Дороги и транспорт Эксперт Подорожают и сами машины, и стоимость поездок? Таксистов заставят пересесть на отечественный автопром — к чему это приведет

Подорожают и сами машины, и стоимость поездок? Таксистов заставят пересесть на отечественный автопром — к чему это приведет

Депутаты Госдумы приняли новый закон

Законопроект вызвал массу споров среди общественников | Источник: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RUЗаконопроект вызвал массу споров среди общественников | Источник: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU

Законопроект вызвал массу споров среди общественников

Источник:

Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU

Российских таксистов в ближайшие годы заставят пересесть на отечественные автомобили — Госдума приняла законопроект о локализации такси 13 мая сразу во II и III чтениях. Согласно документу, с 1 марта 2026 года возить пассажиров можно будет только на машинах российского производства.

Авторы закона говорят, что эта мера призвана поддержать отечественный автопром. А вот общественники опасаются, что изменения приведут к сокращению числа машин на рынке и к росту стоимости поездок для пассажиров. MSK1.RU разбирался, как новый закон изменит сферу такси и каких последствий нам ждать.

Заменят все машины, кроме бизнес-класса

Законопроект о локализации такси еще в ноябре 2023 года внесли в Госдуму председатель комитета по экономической политике Совета Федерации Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. В январе 2024-го документ был принят в I чтении и с тех пор лежал без движения.

В пояснительной записке к проекту написано, что сегодня сеть такси сильно зависит от импортных поставок авто, комплектующих и запчастей и «становится уязвима к санкционному давлению».

«Внесение предлагаемого изменения обеспечит дополнительное стимулирование спроса на отечественные высоколокализованные автомобили со стороны таксомоторной отрасли. Дополнительным эффектом станет стимулирование зарубежных автопроизводителей к максимальной локализации производства в России, что позволит рассчитывать на приток дополнительных инвестиций в отрасль», — отметили авторы инициативы.

Источник: Артем Устюжанин / MSK1.RUИсточник: Артем Устюжанин / MSK1.RU
Источник:

Артем Устюжанин / MSK1.RU

Пересядем на «Гранту» и «Ларгус»

Для оценки степени локализации элементов машины вводится специальная система баллов. По новым правилам с 1 марта 2026 года в такси могут быть использованы машины, у которых 3200 баллов локализации. По словам исполнительного директора Национального совета такси Наталии Лозинской, под этот критерий подходят всего четыре модели. И все они — «Лады»: «Веста», «Гранта», «Ларгус» и «Аура».

Также в такси можно будет использовать автомобили, произведенные в рамках специнвестконтрактов (СПИКов), заключенных в период с 2022 по 2025 годы.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) — это соглашение между инвестором и государством, по которому инвестор обязуется реализовать проект на территории России, а государство предоставляет в обмен субсидии и льготы. Иными словами, это механизм для получения мер господдержки на федеральном и региональном уровне в формате одного окна, доступный крупным инвесторам.

«На данный момент известно, что за указанный период были заключены специальные инвестиционные контракты с „Москвичом“ и „Моторинвестом“, поэтому можно предположить, что согласно текущей версии закона допуск в такси будут иметь только отечественные автомобили», — объяснила эксперт.

Кроме того, к перевозкам пассажиров будут допущены машины, произведенные в рамках СПИК с 1 марта 2025 года, которые правительство одобрит для использования в такси. О каких моделях идет речь в этом случае, пока сказать сложно.

При этом локализовывать будут только машины эконом-класса. Распространять требования на автомобили стоимостью более четырех миллионов рублей нецелесообразно, считают Кутепов и Гутенев.

«Это связано с тем, что на сегодняшний день не обеспечено предложение высоколокализованных автомобилей данной категории. Стоимость автомобилей „Мерседес-Бенц“ классов С и E, традиционно используемых для перевозок „бизнес-классом“, на ноябрь 2023 года составляет соответственно от 5 и от 6 млн рублей», — говорится в пояснительной записке.

Источник: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RUИсточник: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU
Источник:

Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU

Самозанятые уйдут в бомбилы?

Новый закон вызвал массу споров среди общественников. Против его введения выступали исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская и руководитель Объединения самозанятых России Игорь Жмакин. По их мнению, все это приведет к росту цен как на машины, так и на поездки.

«Цены на авто могут стать недоступными. Уже не первый год мы наблюдаем активную борьбу китайских компаний за наш рынок — салоны предлагают скидки на модели из Китая, снова появилась возможность торговаться… Но всё это, увы, не может заменить потребителям автомобили стоимостью до 1 млн рублей», — рассказал MSK1.RU Жмакин.

Источник: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RUИсточник: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU
Источник:

Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU

Когда закон вступит в силу, таксисту придется приобретать новый автомобиль отечественного производства. И если крупные компании выдержат такое «испытание», то самозанятые, которые делают ежедневно не больше 20 поездок, уйдут из отрасли, предположил эксперт.

С ним согласен и председатель Союза пассажиров России, член Общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков. Он уверен, что с введением нового закона больше половины водителей уйдет в смежные рынки, в том числе в «бомбилы».

Ввиду ухода значительной части машин в серую зону не будет того эффекта для отечественного производителя, на который рассчитывают законодатели.

Кирилл Янков

Председатель Союза пассажиров России

«Я прогнозирую уход значительного количества иностранных легковых машин в смежные сектора: люди будут искать авто через всякие Telegram-чаты — сейчас это популярный способ поиска автомобиля, когда тебе нужно куда-то ехать. Я считаю, что закон очень поспешный, он не синхронизирован с возможностью производства отечественных машин в соответствующем количестве и несинхронизирован с естественной заменой парка», — объяснил MSK1.RU Янков.

В свою очередь авторы инициативы заявляют, что на рост стоимости поездок на такси и сейчас влияют множество факторов: как погода, так и ключевая ставка.

«На рост стоимости поездок сейчас влияет дождь и снег, хотя никакой локализации нет. Плюс ключевая ставка, стоимость бензина, которая растёт, и стоимость запасных частей, которых нет. Так что прямое влияние закона на стоимость поездок может быть определено только по итогам реализации закона в действии. Тем более, что сроки могут отодвинуть до 2026 года», — подчеркнула в разговоре с MSK1.RU пресс-секретарь Андрея Кутепова Елена Демидова.

Источник: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RUИсточник: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU
Источник:
Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU

И до закона о локализации такси, в России водители всё чащe стали убегать в нелегалы. По данным агентств «Прессиндекс» и «Цифровые платформы», в России расцвели группы и чаты в соцсетях и мессенджерах, где можно вызвать такси, минуя официальные приложения. Подробности — в отдельном материале.

Что еще почитать:

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU: прямо сейчас мы разыгрываем там «Яндекс Станции» и сертификаты на Ozon среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY4
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY6
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
28
ТОП 5
Рекомендуем