6 февраля произошло самое разрушительное землетрясение в истории современной Турции. Два толчка с периодичностью 9 часов, магнитудой 7,7 и 7,4, а также несколько афтершоков стали катастрофой для жителей 10 провинций. Свыше 45 тысяч погибших, сотни тысяч людей, оставшихся без крова, на огромной территории.
Однако подземные толчки, и довольно сильные, продолжаются в Турции уже почти месяц. Пока расчищают завалы, оставшиеся от первого землетрясения, уцелевшие здания продолжают обрушаться в результате новых толчков. По сей день в Турции не прекращаются обсуждения: почему так много домов не выдержало удары стихии. Мнения высказывают эксперты в области строительства, политики, турецкие журналисты и простые люди. Многие солидарны в том, что причиной низкой сейсмоустойчивости зданий может быть так называемая зональная амнистия.
Зональная амнистия (тур. İmar Barışı) распространяется на здания, нарушающие законодательство. Она означает выдачу свидетельства о регистрации здания постройкам, не соответствующим нормативной документации. Постановление об «амнистии» вступило в силу перед всеобщими выборами в июне 2018 года.
— В 2018 году было реализовано соглашение о зонировании, чтобы решить проблему не имеющих лицензию или незаконных зданий, построенных до 31 декабря 2017 года. Чтобы получить свидетельство о регистрации здания, необходимо внести изначально 25% от стоимости, остальное — до 31 декабря 2019 года. Миллионы владельцев недвижимости <…> ждали нового закона, — сказал Мустафа Дестиджи, член Великого национального собрания Турции.
Известно, что по территории Турции проходят разломы, и землетрясения тут не редкость. Почему во время землетрясения здания не выдержали и обвалились, мы спросили эксперта. Из-за ситуации в стране он пожелал остаться анонимным. Он окончил строительный факультет Стамбульского технического университета, работает директором технического отдела на объекте одной из крупнейших строительных компаний Турции, имеет опыт работы, в том числе за рубежом, более 10 лет, начиная с практики в качестве инженера-строителя. Он заявил, что порядка 60% зданий в зоне землетрясения построены с нарушениями.
— Не так давно прошла «амнистия» о легализации недвижимого имущества. На телевидении шли милые рекламы этого события. На самом деле это значит, что здания, не соответствующие проекту и по идее не могущие получить разрешение на введение в эксплуатацию, получили его за деньги.
«Построенное с нарушениями здание, которое должно быть снесено, и здание с достроенными больше проекта этажами, за деньги признаются соответствующими»
Генеральный секретарь Палаты градостроителей Союза палат инженеров и архитекторов Турции Генчай Сертер отмечает, что Турция является страной землетрясений и доказала это горьким опытом. Поэтому жилые помещения должны быть построены и спроектированы с учетом этой реальности.
— Большинство разрушенных зданий были построены с разрешения органов местной власти. На этой территории много ветхих и самовольных построек, узаконенных различными районными разрешениями, которые продолжают существовать. С другой стороны, есть миллионы граждан, проживающих во многих домах, которые получили разрешение на строительство, но не завершили работы согласно проекту и не смогли получить разрешение, — отметил Сертер.
Однако проблема может быть не только в самой амнистии, утверждает Ибрагим Хаджиоглу, представитель Платформы жертв зональной амнистии.
— Во время последней зональной амнистии мы также видели, что роскошные здания, построенные 2–3 года назад, которые, как говорят, в соответствии с правилами сейсмоустойчивости и даже не подпадали под амнистию, рухнули. С другой стороны, были здания государственных учреждений, гостиницы, бизнес-центры, небоскребы, многоэтажные дома и досуговые заведения, которые выиграли от зональной амнистии, принятой в 2018 году.
— Почему одни здания могут выстоять в землетрясении, а другие нет? В первую очередь на ум приходят подрядчики. Если при землетрясении здание не разрушилось, считают, что построивший его подрядчик — это хороший подрядчик. И наоборот. Ведь именно подрядчик отвечает за качественное строительство, проектирование и используемые материалы, — считает выпускник Стамбульского технического университета.
При этом в турецких СМИ был ряд публикаций о том, что застройщиков и подрядчиков зданий, разрушенных при землетрясении, уже привлекли к ответственности. Также архитектор говорит о том, что можно избежать столь масштабных жертв при сейсмической активности, и вот каким образом:
— Запретить строительство в сейсмоопасных зонах многоэтажных зданий или ужесточить строительный контроль. Но присущая людям жадность до денег, боюсь, не позволит этого сделать. Выходом было бы ввести обязательное использование при строительстве в сейсмоопасных зонах сейсмоизоляторов. Так называются строительные элементы на колоннах на уровне нижнего этажа, останавливающие передачу сейсмической энергии выше по зданию. Такая технология, конечно, удорожает строительство, хотя разница в стоимости не так уж и велика в сравнении с общей стоимостью строительства здания, но это имеет жизненно важное значение.
Читайте также, как на разрушения отреагировали россияне, ставшие очевидцами. Жительница турецкого Мерсина рассказала о панике в городе и о том, как местные собирают гуманитарную помощь. Ранее россиянка Татьяна, живущая в Турции, рассказала о том, что в первую очередь они спасали котов.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».