Максим родился в Татарстане, в 20 лет он переехал в Санкт-Петербург и последние восемь лет жил там. У молодого человека было хорошее жилье, привычный круг общения, и до начала этого года ему казалось, что быт налажен, можно развиваться, работать, строить планы. Но в его жизнь, как в жизни многих россиян, вмешались новости о спецоперации.
О релокации Максим задумался еще в феврале, но окончательно на отъезд решился, как многие, только во время первой волны призыва.
— Вообще это, возможно, так и осталось бы в планах, если бы я, придя к другу в гости, не застал его спешно собирающим вещи. Я не знал, что он уезжает. Но тогда и сам понял, что нельзя терять время.
Максим думал сперва поехать на родину, в Татарстан, чтобы увидеться с родными, а уже после решить, куда отправиться дальше. Основным планом было ехать в Армению, где его ждали друзья. Но билетов в Ереван на тот момент почти не было, те, что оставались, стоили очень дорого.
— Перед отъездом из Питера я зашел к своим подругам попрощаться. Рассказал им о своих планах. Мы поговорили и решили, что, возможно, Армения — не лучший вариант.
«Нам показалось, что безопаснее будет находиться как можно дальше от европейской части России. И тогда я задумался об Азии»
Я задумался над маршрутом. Вылететь из Грузии было практически невозможно хотя бы потому, что туда было не попасть: на границе многокилометровые очереди. В Казахстан тоже уехало много русских. А вот Монголия оказалась не так популярна. Но первоначальный план был все-таки другой: я планировал доехать на поезде до Благовещенска, а затем на пароме пересечь границу с Китаем. Там я бы смог находиться 30 дней без визы, этот срок можно продлить.
Максим собрал вещи, освободил комнату, оставил цветы соседям, собрал всё самое необходимое и отправился на вокзал. Рано утром он был уже в Москве. В хостеле, где молодой человек забронировал место, сообщили, что его бронь не зарегистрирована.
— Я чуть не остался ночевать на вокзале, благо один знакомый по интернету согласился меня приютить. Мы насушили мяса мне в дорогу, я закупился тушенкой, шпротами и дошираками. Выехал в сторону Благовещенска.
«На поезде я ехал пять дней. Спал на верхней полке. С моим ростом 198 сантиметров это был, конечно, ад»
Плану Максима не суждено было сбыться: на второй день поездки подруга написала ему, что Китай закрыл границы из-за ковидных ограничений. Нужно было срочно решать, что делать дальше.
— Так в моем маршруте появилась Монголия. Я соскочил с поезда в Улан-Удэ. Из чатов про релокацию я узнал, что до Монголии оттуда можно добраться на автобусе. До границы мы ехали в тишине, все смотрели в пол. После прохождения российского пограничного пункта пассажиры оживились, стали разговорчивее.
Первое впечатление от Монголии — шумные менялы в автобусе и местная кухня, которая представляет из себя в основном тесто с мясом и мясо с тестом. В дороге я познакомился с двумя парнями — Никитой и Иваном. Они, как и я, хотели добраться до Бали. Решили держаться вместе.
Максим и его новые знакомые провели в Улан-Баторе почти две недели. Они сняли номер в небольшом привокзальном отеле с двумя кроватями и диваном, на котором спали по очереди.
— Улан-Батор удивил меня атмосферой вполне современной столицы. Много красивых, хорошо одетых людей, молодежь стильно выглядит, взрослые люди все приветливые. В городе много строящихся зданий.
«Местные не верили мне, когда я рассказывал о мобилизации в России, о том, что ты можешь быть арестован, если откажешься идти на службу»
Были и неприятные случаи. В один вечер к нам в отель в соседний номер заселили очень пьяных монголов. Они шумели, очень громко кричали. Мы попробовали решить эту проблему с администратором, он сходил к ним, и после этого соседи стали вести себя еще хуже. Они узнали, что с ним живут русские, начали стучать в стену, врезаться в нее с разбега, что-то кричать на монгольском. Нам казалось, они сейчас провалятся к нам в номер. Благо до вылета оставалась тогда всего пара дней.
В Улан-Баторе Максиму пришлось задержаться в том числе из-за прививки — на Бали можно попасть, если со дня вакцинации прошло две недели.
— Самые дешевые билеты на тот момент стоили 60 тысяч. Несмотря на ограниченный бюджет, мне пришлось их потратить. Я не хотел задерживаться в Монголии, сразу решил, что как можно скорее хочу оказаться там, где тепло.
«Я рассудил, что в теплой стране даже если я останусь без жилья, я смогу протянуть на улице, а в Монголии просто замерзну»
За эти недели еще одна из забот Максима была связана с прошлой работой. Уехав из Санкт-Петербурга, он не успел оформить официально свое увольнение. Зарплату за последний месяц ему не выплатили, и он написал начальнице, что больше не сможет работать. Деньги ему обещали прислать, но на карту Максима пришла только часть зарплаты. Оказалось, что начальница, осуждавшая его решение уехать, решила таким образом «проучить» сотрудника.
— Деньги вернуть удалось, я связался с отделом кадров, там всё решили, — рассказывает Максим. — Но меня это, конечно, удивило.
Из Улан-Батора до Бали Максим летел с пересадкой в Сеуле. На пограничном контроле проблем не возникло, все документы, которые молодой человек тщательно собирал, приняли. Сейчас он уже больше двух недель живет на Бали и очень счастлив.
— Нас встретил влажный, теплый воздух, пахнущий растениями. Я снял место в капсульном хостеле за 2 600 000 рупий, это 12 380 рублей в месяц. Сейчас переехал, снимаю койку в 6-местном местном номере за 7600 рублей в месяц. Каждый день ем дешевые и вкусные свежие фрукты.
Мне здесь очень нравится. Климат, океанский воздух, буйная растительность. Здесь все очень добрые, душевные — как местные, так и приезжие. Кажется, люди в таком месте и должны жить.
Ранее мы рассказывали о москвичке, которая уехала в Турцию работать по приглашению своего знакомого, осталась без денег в чужой стране и попала там «в рабство». Читайте также истории двоих россиян, уехавших в Монголию, и нашу подборку деталей быта, которые удивляют уехавших россиян в других странах.
Все истории переехавших мы собрали в один сюжет на нашем сайте.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».