До конца декабря продолжается осенний призыв в армию. Будущие срочники гадают, не обернется ли для них «школа жизни» командировкой на Донбасс и участием в боевых действиях. Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов объяснял, что солдат срочной службы могут отправить служить в приграничные с Украиной области (например, в Белгородскую и Курскую), а также в Черноморский флот. Тогда же он заявил, что в самих боевых действиях они участвовать не будут.
MSK1.RU поговорил с двумя призывниками, которые попадают под осенний призыв — Андреем и Виталием (имена изменены по их просьбе). Их еще не отправили служить. Ребята рассказали нам о своих переживаниях перед возможным призывом.
Сломал ногу, отправляют служить
Андрею 20 лет, он учится на втором курсе престижного московского вуза. Год назад парень сломал ногу и из-за травмы перестал появляться на занятиях. В институте ему не дали академический отпуск, и он сам забрал оттуда документы. Военкомы обратили на него внимание в тот же момент.
Через год, когда у него немного зажила нога, молодой человек восстановился в вузе. Но отсрочка от службы у него всё равно сгорела. Хоть, по словам Андрея, врачи в частных и государственных клиниках поставили ему диагноз, с которым на службу не берут.
— Мне приходили повестки в военкомат, — рассказал Андрей. — Когда нога немного зажила, я туда сам пришел со всеми документами. Врачи из клиник написали, что у меня болевой синдром с нарушением двигательных функций — с таким в армию не берут. В военкомате на документы всем было всё равно. Только из-за наличия трости мне давали отсрочку. Местный хирург, который по идее должен был заняться моей проблемой, хамил и называл «не мужчиной» каждый раз, когда я ему жаловался на травму. Там проще у психиатра сказать, что твой любимый герой детства — рядовой Куча или Ганнибал Лектор и что ты хочешь им подражать, чем доказывать профильным врачам, что ты не можешь нормально ходить. Но отсрочек я добивался.
Нога немного зажила. Мне всё еще больно ходить, но трость мне уже не нужна. 21 ноября я в очередной раз явился в военкомат. Там мне сразу сказали, что я годен, и дали повестку в распределительный пункт на следующий день. Оттуда я поехал в главный военкомат Москвы, написал жалобу, что мне поставили неправильный диагноз и на самом деле я не могу служить. Мне в этом помогла одна юридическая контора. Сейчас идет обжалование решения военного комиссариата, армия мне на это время не страшна.
«У меня самое нейтральное отношение к службе. Я готов год тянуть лямку. Но если вы призываете, то призывайте здоровых!»
Я не хочу остаться инвалидом из-за армии, и сейчас из-за травмы я туда не собираюсь. Нога была бы цела — без проблем бы отправился служить. Как я понимаю, СВО срочникам не страшна — страшнее демобилизация с военным билетом. Впрочем, ни моя девушка, ни мои родители не хотят, чтобы я вообще шел в армию. Уверен, что и бабушка, которая живет на Украине, тоже этого не хочет.
Сейчас я помогаю своим друзьям. Советую им, что делать и говорить в военкомате, чтоб их за пять минут не отправили на год в армию. Я с военкоматом уже на «ты», я за последний год там был чаще, чем в вузе за последний месяц. Не хочу, чтобы они уходили. Их матери же волноваться будут!
Если давать совет призывникам, то пусть обязательно ходят по врачам перед военкомовской медкомиссией. В интернете есть юристы и врачи, которые бесплатно объяснят, является ли ваше заболевание непризывным. Обязательно делайте копии документов, а оригиналы всегда держите при себе. Не отдавайте никому в военкомате свой паспорт. Если вручил им паспорт, то почти гарантированно уедешь в армию в тот же день. А если собираетесь обжаловать решение, то ничего, кроме повестки, не подписывайте — ни документы на сим-карту, ни на военный билет; а также не давайте им снять ваши отпечатки пальцев, — объяснил Андрей.
Если вручат — пойду
Виталию 22 года, он уже закончил МГУ, в магистратуру не пошел. После окончания вуза он начал работать по специальности. По его мнению, служба в армии должна доказывать мужественность человека. Этим он объяснил свое желание служить в ВС РФ даже в очень неспокойное время.
— Работа очень сильно повлияла на мой боевой настрой. До окончания университета я не знал, что меня ждет. Я не знал, чем я буду заниматься и пойду ли я работать по профессии. И во время учебы я захотел пойти в армию. Для меня служба была таким островком стабильности. Мол, закончу вуз, пойду в армию, буду жить дальше. Я тогда рассчитывал, что армия мне очень поможет психологически.
«Это такая закалка, которая сделает меня более крепким, устойчивым, и что я приобрету там какие-то качества, характерные для мужчины»
А сейчас у меня есть работа, которая мне нравится, есть заработок, реализация. Естественно, скажу откровенно, сейчас мне хочется служить меньше. Теперь армия для меня — это островок нестабильности. Если я отправлюсь туда, смогу ли я вернуться на свою должность через год. Что вообще будет через год? Я не знаю.
Но я не являюсь каким-то принципиальным противником службы в армии. Если такая необходимость возникнет, то служить, я думаю, что пойду.
Правда, сомнения по поводу службы в армии у меня возникли и до того, как я начал работать. Конечно, тревога меня настигла 24 февраля. Я не ставлю под сомнения слова Министерства обороны о том, что срочников не будут отправлять на присоединенные территории. Просто всё равно ощущаешь себя под угрозой перспективы оказаться там. Весной я об этом думал чуть ли не каждый день, и тревога только усилилась, когда началась частичная мобилизация.
С одной стороны — у меня непроходящая тревога и работа. Из-за этого я не хочу отрываться от своей привычной жизни. С другой — во мне сидит понятие того, что если не отслужил, то это значит, что испугался.
«Не преодолел свой страх, поставил под сомнение свою мужественность. Маскулинность диктует мне идти в армию»
Если мне сейчас вручат повестку то, видимо, я пойду. Пока мне ее не вручили, по почте не присылали. Но я не знаю, что меня ждет завтра. Я просто хочу отслужить, как обычный срочник. Не подписывать контракт, остаться в части, куда меня определят. Не ехать на новые территории, не принимать участие в боевых действиях.
Все близкие и коллеги не поддерживают мои взгляды — они не хотят, чтобы я шел в армию. Боятся, что меня могут отправить на СВО, и отговаривают от службы. Говорят, что это просто потерянный год жизни. Это я слышал миллион раз.
Зато некоторые друзья, которые уже отслужили, отзываются об армии только в хорошем ключе. Бесконечно травят разные смешные истории оттуда, вспоминают службу как лучший период в своей жизни. Они говорили: «Можешь сходить». Хотя теперь, в связи с СВО и мобилизацией, даже у них скепсис появился по поводу службы. Но один отслуживший товарищ не унывал, когда началась частичная мобилизация. С таким же смирением повторял: «Придет повестка — поеду на СВО». В итоге никому из них не пришла.
«Прокуратура вроде бы следит»
Юрист «Комитета солдатских матерей России» Александр Латынин рассказал MSK1.RU, что жалобы о задействовании срочников в боевых действиях не поступали к ним уже с лета.
— О том, что наших военнослужащих задействуют в СВО, жалобы поступали очень давно — в середине лета. Сейчас за этим вроде бы прокуратура следит. Бывают, конечно, отдельные частные случаи. Мы понимаем, что нерадивые какие-то командиры — чаще всего это младший офицерский состав — дают военнослужащим какие-то определенные указания по пересечению границы. Это единичные, вопиющие случаи, они сразу же пресекаются.
Также Латынин объяснил, в каких условиях срочников могут отправить на СВО.
— Президент России Владимир Путин четко дал указ о том, что срочники не участвуют в специальной военной операции. Так что мы ждем либо изменения в условии обозначения данных боевых действий, либо отдельного указа, — говорит Латынин.
24 февраля Владимир Путин объявил о начале военной спецоперации на Украине. В этом сюжете мы собираем всю актуальную информацию.
Указ о проведении частичной мобилизации президент РФ Владимир Путин подписал 21 сентября. Об окончании мобилизации 28 октября сообщил министр обороны Сергей Шойгу. Возможность проведения второй волны частичной мобилизации ранее оценили в Кремле. MSK1.RU подробно рассказывал о том, почему повестки продолжают приходить людям даже после окончания частичной мобилизации.
Инвалид Афганистана рассказал нам о судьбе воинов-интернационалистов и возможном будущем ветеранов СВО.
23 ноября депутаты Мосгордумы Евгений Ступин (КПРФ), Максим Круглов («Яблоко») и Михаил Тимонов (фракция «Справедливая Россия») попросили Владимира Путина издать указ о завершении частичной мобилизации.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».