Для жителей Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей, которые теперь официально стали гражданами России, с этого года жизнь разделилась на «до» и «после». Многим из них пришлось покинуть родные места, отправиться к друзьям или родственникам в другие регионы России.
В редакцию MSK1.RU обратилась Елена Извекова. Среди беженцев из Херсонской области оказалась ее мама — 78-летняя Алла Извекова. Будучи коренной украинкой, она провела большую часть жизни в Новой Каховке — небольшом тихом городе на берегу Днепра. Из-за начала спецоперации женщине пришлось поселиться в Москве, и теперь неясно, сможет ли она вернуться домой.
О том, с какими сложностями сталкиваются беженцы с новых российских территорий, нам рассказала дочь Аллы, Елена. Она уже несколько месяцев борется за то, чтобы ее мама получила российский паспорт и положенные ей выплаты.
История одной семьи
— Судьба нашей семьи очень непростая, — рассказывает Елена. — Моя бабушка, Анна Бутенко, родилась в раскулаченной семье в Херсонской области Украинской ССР. Она потеряла родителей, осталась старшей в семье. Когда у нее родилась моя мама, Анна кроме своих детей воспитывала двух младших сестер. Зарабатывала шитьем: со всего села принимала заказы.
Родилась мама в сорок четвертом, во время войны. Ее брат погиб на фронте. В наших краях тогда был голод, наступали немцы. Кто-то до последнего хотел защищать свой дом, кто-то испугался, встречал вражеских солдат с хлебом и солью. Доносы писали… Страшное время.
Повзрослев, мама поступила в Херсонский кораблестроительный техникум, служила в армии радисткой, получила звание сержанта. Когда она познакомилась с моим папой, они уехали в город Шебекино Белгородской области. Там родилась я.
— В 90-х родители развелись, — продолжает свой рассказ Елена. — Мама уехала на Украину, к себе на родину. В Новой Каховке мы построили дом, где она жила до осени прошлого года. Сама я переехала в Москву, моя жизнь здесь — с мужем и двумя дочерьми.
Распад Советского союза очень тяжело дался нашим землякам. Экономики стран пошли разными дорогами, многие логистические пути разорвались, много людей уехали на заработки в Польшу, Чехию, Германию, Штаты.
Мама, конечно, осталась. Ей всегда была очень дорога родная земля. Мы ей помогали, если нужно было ремонт сделать или прислать деньги.
Начало спецоперации
Каждый год Елена забирала свою маму в Москву, чтобы освободить ее от обязанностей по дому (зимой вести хозяйство пожилой женщине непросто) и поправить здоровье.
— Она несколько лет назад перенесла серьезную травму, не могла ходить. Я ездила из Москвы на своей машине, чтобы забирать ее из Новой Каховки к нам.
«Украинцы удивлялись: машина с московскими номерами. Подходили на заправках, расспрашивали, как пропустили, почему не боюсь ездить»
— Каждую весну мама снова уезжала к себе. Осенью — возвращалась к нам в Москву. Так же было и в сентябре 2021 года, она приехала к нам зимовать. А в феврале мы узнали о начале спецоперации.
Конечно, мы решили не везти ее весной в Новую Каховку. Ключи от дома были у соседей, они заходили иногда, следили за садом, присылали фото. Однажды они позвонили нам и рассказали, что в мамин дом попала бомба.
«Снаряд не разорвался, застрял в потолке. Так там и остался»
Маме очень тяжело принять то, что она не сможет вернуться на родину. Она рвется домой, очень хочет снова оказаться в своем доме. Незадолго до отъезда мы сделали там ремонт. У нее в Новой Каховке друзья, соседи. Эвакуировались ведь не все. Многих держит хозяйство: коровы, козы, куры, огород. Пожилые уже не хотят покидать родной дом.
Россиянка без паспорта
— Мы с мамой здесь, в Москве, ходили на выборы, она голосовала за вхождение Херсонской области в состав России. Решение было принято, жителям новых территорий обещали российское гражданство. Но когда мы попытались получить паспорт, начались первые трудности.
Сначала Елена с мамой подали документы через знакомых в Новой Каховке, и Аллу поставили в очередь на получение российского паспорта. Елена подумала, что, когда всё будет готово, она съездит и заберет его. Но оказалось, проехать в Херсонскую область сейчас невозможно. Елене и Алле пришлось обратиться в московский МФЦ.
— Там нас встретил не слишком дружелюбный молодой человек, — вспоминает Елена. — На вопрос, как моей маме получить российский паспорт, он ответил, что процесс это небыстрый, и назвал целую бюрократическую цепочку, через которую нам нужно пройти. Маме сейчас 78 лет, она не может месяцами обивать пороги ведомств.
«К нам отнеслись как к трудовым мигрантам, но ведь мама уже россиянка, ей просто нужен паспорт»
— Она уже почти год без пенсии. Оформить пенсию возможно только после получения российских документов. Ей, конечно, много не нужно. Живет она у нас, дети уступили ей свою комнату. Всё необходимое для мамы мы делаем. Но пенсия бы очень помогла, например, оплачивать ее лечение.
Жилищный сертификат и 100 тысяч рублей
Жителям присоединенных к России территорий государство обязалось выдать жилищный сертификат. Сумму, указанную в сертификате, они смогут потратить на приобретение недвижимости в любом из регионов.
— О сертификате мы узнали случайно, — вспоминает Елена. — Я приехала в очередной раз в МФЦ, разбираться с получением паспорта. Но кабинет, в который мне было нужно обратиться, уже не работал. Сотрудник, который мне об этом сообщил, как бы между делом упомянул, что жители Херсонской области могут получить сертификат на покупку недвижимости и выплату в 100 тысяч рублей. Нам никто об этом раньше не говорил.
В Москве, как оказалось, не принимают документы на сертификат и выплату, зато в Подмосковье уже можно было подаваться. 12 ноября мы поехали в МФЦ города Мытищи со всеми необходимыми бумагами.
Сертификат Алла действительно вскоре получила. Сумма, указанная в нем, — 2 миллиона 750 тысяч рублей. Для покупки квартиры в Московской области этих денег может быть достаточно, только если рассматривать небольшие студии или старые «однушки». Но Елена видит проблему не в этом.
— Главную сложность представляют сами условия покупки. На них далеко не каждый согласится.
«По сути, мы должны найти продавца, готового бесплатно отдать свою квартиру, а потом ждать выплат от государства»
— Народ у нас не привык верить в выплаты, — говорит Елена. — Сколько слышно жалоб на то, что кому-то не заплатили. А тут — новые сертификаты, о которых даже никто не знает. Неудивительно, что продавцы жилья боятся с этой системой связываться. Выходит, бумага у нас на руках, но пока что от нее мало проку.
Выплату в 100 тысяч рублей мы всё еще не получили. Хотя сейчас очень кстати пришлась бы любая сумма, маме нужно лечение и уход: у нее сильные боли в позвоночнике, нужно обследование. Я ее сама вожу по платным клиникам. Но, кажется, скоро потребуется госпитализация.
«Она очень скучает по дому»
Алла часто спрашивает дочь, когда она сможет вернуться в Новую Каховку. Вспоминает свой дом и сад, соседей, прогулки по городу.
— Я там каждое лето проводила в детстве, в доме у бабушки, — с улыбкой вспоминает Елена. — Город тихий и красивый, очень зеленый. Для детей — настоящий рай.
«Мама иногда забывает о том, что сейчас происходит. Спрашивает: "А когда поедем домой?"»
— Я говорю, что у нас в доме неразорвавшийся снаряд, и я не знаю, куда обратиться по поводу разминирования. Самого дома ведь в любой момент может не стать. Там сейчас опасно… Рядом ГЭС. Если что-то случится — затопит наши города и села.
Папа у меня до сих пор в Белгородской области. Не дай Бог оттуда будет эвакуация. Конечно, приму его у себя. Шучу с мамой, мол, делать нечего, помиритесь, будете в одной комнате жить.
«Она чувствует себя беззащитной вдали от родных мест. И не украинка, и не россиянка»
Почти год без пенсии, без паспорта. Ютится у нас в комнате, а тут даже не погуляешь. Она-то привыкла ближе к земле жить. Но мы, конечно, всё равно надеемся, что она сможет здесь обрести новый дом.
Редакция MSK1.RU отправила запрос в Министерство жилищной политики Московской области, которое занимается вопросом выплат беженцам из ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей. Комментарий, который мы получим, будет опубликован отдельной заметкой.
Недавно мы публиковали интервью с москвичкой, отправившейся волонтером на Донбасс. Она рассказала о том, что видела своими глазами. Читайте также рассказ врача, работавшего в зоне СВО, и о том, сколько бюджетных средств Россия потратила на помощь беженцам.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».