Страна и мир интервью «Единственный такой приход в мире». Настоятель православного храма на Кубе — о жизни на острове и спецоперации

«Единственный такой приход в мире». Настоятель православного храма на Кубе — о жизни на острове и спецоперации

Священник Савва Гаглоев за пять лет столкнулся с пандемией и реформами

Настоятель православного храма на Кубе рассказал о жизни на острове

Русская православная церковь — большой институт, который функционирует не только в России, но и в странах ближайшего зарубежья, Европе и Америке. Например, православная церковь есть даже на Кубе — в Гаване работает Храм Казанской иконы Божией Матери.

Храм Казанской иконы Божией Матери — один из самых больших храмов РПЦ в Америке и первый храм в Карибском бассейне. Его строительство начали в 2004 году по инициативе Фиделя Кастро, а в 2008-м там начались регулярные богослужения. Храм был построен как памятник российско-кубинской дружбы, отмечал Фидель Кастро и митрополит (сейчас — патриарх) Кирилл.

Его священник Савва Гаглоев переехал на Кубу в 2017 году. Он долгое время работал сначала на родине — в Осетии — а потом и в Москве. Получив приглашение патриарха Кирилла, он согласился на переезд и продолжил дело кубинской православной общины.

Корреспондент MSK1.RU обсудил с отцом Саввой православие на Кубе, пятилетие настоятеля храма и отношение кубинцев к специальной военной операции.

«Крещение — это присяга»

— Как сейчас проходит ваш обычный день?

— Сейчас, в послековидное время, храм в течение недели бывает закрыт. В будние дни совершаю Таинства и молебны по частной просьбе. Богослужения проводим лишь по воскресеньям, а также по великим и большим праздникам. Неделя мгновенно проходит в обычных бытовых заботах, а их на Острове немало.

Храм Казанской иконы Божией Матери построен на берегу Гаванской бухты в Старой Гаване

— Но вы обычно в храме находитесь?

— Да, наша семья проживает при храме. Рядом с храмом есть большой трехэтажный приходской дом. Повторюсь, в будние дни храм закрыт, однако желающие всегда могут попасть в храм. Мы готовы открыть двери храма и рассказать о его доброй истории каждому.

— Часто люди так случайно приходят?

— Не так часто, на самом деле. Сейчас туристов из России практически нет, уже достаточное время нет прямого авиасообщения с нашей страной. Просятся обычно православные люди — как правило, это сербы или русскоговорящие туристы из других стран. Иногда обращаются местные с просьбой о молитве.

— А на воскресные службы сколько прихожан обычно приходит?

— Летом совсем немного людей, да и в целом у нас община не очень большая. Сейчас бывает около 15–20 человек.

— Это какие-то постоянные люди? Вы их всех знаете?

— Конечно, всех. Правда, состав периодически меняется: есть у нас командированные, сотрудники посольств, не только российского. Эта часть приходского состава и меняется. Местные же, не только русские, но и кубинцы, — одни и те же люди.

Отец Савва вместе с прихожанами в храме празднует Пасху

— А кто ваши прихожане, ведь Куба — по большей части католическая страна?

— В основном женщины, которые при советской власти вышли замуж за кубинцев и теперь живут здесь. Отчасти их дети. Это и русские, и украинцы, и белорусы. Есть кубинцы, которые учились в СССР. А некоторые прямого отношения к России не имеют и по-русски не понимают. Некоторые при мне приняли крещение, были приняты в православие.

Кубинцы довольно часто обращаются с просьбой о крещении, но не всем идем навстречу. Лишь убедившись в серьезности их намерения и после соответствующей подготовки.

«Многие желают креститься исходя из соображений, далеких от христианской веры. Таким людям приходится отказывать»

— Почему для вас это важно?

— Понимаете, могут быть разного рода соображения для крещения. Например, здесь очень развиты африканские культы. В некоторых из них требуется быть крещенным для участия в обрядах инициации.

Так сложилось: всех рабов из Африки в колониальную эпоху в обязательном порядке крестили. И это стало частью африканской народной религиозности. В результате они принимают христианское крещение, но реально являются приверженцами различных нехристианских афро-кубинских культов.

«Некоторые же опрометчиво полагают, что, будучи крещенными в какой-нибудь зарубежной церкви, будет проще получить визу или гражданство другой страны»

Считаю, что крестить можно, когда человек верит во Христа или находится на пути к вере. Крещение — это ведь присяга, и если человек не отдает себе отчета, чему он присягает, тогда смысл таинства обесценивается.

Гаванская бухта неподалеку от храма

«В поисках лучшей жизни»

— Что вас больше всего удивило за 5 лет жизни на Кубе?

— Куба — страна, принадлежащая другой, нежели Европа или Россия, цивилизации — латиноамериканской. Кубинская культура, с одной стороны, является продолжением европейской. Их роднит и язык, и право, и католицизм, и архитектура, и некоторые другие явления жизни. Но, с другой стороны, Латиноамериканский мир — это всё же отдельная цивилизация. Есть отличия, они проявляются во многих аспектах. Это предмет для отдельной вдумчивой беседы.

— Вы сейчас сравнили Кубу с Россией. А есть какая-то разница в том, как у вас и в нашей стране работает православная церковь?

— Разница, конечно, есть, но что касается совершения служб — всё идентично. Разве что служим на двух языках. Гаванский храм — самая большая по размерам действующая церковь Московского Патриархата в Латинской Америке. Однако сама приходская община небольшая, и в силу этого атмосфера на службах камерная, каждого прихожанина знаю в лицо и по имени. Но это не является спецификой именно Кубы. Это больше определяется размерами общины.

«Особенность нашей общины, возможно, в ее неоднородности и изменчивости»

— А в чем выражается ваша связь с Русской православной церковью и с Московским патриархатом?

— Храм Казанской иконы Божией матери в Гаване — приход Русской православной церкви, мы поминаем Святейшего Патриарха Кирилла за каждым богослужением. Наш приход не входит в юрисдикцию никакой зарубежной епархии.

Храм является частичкой русской культуры и России на Кубе. У нас точно такие же богослужения, как и в России. Мы отмечаем те же самые праздники и в те же дни, в том числе связанные с историей православия в России, особо почитаем русских святых. Службы у нас совершаются преимущественно на церковнославянском языке, проповедь произносится на русском и испанском языках.

При нашем храме отмечаются не только церковные праздники, иногда и светские. Во всем этом связь и проявляется.

— Какие, например?

— Несколько раз при храме совместно с «Россотрудничеством» отмечали Международный женский день 8 Марта. На Кубе проживают в основном женщины, рожденные и воспитанные в Советском союзе — для них это важная дата. Мы также отмечали полет в космос Юрия Гагарина, День народного единства — это и государственный, и церковный праздник. День семьи, любви и верности — церковный праздник, теперь и светский.

Отдельно скажу о 22 июня, по случаю начала Великой Отечественной войны в храме в рамках акции «Свеча памяти» совершается заупокойная лития, зажигаются сотни свечей.

Организуем показ советских и российских фильмов о Великой Отечественной войне с испанскими субтитрами, которые пользуются особой любовью кубинцев.

Пономари в Храме Казанской иконы Божией Матери

Для детей, как правило, совместно с «Русским домом» и российским консульством проводим рождественскую и новогоднюю елку, пасхальные мероприятия.

— Вы попали на Кубу в непростое пятилетие: сейчас здесь проходят масштабные реформы, либерализация. Расскажите, как на ваших глазах меняется эта страна?

— Можно сказать, что Куба находится сейчас на этапе серьезных глубоких реформ, которые касаются как экономики и финансово-хозяйственной жизни, так и политической сферы. В 2019 году была принятая новая Конституция. Проект которой широко обсуждался на всех уровнях кубинского общества. В стране была проведена денежная реформа. Также идет активное обсуждение нового Семейного кодекса. Всё это в известной степени напоминает реформы в России в 90-е годы.

Но приходскую жизнь эти перемены затрагивают лишь отчасти.

«Правда, многие, в том числе наши прихожане, при наличии возможности уезжают с Острова в поисках лучшей жизни за пределами страны»

«Мостик культурного взаимодействия»

— 5 лет назад вы говорили о том, что собираетесь учить испанский язык и больше внедрять его в жизнь в общине. Получилось ли это?

— Испанский язык очень богатый. Начать общаться на испанском — довольно легко. Но овладеть им всерьез весьма не просто. В испанском очень сложная система глагола и очень богатая лексика. Тот, кто хочет выучить испанский язык, всегда будет в процессе его постижения. Как говорится, совершенству нет предела.

Несмотря на все сложности, наша община растет, и при этом растет число кубинцев. Ради них службы ведем на двух языках, а раз в месяц совершаем литургию на испанском языке. Примерно около трети воскресной службы также проходит на испанском. Дублируем чтение Святого Писания, чтобы кубинцы вовлекались и осмысленно участвовали в богослужении. Так что задумка осуществилась, и мы продолжаем двигаться в этом направлении.

— А что нового вам удалось узнать про Кубу за эти 5 лет, что вы не знали, когда приехали?

— Мне интересна история этой страны, ее культура. К сожалению, из-за пандемии и других сложностей не так часто удается совершать поездки по стране. Чтобы узнать Кубу, надо по ней поездить и пообщаться с людьми. Так что не могу сказать, что хорошо знаю эту страну.

Но постоянно углубляю свои знания по части истории Кубы. Часто после богослужений за чашкой кофе устраиваем совместные чтения как духовных, так и исторических текстов.

Я мало что знал про Кубу, когда приехал — только в общих чертах. За эти 5 лет, думаю, что знаю Кубу гораздо лучше. Это относительно маленькая страна, но с очень богатой историей и разнообразной культурой, ведь здесь помимо испанцев были французы, англичане, африканцы, китайцы, американцы, нельзя не сказать и о советском присутствии. Например, говорить об эклектичности Гаваны можно, уже пройдясь по Малекону, где витражи из Франции, мрамор из Италии, отели от американской мафии, расположены скульптуры и памятники совершенно различного стиля и принадлежащие знаменитым людям разных стран. Здесь даже можно увидеть памятник парикмахерским ножницам...

— Наверняка тяжело было бросить всё в России и уехать в абсолютно другую культуру?

— Кстати, про культуру, вот что я для себя по-настоящему открыл, так это кубинскую литературу. Я никого не знал из кубинских писателей, но, оказывается, здесь богатая литературная традиция. Великие имена, которые малоизвестны в России.

— Можете что-то посоветовать?

— Есть такой классик — Алехо Карпентьер, у него была русская мать, родственница Бальмонта. Попробуйте с ним познакомиться: некоторые произведения переведены на русский язык.

Вы знаете, в латиноамериканской литературе есть такое направление — «магический реализм». Карпентьер фактически предшественник этого направления, у него есть концепция «lo real maravilloso» — «чудесная реальность». В обычной, повседневной жизни он нащупывает новое, чудесное измерение, которое превращает обыденность в тайну. Здесь нет насилия над реальностью, таинственная сторона не вклинивается грубым образом в ткань повседневности, но составляет ее органическую часть. Его концепция «lo real maravilloso» мне кажется более интересной, чем «магический реализм», которым все увлекаются.

Алехо Карпентьер и обложка его знаменитого сборника «Царство земное»

— Вы говорили о том, что во время пандемии храму жилось непросто. Как жил приход в это время?

— Конечно, у нас не было никаких онлайн-служб. Храм был закрыт, но каждое воскресенье мы совершали службы — без паствы, семьей, примерно месяца три. Потом еще одна семья к нам присоединилась, нашла способ, как добираться. Позже, когда запустили транспорт, стали подтягиваться остальные постоянные прихожане. Остальные присылали много записок, просьб о молитве и из России, и из разных уголков Кубы. Просили молиться о выздоровлении, например, поэтому молитвенная жизнь в храме не прекращалась.

«Конечно, это довольно тягостное зрелище — отмечается Пасха или Рождество, а в храме пусто, человек восемь. В таком режиме мы два года жили»

Сейчас, к сожалению, нет авиасообщения с Россией — туристов наших нет, кубинцам очень приятны были русские туристы... Только ограничения сняли в конце прошлого года, и потом снова прервалось авиасообщение.

— Я понимаю, о чем вы. А внешнеполитическая ситуация и, в частности, специальная военная операция России на Украине — это как-то обсуждается среди прихожан?

— Среди наших прихожан есть и русские, и украинцы. Мы стараемся не затрагивать эту тему, чтобы невзначай кого-то не обидеть, не причинить боли ближнему. В гаванском храме ни одно богослужение не проходит без молитвы о восстановлении мира. Местное телевидение рассказывает об этом конфликте, но не акцентирует внимание. На Кубе вообще нет повышенного интереса к этим событиям. Людей больше волнуют бытовые вопросы, их повседневная жизнь.

«Мы сами, семьей, естественно, переживаем, волнуемся и молимся. Но с прихожанами не обсуждаем вплотную эти темы»

— Как вы считаете, в чем особенность вашего прихода?

— Мне кажется, сам тот факт, что мы православный, русскоязычный и русско-кубинский приход — это уже специфика. Это единственный такой приход в мире. Наша особенность в том, что мы сочетаем русскую, кубинскую культуры и православие.

— У вас есть ощущение важности вашего дела?

— Конечно, на Кубе живет несколько тысяч русскоязычных людей. У нас тут большое посольство, много командированных. Ощущение присутствия вдали от дома уголка, где ты будешь «дома». Многим этим людям важно иметь возможность прийти на службу, посетить храм на праздник, помолиться о новопреставленном, усопшем близком человеке или о выздоровлении больного. Или рождается ребенок — его хотят крестить.

Яркие дороги в Гаване рядом с Храмом

Вдали от дома, вдали от родины — важно иметь возможность прийти в храм, помолиться и пообщаться с людьми, которые тебя понимают. Это такое духовное пристанище. Мне кажется, один вид храма внушает людям надежду. И это подтверждалось фактами, когда человек попадал в неприятную ситуацию и находил сердечное утешение в нашем храме.

Думаю, сам храм важен еще и как мостик культурного взаимодействия между кубинской культурой и русской. Кубинцы сейчас в некотором смысле открывают для себя христианство. Реформы на Кубе расширили религиозные и культурные права и свободы: легче чувствует себя и католическая, и протестантские церковь. Нет никаких препон, которые бы мешали исповедовать ту или иную религию.

«В целом кубинцы любят русскую культуру и Россию, но далеко не каждый имеет возможность посетить ее»

Поэтому наличие гаванского храма дает возможность кубинцам на своей родине приобщиться как к русской культуре в целом, так и к самому ядру этой культуры — святому православию.

Ранее MSK1.RU рассказывал историю подмосковного храма в селе Уборы, где часть старинной галереи сносят ради нового туалета. Если вам также, как и нам, интересны простые человеческие истории — познакомьтесь с Аллой Алексеевной из Фирсановки: она десять лет выхаживает сына после страшного ДТП.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Написала более 100 писем в колонию». Колонка юной художницы из Москвы, которая рисует специально для заключенных
Анонимное мнение
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Рекомендуем