнил и пример Куршской косы в Калиниградской области: там через национальный парк проложили платную дорогу. На слайде в презентации Игоря Трифонова было указано, что там все сделали без ущерба для окружающей среды. В Королеве же, по его словам, ситуация с трафиком подошла к «близкой к краю точке».

«Решения с точки зрения законодательства, с точки зрения компромисса возможны. Очень важно друг друга слышать и сблизить позиции», — отметил глава городского округа Королев Игорь Трифонов.

Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:

Позицию администрации поддержали некоторые местные. Они также критиковали альтернативный проект дороги от общественников (мы подробно опишем его ниже — прим.ред.): по их мнению, его дольше реализовывать, он сложнее, также придется вырубать деревья.

«Есть подмена понятий. Они (противники нового въезда — прим.ред.) собирают подписи против против строительства дороги через „Лосиный остров“. Это ложь, это вранье, это фейк! Идет речь о реконструкции существующей дороги, а не строительства новой. Там есть дорога, дашь 200 рублей охраннику, он тебя пропустит», — сказал житель Королева Игорь Самойлов.

«Тем, кто живет на Космонавтов, на Валентиновке, кто едет в Лесные поляны — им развязка через Лосиный остров будет удобнее, чем путешествие через весь город (который предлагают общественники — прим.ред)», — сказала другая местная жительница.

«Работы нарушат сразу пять федеральных законов»

Исполнительный директор «Всероссийского общества охраны природы» Федор Юрчихин отметил, что застройка города в 2000-х привела к коллапсу, а большинство местных не работает на ключевых предприятиях города. По его словам, он тоже стоит в пробках на выезде из Королева: даже если решить проблему, пробки на Ярославском шоссе все равно тянутся до ВДНХ в Москве.

И если вы решите проблему с выездом и въездом в Королев — говорили тут о шести полосах на Пионерской — вы дальше эту проблему не решите. Я в прошлом году два колеса оставил в городе. Вы довольны состоянием дорожного покрытия в Королеве?

Эксперт считает, что лучше сделать упор на развитие общественного транспорта: организовать выделенные полосы для автобусов, снизить цену на экспрессы электричек РЭКС в пиковые часы. Можно и оптимизировать светофоры в самом Королеве и организовать парковки у станций электричек.

Лосиный остров нужен не нам с вами. Он нужен нашим детям. Чистый воздух нужен нашим детям, а не автомобиль. Чистая вода нужна, а мы пьем бутилированную

Создание дороги в «Лосином острове» Юрчихин назвал нарушением законов.

«Подмена Федеральных законов — он на то и есть, чтобы его не подменять. Десять тысяч автомобистов подпишут или сто тысяч — есть Федеральный закон. Почему вы рассматриваете дороги там, где вы нарушаете Федеральные законы?», — возмутился эколог и местный житель.

Если мы позволим строить дорогу через «Лосиный остров» сегодня, завтра жители Щелкова (они тоже мне не безразличны) попросят. Чем они хуже, чем хуже Балашиха, которая просит построить хорду? Ищите другие способы.

Против выступили и другие ученые. Научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян предложил найти решение, которое не противоречит федеральным законам и удовлетворит интересы жителей города.

«Если вы построите дорогу в два ряда через „Лосиный остров“ и ничего больше кроме этого не сделаете, дорога сразу будет забита автомобилями несколько часов в сутки. Что за гениальная картина — дорога через национальный парк, где стоят автомобили? До этого абсурда доводить нельзя», — сказал ученый-эколог.

Почему никто не сказал о том, что нужно обойти и центр города, и «Лосиный остров» тоже? В конце концов, второго «Лосиного острова» не будет, а второй центр города на Земляничной поляне можно построить.

Эколог Всеволод Степаницкий обозначил, что «строительство дороги нарушит пять Федеральных законов»: «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», Земельный и Градостроительный кодекс.

«Это один из двух старейших национальных парков страны. Предлагается усилить прессинг, дополнительную фрагментацию сделать. Любая такая фрагментация — это начало деградации экосистемы и ущерба его компонентам», — пояснил сопредседатель «Экспертного совета по заповедному делу».

Сколько раз нам приходилось слышать с высоких трибун об очередном антиэкологическом проекте, что он безальтернативен? Так было и 60, и 30 лет назад… Будет поставлена задача решить проблему без ущерба парку — получится у них

Против выступили и местные жители: активист Игорь Гришин раскритиковал ситуацию с общественным транспортом и застройкой Королева, он предложил ввести мораторий на новое строительство. Эколог Георгий Каванасян подчеркнул, что в Королеве нужно создавать рабочие места: по его мнению, «Лосиного острова» для решения проблем с пробками быть не должно, а дорога через национальный парк создаст прецедент с нарушением закона.

Возмущены оказались и жители Мытищ: они напомнили, что дорога формально пройдет через этот город, но мытищинцам не дали участвовать в опросе о судьбе дороги в Королев. «Лосиный остров» они назвали общей ценностью и рекреационной зоной. Им удалось собрать несколько тысяч подписей в администрацию президента, причем в одном из домов, по их словам, за два дня подписи поставили треть жителей.

«Я считаю важным отменить задачу „обосновать проезд через ‚Лосиный остров‘“. Такая задача есть: в октябре 2023 года было дано такое поручение. Мне кажется, пока оно действует, все, что мы слышим от исполнителей, должно делиться на два», — высказался житель Мытищ Петр Игнатов.

Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:
Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:

Другой житель Мытищ обвинил власти в сокрытии ущерба экологии и манипуляциях с документами. По его словам, в документах нет ни слова про строительство или реконструкцию: речь идет только про «капитальный ремонт».

«Актирование грунтовых дорог в виде дорог с капитальным покрытием, их последующая установка на кадастровый учет по неизвестным основаниям», — обозначил Константин Дюбов.

Альтернативные предложения

Член Общественного совета при минтрансе России Кирилл Янков заметил, что сейчас развязки с Ярославским шоссе на месте будущей дороги нет. Маленькая двухполосная дорога есть от «Ярославки» в Лосином острове, она поворачивает на север к улицам Жуковского и Толстого. Далее в сторону Мичуринского сквера, заметил Кирилл Янков, дороги не существует.

Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:

Кирилл Янков предложил альтернативу — построить новую дорогу параллельно железной дороге. Она могла бы пройти через станцию «Подлипки-Дачные», затем уйти на юг к Пионерской улице.

Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:

За год, по мнению эксперта, можно расширить Пионерскую улицу до восьми полос. Для этого, правда, придется снести один дом.

Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:

Наконец, Кирилл Янков предложил спрямить Пионерскую: такое уже было в старых генпланах. Но даже без этого ее стоит расширить, считает доктор экономических наук.

А в качестве быстрого временного решения председатель «Союза пассажиров России» предложил организовать на Пионерской улице реверсивное движение: так утром на выезд из города работало бы четыре полосы и две на въезд, а вечером — наоборот.

Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:

Сравнение двух вариантов

Транспортный эксперт Юрий Почивалов, ранее работавший в ВШЭ, сравнил два варианта. Сначала он заметил, что в центре живет около 16% населения, и порядка 60% потока идет далее, не задерживаясь там.

«Северный» вариант, предложенный Кириллом Янковым, все еще ведет в центр. Почивалов оценил, что по нему из-за ограниченной пропускной способности сможет ехать только 800 автомобилей в час, когда через парк — 1800 машин. Кроме этого, объезд с севера, по мнению эксперта, приведет к перепробегам автомобилей и не создаст новых транспортных связей далее на восток.

Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com

Кроме этого, альтернативный вариант, считает Юрий Почивалов, создаст «кучу градостроительный проблем»: нужно будет выкупить от 250 до 700 гаражей, выкупить участки, где идет производство, и вырубить зеленые насаждения в городском парке.

«Мы переходим эстакадой через „Подлипки-Дачные“, что ограничивает развитие этого ТПУ в какой-то степени: мы не сможем построить здание с большими функциям. При этом из-за эстакады в своре железнодорожной линии мы ограничиваем путевое развитие этого направления, которое станет основным связующим звеном Королева и Москвы», — объяснил Юрий Почивалов.

Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:
Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:

Транспортный аналитик Юрий Почивалов также отметил, что «северный» въезд увеличит пропускную способность потока через центр города лишь на 200 машин в час, и на его строительство может уйти от 6 до 10 лет.

При этом дорога через «Лосиный остров» может появиться за три года, и в качестве компенсационных мероприятий там построят экодук, который свяжет части парка. По мнению эксперта, она увеличит пропускную способность въездов в город на 50%.

«Житейски говоря, сейчас перегружен въезд в город с 14:00 до 21:00. При реализации этого варианта будут затруднения, но они будут два часа в самый критический случай. Еще требуется работа с общественным транспортом, железнодорожной связью», — добавил Юрий Почивалов.

Как в Москве все происходит. Если все желающие выйдут на дороги, город перестанет двигаться. Есть комплекс мер, которые позволяют снизить потребность людей выходить на дороги: общественный транспорт, парковочная политика, грамотная градостроительная политика

Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:

Кирилл Янков в свою очередь признал, что его предложение не идеально. Однако эксперт не поверил в то, что по дороге через «Лосиный остров» будет ездить 1800 автомобилей в час. Этому, по его оценкам, мешают крутые повороты под 90 градусов. Кроме этого, для такого количества машин нужно сделать по два ряда в каждую сторону, скруглить повороты и «убрать пешеходов».

«По моим прикидкам, здесь (по дороге через лес — прим.ред.) будет ездить 900 автомобилей в час. Спасут ли город эти 900 машин? Движение по существующей дороге можно открыть без нарушения законодательства. А все, что правее точки 4 (место, где дороги нет — прим.ред.), без нарушения закона сделать нельзя», — заявил заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Кроме этого, Кирилл Янков заметил, что в его варианте нет эстакады над станцией на третьем уровне. В его варианте она была бы на втором уровне. Похожие эстакады, по его словам, есть и на других станциях электричек, и это не помешало бы строительству новых ж/д путей: развитие дорог и ж/д было бы комплексным.

Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:

«Нужно хотя бы один путь сделать в краткосрочной перспективе, это позволит значительно увеличить парность поездов на станциях „Подлипки-Дачное“ и „Болшево“. А в перспективе, конечно, и четыре пути, чтобы поезда ходили как на диаметрах, с интервалами шесть минут», — пояснил председатель «Союза пассажиров России».

Также Кирилл Янков пояснил, что в его проекте не придется вырубать деревья в самом Королеве: необходим «выкуп небольшой части промки».

Источник: Общественная палата РФ / Vk.comИсточник: Общественная палата РФ / Vk.com
Источник:

Директор Института географии РАН Ольга Соломина отметила, что все варианты нужно исследовать на уровне экспертов.

«Меня удивляет, что до сих пор мы не обратились в Российскую академию наук. Мы должны провести экспертизу разных проектов. Нужно оценить, что скажут ученые», — отметила Ольга Соломина.

«Удивляет, что не слушают науку. Мы знаем, до чего это доходит. Когда на Байкале строили БЦБК (Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат — прим.ред.), ученые были резко против, говорили, что это приведет к экологической катастрофе и непоправимым проблемам и огромному ущербу», — согласилась председатель комитета по экологии Общественной палаты Елена Шаройкина.

Это были 70-е годы: БЦБК построили, прошло полвека, и мы до сих пор продолжаем решать эти проблемы. Ученые были против — их не послушали. А здесь мы даже не знаем мнения ученых

Ранее MSK1.RU публиковали репортаж с круглого стола в Мосгордуме: там обсуждали обособленную выделенную полосу на Череповецкой улице на северо-востоке столицы. Читайте подробный разбор экспериментального проекта с ускоренным коридором для автобусов. А про новые дороги в Москве MSK1.RU рассказывают в отдельной теме.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY7
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Рекомендуем