Активист из Таджикистана Саша Печенька переехал в Москву 15 лет назад. Парень рассказал об особенностях жизни мигрантов в Москве и за что его выгнали из России на 40 лет корреспонденту MSK1.RU Марии Габисовой. Публикуем его историю от первого лица.
«**** [Блин], убери руки!»
Я любил Москву с самого детства, как приехал в 2008 году и пошел в четвертый класс. Здесь огромные широкие проспекты, много разных людей, разные национальности и религии. Я мог спокойно жить, не бояться своих взглядов и интересов.
«Огромный мегаполис для маленького меня был большим аттракционом, своего рода Диснейлендом»
Привыкнуть было несложно, потому что в Таджикистане я учился в русскоязычной школе. Хотя у нас, как и в Казахстане, например, русский язык немного другой, звучит иначе. У меня и на родине была куча друзей разной национальности: евреи, немцы, таджики, русские, татары. Мы все хорошо ладили и разговаривали на русском языке, чтобы не запариваться. Так что тогда у меня не было никакого чувства угнетения, но есть очень много неприятных историй из школы.
Я плохо ладил с одноклассниками. Однажды выходил из столовой, а в коридоре меня увидела бойкая девчонка Ксюха. Она ходила вся в рунах, была «правая». Ну это был 2009–2010 и период расцвета национализма в России. Тесак был еще жив, например, и я слышал, что рандомных дагестанцев и таджиков убивали. Так вот, эта девочка смотрит на меня и очень громко, чтобы все услышали, говорит: «О, смотрите, вспомнишь таджикское говно, вот и оно». Я тогда маленький был и очень сильно плакал.
Тесак, он же Максим Марцинкевич (8 мая 1984 — 16 сентября 2020) — российский общественный деятель, видеоблогер неонацистского толка, сооснователь и идеолог неформального международного общественного движения «Реструкт», действовавшего на постсоветском пространстве.
А однажды я ехал в метро — и заходят бритоголовые. Мне 10–11 лет, я сижу в вагоне, а они начинают на меня пялиться, смеются: «Ой, смотри, какой чуркеныш». Я тогда не знал, кто такие нацики, для меня это просто было пугающе. Потом я подумал, что они от меня отстали, но они стали говорить: «Дай волосы потрогать, дай волосы потрогать!» — и смеяться. А у меня был такой ежик, волосы во все стороны. Но я не молчал, оказал им сопротивление. Сказал: «**** [Блин], убери руки!» Один тогда ответил «**** [Ничего] себе, как заговорил этот чуркеныш. Ща как **** [ударю]». Он замахнулся — у меня вся моя короткая одиннадцатилетняя жизнь пролетела перед глазами. Все, кто сидел в вагоне, ничего не могли сказать, тоже боялись.
Когда я вспоминаю это всё, думаю о том, что мне повезло. Я вырос с нормальной психикой и научился стоять за себя, пошел заниматься тхэквондо, боксом. Мне пофиг теперь уже, но есть куча ребят, которым это навредило.
«Тебе пытаются внушить, что ты человек второго сорта. Жить становится невыносимо»
Куча людей в России подвергается бытовому расизму. И если человеку мало лет, он будет очень сильно переживать об этом. У меня даже был знакомый мальчик-еврей, который из-за этого чуть себя не убил. А у нас в школе было распространено угорать над другими национальностями.
Прикрываетесь этой благотворительностью
Позже я уехал в Ставрополь и вернулся в Москву в конце подросткового возраста, в главный момент становления и взросления. Я много работал в разных местах, потому что у меня нет образования, выбирать не приходится. Находил то, что могло мне понравиться, и вписывался. Самое крутое, что я успел поработать флористом, санитаром в ковид-госпитале, на политической кампании в Государственную думу, детским аниматором, волонтерствовал, был официантом, барменом, торговал мёдом — чего только я не делал.
Другой неприятный случай был уже недавно, в начале пандемии. Я развозил продукты, помогал бабушкам и дедушкам, занимался благотворительностью. В один из таких дней я заходил в метро, меня остановил полицейский и говорит: «Извините, а вы случайно не из Китая? А то вы так выглядите, как китаец, который бациллы разносит».
Еще один раз был, когда я развозил продукты во время пандемии. Мы привезли ветеранке Второй мировой войны еду, которую сами купили, чтобы она из дома не выходила. Приходим, ждем, пока выйдет ее сиделка, а там сидят две бабушки и начинают на меня гнать:
— Вот вас понаехало. Чего вы в свои южные страны не едете? Что вы тут делаете?
Я им ответил, что привез два пакета продуктов для ветеранки со второго этажа, что я не преступник.
«То, что я выгляжу не как русский, скандинав или швед, не означает, что я плохой человек»
Одна из них говорит:
— Да вы все прикрываетесь этой благотворительностью, а потом вечером вы — хоп-па! — ножик в спину и заберете мою пенсию.
Это тоже обидно, потому что ты помогаешь людям, а они в ответ так себя ведут. Чтобы хотя бы десятую часть всех подобных историй рассказать, нужно очень много времени.
«Там все респектуют, а на родине хотят в тюрьму посадить»
Мне до сих пор кажется, что Москва прекрасная. Я очень жалею, что меня там сейчас нет. Я бы с радостью отдал всё, чтобы вернуться в этот город и быть с друзьями. Многие из них, к сожалению, сейчас в российских тюрьмах. Например, Дима Иванов, автор телеграм-канала «Протестный МГУ», или акционист Павел Крисевич. Хотел бы вернуться, чтобы помогать людям, жить и развиваться в России. Хотя в Польше тоже очень круто! Я теперь там живу.
В Россию мне никак. Меня признали нежелательным лицом и запретили мне въезд в страну на 40 лет. Также выслали, например, комика Идрака Мирзализаде и правозащитницу Валентину Чупик. Это очень меня подкосило, потому что я строил планы на будущее в Москве. Мы с женой хотели детей, квартиру. Душа из-за этого воет.
В Польше мне тоже нравится. Подался на международную защиту, потому что я не могу вернуться домой в Таджикистан или в Россию, которую тоже считаю домом. Но РФ часто выдает спецслужбам Таджикистана активистов — и там их сажают на долгий срок.
В Таджикистане с оппозиционерами не считаются, а я считаюсь врагом таджикского государства. Дело в том, что я выступаю против войны в Кыргызстане, пишу об этом у себя в соцсетях, пишу статьи, много говорю об этом. Считаю, что лично Рахмон и его армия несут ответственность за этот конфликт. А еще я публичный атеист, поддерживаю феминизм. Складывая всё это, становится понятно, что в Таджикистане я сяду в тюрьму. Я даже слышал, что против меня хотели открыть дело.
В Польше национализма меньше, у меня не было случаев дискриминации. Наоборот, мне все респектуют и выражают сочувствие, помогают по возможности. Я выучил язык на разговорном уровне, меня даже хвалят.
Вообще хочется, чтобы мир стал менее жестоким. Есть ощущение, что все с ума посходили. Я всю жизнь везде чужой. В Таджикистане я считался русифицированным, в России был чуркой, в Европе я сейчас русня. Я прочувствовал много ксенофобии и расизма на своей шкуре. Мне кажется, это бессмысленное занятие. Мой посыл к миру — нужно быть добрее друг к другу и помогать при возможности. Это важно.
А как вы относитесь к мигрантам?
Ранее мы публиковали колонку корреспондентки MSK1.RU о том, как живется осетинке в Москве. Мы также рассказывали, как устроен спецприемник в Сахарово, в котором мигранты содержатся перед депортацией.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».