Это вторая часть нашего интервью с командиром воздушного судна авиакомпании «Россия» Suhkoi Superjet 100. В первой части Владимир Епифанов объяснил, за что он любит этот лайнер и что хотел бы в нем изменить. Но Епифанов — не только пилот, а еще музыкант, блогер и отец четверых детей. Он рассказал корреспонденту MSK1.RU, как ему удается всё совмещать.
— Вы же практически выросли на территории летного училища?
— Я родился в семье с авиационными корнями и всё детство провел, играя на территории школы высшей летной подготовки в Ульяновске. Авиация уже тогда стала неотъемлемой частью моей жизни. Летная фуражка и навигационная линейка были моими игрушками.
Мне было интересно всё, что связано с самолетами. Мой дед был инструктором летной школы, именно он привил мне любовь к авиации. Бабушка была терапевтом врачебно-летной экспертной комиссии, и в медсанчасть я ходил с малых лет.
Будучи девятиклассником я попал на завод «Авиастар» в Ульяновске и увидел, как строят «Руслан» и Ту-204. На меня это произвело большое впечатление. С конструкторским делом я связан никогда не был, а вот мой отец занимался в том числе авиационным приборостроением.
— А откуда тогда любовь к музыке?
— В 10–11 лет я попал в эстрадно-джазовый оркестр. Это было совершенно не предсказуемое для меня решение. Когда я рассказал родителям, что пойду на репетицию в оркестр, они сказали: «Конечно, иди». Шансов, что через неделю я не брошу, было совсем мало. Я тогда занимался лыжами, биатлоном, всем, что связано с физкультурой, а тут вдруг саксофон и музыка.
Я начал ходить на репетиции. Меня это сильно увлекло, потому что там был весьма профессиональный уровень исполнения и отличные ребята, все они были гораздо старше меня. Это был лучший эстрадно-джазовый детский коллектив в СССР. Коллектив всегда становился лауреатом и призером различных музыкальных фестивалей. Для небольшого города Ульяновска это был высочайший уровень.
Из оркестра выросло много профессиональных музыкантов, в том числе и военных оркестров. Там я познакомился со всеми духовыми инструментами, которые в нем были. Хотя мне очень хотелось научиться играть на гитаре и барабанах, руководитель оркестра смог убедить меня освоить саксофон. Впоследствии я научился, конечно же, играть и на гитаре, и на ударных, и на многих других инструментах, но первым был саксофон.
«Два года у меня практически ничего не получалось, было весьма непросто, но со временем я стал довольно здорово играть»
Оркестр был устроен таким образом, что старшие ребята обучали младших. В какой-то момент старшеклассники закончили школу, и я остался один из опытных музыкантов, кто мог обучать игре малышей. Мне посчастливилось освоить фактически все инструменты, которые там у нас были, благодаря тому, что я учил ребят играть на них. Как говорится, хочешь научиться сам, начинай учить других. Сейчас я приобрел себе классные профессиональные инструменты, у меня отличная коллекция.
— А что именно у вас?
— У меня четыре саксофона, гитара, барабаны, клавишные, ханг. Не все инструменты и аппаратура помещаются в автомобиль, когда я уезжаю в гастрольный тур, пора приобретать автобус.
— Почему тогда пошли в авиацию, раз так были увлечены музыкой?
— До открытия Ульяновского летного училища в 1993 году я не задумывался о профессиональной карьере пилота. В России на тот момент не было высших летных учебных заведений. А вот с 93-го, после появления первых курсантов в УВАУ ГА (Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева), я начал мечтать о профессии пилота.
В течение двух лет я ходил из дома в школу и обратно через летное училище. Смотрел на молодых курсантов первого набора и представлял, как я тоже буду носить летную форму и утром уезжать на полеты. Потом появилась возможность пойти в школу юных летчиков при аэроклубе. Мы начали изучать там аэродинамику, конструкцию самолетов и двигателей. Тут я для себя открыл, что, оказывается, пилоту нужна физика, термодинамика, математика. Для меня это был довольно большой переворот в сознании. У меня появилась мотивация и прорыв в учебе, очень хотелось полетать и овладеть профессией.
На тот момент моя мама работала в коммерческом отделе училища, а УВАУ ГА эксплуатировал серьезные лайнеры — Ту-154, Ил-86, Ил-76. У меня была уникальная возможность летать вместе с ней в некоторые рейсы. Тогда я впервые в жизни оказался в кабине пилотов и своими глазами увидел летную работу.
«Мне кажется, любой ребенок, который попадает в кабину самолета, видит все эти панели приборов, штурвал, остается надолго под впечатлением»
А музыкой я продолжал параллельно заниматься и в летном училище, играя в студенческих музыкальных группах. Кроме этого, были студенческие вёсны, КВН и различные выступления. Уже будучи пилотом компании «Трансаэро», меня отобрали в команду, которая принимала участие в одном из телевизионных проектов. Он назывался «Поющая компания».
Проект стал отправной точкой создания нашего творческого коллектива «Небесный экипаж». И в компании «Трансаэро» у нас был свой вокально-инструментальный, в том числе хореографический, коллектив. Мы выступали на всех корпоративных и различных городских мероприятиях. Такой уникальный коллектив поющих профессиональных пилотов, бортпроводников и сотрудников авиакомпании.
— Как родилась идея блога?
— У меня было несколько задумок. Изначально я начинал именно пилотский блог с узкой направленностью на молодых специалистов. Это была идея вопросов и ответов, диалогов с экспертами и профессионалами своего дела, моими друзьями и коллегами, где они рассказывали про свой путь и работу в различных авиакомпаниях мира.
До сих пор есть большое желание сделать видеоблог, который направлен на историю освоения самолетов Boeing 737 в России. У нас есть большое количество ветеранов авиации, летавших на нем, легендарные пилоты, которые первыми на постсоветском пространстве осваивали иностранную технику.
Очень хочется зафиксировать их в цифровом видеоформате, сделать серию репортажей о том, как это было. Это тот уровень людей, которые должны делиться своими знаниями и личными историями. В качестве экспертов я приглашал ребят, которые делились своим опытом работы в Китае, Эмиратах и других странах.
«У меня один из скрытых талантов — интервьюирование, очень люблю прямые эфиры и общение с гостями»
Видео и интервью для меня представляет особый кайф, потому что мне очень нравится делиться с людьми информацией, рассказывать (или дать возможность кому-то рассказать) что-то полезное. В этом я видел сакральный смысл создания блога. Дальше он перешел в формат рассказа о своей личной жизни, семье и музыкальном творчестве.
Когда началась пандемия, мы просто на три месяца встали и перестали летать. Не было вообще никакой работы. Появился вопрос не только финансового, но и морально-физического состояния многих людей. Я начал вести онлайн-концерты. Каждое воскресенье в определенное время просто играл концерт в прямом эфире, дарил позитивные эмоции подписчикам и с удовольствием исполнял всеми любимые песни.
— О чем вас чаще всего спрашивают?
— О том, как стать пилотом. Большое количество вопросов — от людей, которые бояться летать. Аэрофобы спрашивают, что происходит в различных ситуациях, например в турбулентности.
Я не записываю видео своих полетов. На мой взгляд, авиация — такая история, которую мы не можем транслировать в прямом эфире. Хотя наверняка это было бы интересно. Я не могу брать телефон и снимать свой полет — есть здравый смысл и ограничения в использовании фото- и видеоаппаратуры. Но при этом в некоторых компаниях есть возможности статического прикрепления камер.
«При правильном подходе съемка полетов могла бы популяризировать авиацию, раскрывая ее великолепие»
В каких-то компаниях прикрепленная камера считается нормой. И это, кстати, является подспорьем в некоторых вопросах. Если никогда не летал в какой-либо аэропорт со сложным рельефом (например, горный аэродром), но посмотрел видео о заходе на посадку, снятое из кабины, будет намного яснее, как выполняется заход и посадка на данном аэродроме.
Такие видео даже можно использовать как методическое пособие для молодых специалистов. Я считаю, что это хорошая практика и ее можно брать на вооружение в современном мире авиации.
— Как удается совмещать блог, работу и четырех детей?
— Не удается. Катастрофически не хватает времени. Ведение блога — достаточно сложный и трудоемкий процесс. Конечно же, хочется уделить как можно больше внимания детям. Папа-пилот — это часто отсутствующий или спящий перед рейсом или после рейса человек.
Весь этот учебный год я вел уроки музыки в школе и в детском саду, куда ходят мои сыновья. В среду, посреди недели, у меня специально был выходной, и в этот день я приходил и вел уроки музыки. Мы учились петь и играть на различных инструментах, слушали много всего и, конечно же, танцевали.
«Папа-пилот — это часто отсутствующий или спящий перед рейсом или после рейса человек»
Быть многодетными родителями непросто. При условии, что жена тоже много работает, мы стараемся максимально уделить внимание каждому ребенку по отдельности. Иногда удается выделить время и сводить ребят в бассейн или просто покататься на великах. Хочется, конечно же, больше времени проводить с семьей. Это, пожалуй, мечта любого пилота, но при этом мы все понимаем, что только благодаря полетам мы можем обеспечивать семью.
Ранее мы писали, что МАК ответил MSK1.RU по поводу расследования дела о самолете, севшем в кукурузном поле. Мы также разбирались в причинах уголовного преследования топ-менеджера «Аэрофлота» с экспертами авиасферы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».