20 июня глава Министерства транспорта Виталий Савельев сообщил, что авиакомпания «Аэрофлот» может сделать самолет Ту-214 одним из базовых в своем авиапарке. К тому же неделей ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял, что «Аэрофлот» планирует подписать контракт на 300 самолетов: МС-21, Sukhoi Superjet 100 и Ту-214.
Такие решения вызваны отказом компаний Airbus и Boeing поставлять свои самолеты в РФ (всё из-за спецоперации на Украине). MSK1.RU узнал у знаменитого летчика Юрия Сытника и авиаэксперта Ильи Березовского, безопасно ли летать на отечественном Ту-214.
Самолет Ту-214 — магистральный узкофюзеляжный самолет с российским двигателем ПС-90. Вмещает в себя 210 человек. Дальность полета — до 6,5 тыс. км. Лайнер разработали в конце 1980-х годов.
Старая модель
Летчик Юрий Сытник отмечает, что «тушкой» (как самолет называют профессионалы в обиходе) пользуется «специальный летный отряд», где летают Шойгу, премьер Мишустин и даже президент страны:
— Ту-214 — это одна из модификаций Ту-204. В ней изменено шасси под взлетный вес — 110 750 кг. Второе отличие: на всех его модификациях шасси выпускается гидросистемой, а на 214-м оно электрическое. Кабина и салон одинаковые, пассажир никак не отличит эти самолеты.
«Он абсолютно надежный, ничем не отличается от самых последних Boeing 737–800 и Airbus 321»
— Машина очень хорошая, выпускается на казанском заводе, сейчас там мощность — где-то 10 машин в год. Сейчас несколько поменялась ситуация в стране, поэтому будут выпускаться вот эти самолеты [Ту-214] и их модификации, — говорит летчик.
Производство РФ
Как и летчик Сытник, авиаэксперт Илья Березовский указывает на самодостаточность производства самолетов Ту-214:
— Всё до винтика в нем российского производства, включая, что важно, сердце самолета — двигатель ПС-90. Я на нем летал в составе экипажа и меня не смутило перевезти на нем свою семью.
«В отчетном ролике даже есть момент, когда мой маленький сын спокойно ходит по салону авиалайнера. Это, собственно, степень моего доверия самолету»
— Чтобы было понятно, на Ту-214 ни одной импортной детали нет вообще, — рассказывает Юрий Сытник. — Авионика, инерциальные системы, системы слежения, навигации — всё российское. Никто не отменял чипы, которые там стоят и могут отрубаться со спутника. Примерно всё то же самое, что на наших военных машинах и последних «сухих» [Sukhoi Superjet 100].
Летчик Сытник замечает, что для массового производства Ту-214 необходимо восстанавливать заводы в Ульяновске и Самаре, чтобы в год достичь выпуска в сто машин.
Что лучше?
Помимо Ту-214, в авиапарке компании «Аэрофлот» базовыми самолетами могут стать МС-21 и Sukhoi Superjet 100. Для авиаэксперта Ильи Березовского интереснее кажется именно МС-21:
— Самое новое, МС-21, интереснее. На Sukhoi Superjet 100 я часто летаю. Скажу без пиетета: как ближнемагистральный самолет, он хороший.
«Дело не в выборе, а в соответствии задачам. МС-21 и «тушка» [Ту214] схожи. МС-21 более современный, только сердце [двигатель] у него не российское»
Особенности двигателей Ту-214 объяснил Юрий Сытник:
— Двигатели на Туполевых — одни из лучших. Дело в том, что когда в 90-е американцы выкупили контрольный пакет акций завода, их доводку остановили. Но конструкторы, двигателисты все эти годы работали независимо. Если изначально у двигателя [на этих самолетах] 16 тонн тяги было, то теперь на двигателях ПС-90А2, ПС-90А3 тяга — 18 тонн, а в чрезвычайном режиме — 20 тонн. Поэтому сейчас двигатель опять реанимируется, доводится до кондиций мировых.
«При отказе одного такого двигателя на взлете можно выполнить безопасно полет по кругу и произвести посадку даже с полным весом»
Экипаж и удобства
Илья Березовский отмечает, полетав не один раз на самолете, дискомфорта он не чувствовал. Авиаэксперт рассказывает, что многие летчики не хотят пересаживаться с Ту-214 на другие самолеты.
— Самолет резче немного, в крен заходит более так очевидно. Но плохих эмоций не вызывает. У меня много комментариев под моим видео из кабины пилота, мол, почему такая обстановка дерганая и орут. Это, возможно, потому, что ребята знали о камере и старались делать всё более четко. Тем не менее стиль самого пилотирования на Ту-214 отличается.
«Если на Boeing всё поспокойнее, то на 214-м больше командный стиль»
Там же трехчленный экипаж со штурманом, что, кстати, сыграло немаловажную роль в выборе самолета, насколько я понимаю. Три человека в кабине — это гораздо дороже, чем два человека. Но и это же всё правила авиационные, в которых много бюрократических процедур. Может, и два человека справились бы. Насколько мне представляется, три человека — это экономически менее эффективно, — подытожил авиаэксперт Илья Березовский.
Вы бы стали на постоянной основе летать на самолете Ту-214 со всей семьей?
Ранее для MSK1.RU пилот Sukhoi Superjet 100 рассказал всю правду о самолете, однако пассажиры в ответ резко раскритиковали авиалайнер. Еще пилот отечественного самолета рассказал, как он успевает работать, быть блогером и многодетным отцом.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».