MSK1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Москве

Погода+9°

ясная погода, без осадков

ощущается как +6

2 м/c,

сев.

750мм 24%
Подробнее
USD 91,69
EUR 98,56
Страна и мир Мигранты, прибитая мебель и белые стены. Доцент МГУ рассказал, как отбывал арест в Сахарово

Мигранты, прибитая мебель и белые стены. Доцент МГУ рассказал, как отбывал арест в Сахарово

Колонка Михаила Лобанова о том, как устроен один из главных спецприемников страны

Михаила Лобанова выпустили из спецприемника в Сахарово 13 января 2023 года

Спецприемник в Сахарово стал известен в 2021 году. Именно тогда его начали использовать для содержания оппозиционеров, арестованных за участие в несанкционированных акциях. Перед Новым годом в него на 15 суток попал и доцент МГУ и экс-кандидат в Государственную думу Михаил Лобанов. Для него это второй административный арест в этом спецприемнике — первый был в июне 2022 года. Для MSK1.RU Лобанов рассказал, как устроено «Сахарово» сейчас.

Впервые я в спецприемник «Сахарово» попал в июне 2022 года, неделю в нем провел, потом меня перевезли в Мневники. Оба раза я находился в новых корпусах. Это буквально 300 метров от того, что, я предполагаю, является старым зданием спецприемника, — там сейчас ремонт.

На камерах таблички «Палата 1», «Палата 2»...

Это корпуса, которые, насколько я понимаю, строились во время ковида. В первую волну было очевидно, что не хватает койко-мест в стационарах. Но пока их достроили, острота вопроса уменьшилась, и их переоборудовали под спецприемник.

Корпусов в «Сахарово» минимум шесть, длина каждого примерно метров 70 в длину. Это одноэтажное здание с коридором, проходящим через него, и камерами по его сторонам.

«На камерах висят таблички "Палата 1", "Палата 2" и так далее — тоже говорит о том, что строились они именно для ковида»

И так все считают, но официально информацию не проверял. А сотрудники спецприемника их называют камерами.

Тут очень мощная вентиляция, сильно шумит. Она вызывает ассоциации с той, что я видел в МГУ для суперкомпьютеров. В камеру идет довольно мощный напор воздуха, он очень быстро меняется, создавая сквозняк у вентиляции. И из-за этого в камере температура может быть чуть ниже, чем было бы комфортно.

Похоже на большую палату в больнице

За эти два ареста я побывал минимум в трех камерах. Большинство кроватей одноэтажные, но есть и 1–2-двухэтажные, но на втором этаже обычно никого нет. Я видел их заполненными только перед Новым годом — на пару дней, а так всегда были свободные места.

«Были ситуации, когда мы на один-два дня оставались вдвоем в такой большой камере»

Кровати в камерах стоят не впритык. Они для многих неудобные, металлические. Под спиной металлическая решетка, которая через матрац, даже через два давит. Постельное белье выдается, но оно не матерчатое, а как лутрасил — материал, которым зачастую грядки на даче закрывают. Но при желании можно попросить в передаче и обычную простыню, наволочку и пододеяльник.

В камере широкое пространство по центру. Там же стол, за которым могут спокойно уместиться на лавках шесть человек, если теснее, то восемь.

В камере всё белое. Стены изнутри облицованы белым металлическим покрытием. Просторно. Лично для меня это отличает «Сахарово» от спецприемника в Мневниках, где камеры маленькие и койки стоят так узко, что вне коек нет никакого пространства. В камере гораздо тяжелее находиться, когда ты можешь только лежать и сидеть.

«Это больше похоже на большую палату в больнице — всё белое, сами кровати белые. Но вся мебель примонтирована к полу»

В камере пластиковой стенкой от пола до потолка отгорожено помещение под туалет и душ. В него ведет пластиковая дверь, которая довольно плотно закрывается и обеспечивает какую-то звуко- и аромаизоляцию, что тоже немаловажно.

В этом помещении установлена раковина, в которой всегда есть горячая и холодная вода, унитаз из металла и в углу душевая кабина, но без занавесок. В душе горячая вода дается один раз по воскресеньям, на три часа. Но для большинства это не является большой проблемой, потому что у всех есть пятилитровые баклажки из-под питьевой воды. Их либо приносили в передаче, либо они остались от предыдущих постояльцев. Либо тазик. Можно налить воды и из них помыться.

В каждой камере стоят две видеокамеры в самом основном помещении, где кровати и стол. И одна камера внутри туалета-душевой, но она направлена на вход. То есть не все углы видны, но видно, кто входит и выходит, как я понимаю.


В столовых МГУ кормят лучше

Я оба раза всё время находился в первом корпусе, и там были сотрудники, которых я помнил с июня, но были и те, кого еще не видел. Но я ни разу не сталкивался с какими-то действиями сотрудников, которые бы вызывали негативную реакцию.

Если у тебя есть лекарство, которое тебе нужно принимать, ты об этом говоришь. Они либо у тебя с собой, либо тебе в передачу их передадут. Медикаменты помещаются на пункте охраны — это отдельная комната, закрытая решеткой, где сидят дежурные сотрудники, которые смотрят за видеокамерами. И можно в течение дня постучаться, сказать, что тебе нужно принять лекарства, и сотрудник сопровождает до поста, где уже выдадут лекарство.

«Посуда одноразовая, но я одной ложкой и стаканом пользовался по 8–10 раз. Но от контейнеров с супом и кашей отказаться нельзя»

Еда там три раза в день. На завтрак каша, на обед суп и второе: рис, пюре, гречка, макароны и что-то мясное — гуляш какой-нибудь, кусочек курицы или рыбы. Я бы сказал, что в столовых МГУ кормят лучше, но большую часть того, что приносят, можно есть.

В спецприемнике есть люди, которые что-то не едят из религиозных и мировоззренческих установок, поэтому что-то остается. Есть люди, которых просто не устраивает качество, и они мало что едят из того, что выдают. Они питаются тем, что им приносят в передаче. Поэтому остается добавка.

У меня не было ни одного неприятного инцидента с теми, кто сидел со мной в камере. Всё время было общение, какие-то шутки, добрые товарищеские отношения. А также игры в нарды, шашки, шахматы, обмен книгами. Ну и много разговоров.

«Зачастую в спецприемнике статус у людей перетекает из одного в другой — у них в решении суда сразу и административный арест, и депортация»

И вот у трех парней из Кыргызстана, с которыми я вначале сидел, в конце декабря — начале января закончилась административка, они вышли с вещами. Но на следующий день мы их обнаружили во время прогулки в другой камере на другой стороне. И узнали, что там в одну камеру собрали именно тех, кого должны депортировать.

Как я понял из переговоров с ними через окно на прогулке, там условия хуже. Им не выдают в нужном количестве туалетную бумагу, еще что-то. И мне даже показалось, что их не выводят на прогулку. Вот с этими ребятами из Кыргызстана мы до этого гуляли вместе, а больше на прогулках не пересекались. Они сидели в камере и просто в окно выглядывали — мы через него разговаривали во время моей прогулки.

Я им пытался дважды делать передачу — просили то, чего им не хватает. Первый раз у меня ее взяли. А второй раз сотрудник сказал, что у них разные структуры и начальство, хотя и находимся мы в одном здании, и что формально они не имеют права туда заходить, что-то передавать.

Оба раза было много таксистов-мигрантов, которые возят из Москвы до Сахарово таких же мигрантов. Тут, в Сахарово, люди подают на патенты, получают документы, разрешение на работу. И эти таксисты являются таким объектом охоты. Я слышал всё время про оперативника Мишу, к которому все эти таксисты негативно относятся. Есть полицейские, которые периодически для выполнения каких-то планов просто делают облаву на таксистов.

Напомним, что к Михаилу Лобанову пришли с обыском 29 декабря 2022 года в рамках дела находящегося за границей бывшего депутата Ильи Пономарева* о фейках про Российскую армию. Ранее в Сахарово попал и блогер Некоглай, позднее его депортировали из страны. А до этого мы рассказывали, как живет спецприемник в Сахарово, который ждет ремонт.

* Признан в РФ иноагентом.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем