Автомобиль российского режиссера Александра Сокурова развернули на границе с Финляндией. Оттуда он должен был вылететь на международную культурологическую конференцию в Милан. Несколько часов его продержали на улице без объяснений (из-за чего Сокуров опоздал на рейс), а затем и вовсе отказали в выезде.
О произошедшем сообщила в своем Telegram-канале журналистка Ксения Ларина.
— На границе их попросили выйти из машины, забрали паспорта и исчезли на несколько часов. Ничего не объясняя. Мимо них шли и шли фуры и грузовики, автомобили и автобусы, без задержек и лишних выяснений. А Сокуров, опираясь на палку, всё стоял и ждал свой паспорт, — пишет Ларина.
После случившегося режиссер вернулся в Санкт-Петербург. Сокуров написал обращение в Совет по правам человека при президенте РФ, в котором состоит сам.
— Начальник смены в глаженной форме и красивой фуражке возник перед нами как из-под земли, как раз тогда, когда стало ясно, что наш итальянский самолетик в аэропорту Хельсинки уже рассаживал пассажиров и готовился улететь, — цитирует письмо Сокурова Ксения Ларина.
По словам Сокурова, ему сообщили, что выехать в Финляндию не получится на основании распоряжения премьер-министра Михаила Мишустина.
— Начальник смены, не глядя в глаза, пытался рассказать нам, что против моего отъезда распоряжение товарища Мишустина, который таким, как я, запрещает пересекать границу. Я никогда не видел Мишустина живьем, я с ним никогда не встречался, откуда у Мишустина такое предубеждение и ненависть ко мне, не мог понять, — пишет режиссер в письме.
Сотрудники погранслужбы изъяли документы Сокурова и пропали. Всё это время, как отмечает режиссер, через российско-финскую границу успели проехать сотни машин.
— Сотрудницы-пограничницы изъяли у нас паспорта и куда-то убежали. Несколько часов мы не могли понять, что происходит, где наши документы, почему мы не получаем разрешения на пересечение границы. В то же время вокруг нас продвигались сотни автомобилей, целые автобусы с русскими детьми, гражданами, которым можно проезжать, а мы, как арестованные, должны были сидеть в ожидании ареста, что ли? — добавил Сокуров.
Объяснения столь долгого задержания так и не последовало. В силу возраста Сокурову было трудно долго стоять на ногах.
— Товарищ начальник смены в фуражке опять пытался исчезнуть, я же был вынужден уже просто крикнуть ему вослед: «Немедленно верните меня в Россию». Потому что у меня, человека в возрасте 71 года, стоять, опираясь на палочку, уже не было сил, — добавил он в письме СПЧ.
Сокуров добавил, что уже позже узнал от сотрудников конференции в Милане, что те связались с погранзаставой, но сотрудники так и не поняли, чего от них хотят, потому что не понимали английского языка.
— Позже по телефону я узнал от сотрудников миланской конференции, что они каким-то чудом нашли телефон этой погранзаставы, позвонили туда, но на погранзаставе никто не мог говорить по-английски, и пограничники не понимали, что иностранцы хотят от них, сотрудников ФСБ. Итальянцы нашли русского переводчика, и тут они услышали, что наши паспорта «проштампованы» и мы якобы можем ехать... Но только не прояснили, куда именно мы с моим коллегой можем ехать, — написал Сокуров.
Напомним, Россия формально не сняла ограничения на пересечение сухопутной границы с Финляндией. Попасть в страну можно только некоторым категориям граждан: владельцам недвижимости, клиентам клиник. Об этом мы писали ранее.
Также мы писали о том, что Сокуров поспорил с президентом Владимиром Путиным на заседании СПЧ в декабре прошлого года. Он рассказывал о последствиях разговора с лидером страны.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».