Росавиация попросила авиакомпании подготовиться к полетам без использования GPS, сообщает РБК. Всё из-за сообщений европейского авиарегулятора от 17 марта о «глушении» и возможной подмене сигналов GPS (это называется спуфинг. — Прим. ред.).
Случаи спуфинга фиксировали после 24 февраля при полетах в районе Калининградской области, возле побережья балтийских стран, в Черном море, в районе Восточного Средиземноморья, Израиля, Кипра, Ливана, Сирии, Турции и северной части Ирака. Пилотов попросили сообщать о любых сбоях в работе GPS и быть готовыми к взлетам и посадкам без применения спутникового сигнала и использования дублирующих средств воздушной навигации. Контролировать положение самолетов Росавиация советует с помощью «традиционных навигационных средств»
Авиаэксперт и главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин считает, что и без GPS самолеты будут летать штатно и мимо взлетно-посадочной полосы не сядут. Однако может увеличиться число ошибок пилотов, связанных с человеческим фактором. У командиров воздушного судна будет банально меньше данных о перемещении самолета.
— Никакой опасности полеты без GPS не представляют. Единственное, возможны проблемы, связанные с человеческим фактором. Например, в конце прошлого года был инцидент с Sukhoi Superjet авиакомпании «Азимут». Из-за ошибок GPS, постоянно выпадающих на экран, пилоты нажали кнопку отключения индикации ошибок, но напутали и нажали вместо нее кнопку выпуска шасси, — объясняет Илья Шатилин.
«В остальном для полетов, навигации и посадки GPS необязателен — можно летать совершенно спокойно и без него»
— Вопрос в том, что, возможно, [работать] пилотам будет несколько сложнее, потому что у них будет меньше данных. Самолет без GPS благодаря наземным средствам навигации, инерциальной системе и другим прекрасно летит по маршруту, не заблудится и мимо полосы не сядет, — отметил авиаэксперт. — Проблемы особенной нет, пилоты умеют летать без GPS, тем более эта навигационная система есть далеко не на всех самолетах.
Тем временем глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в своем телеграм-канале уже пообещал незамедлительно направить Минтрансу и Росавиации технические предложения по полной замене на российских самолетах навигации GPS на ГЛОНАСС.
В начале апреля объединенная авиастроительная корпорация запустила в производство 20 самолетов Ту-214. Планируется, что новые отечественные магистральные узкофюзеляжные самолеты заменят иностранные Boeing и Airbus. Авиаэксперт объяснил, насколько Ту-214 надежные машины и почему их не использовали раньше.