Осенью прошлого года после объявления частичной мобилизации многие россияне отправились в зарубежные страны. Для кого-то отъезд был тщательно спланированным, другие в спешке купили билеты и успели взять только самое необходимое. Пограничные пункты оказались перегружены, люди сутками стояли в очереди на выезд.
Мы решили выяснить, как сейчас живут те, кому год назад пришлось пройти всё это, нашли ли они себя за границей или были вынуждены вернуться домой.
В вечное лето
24-летний Виталий жил до сентября прошлого года с любимой девушкой в Твери, работал концепт-художником в международной студии, занимающейся разработкой игр.
— Знакомым на вопрос, как я зарабатываю, шучу, что рисую костюмы для виртуальных монстров и мне за это платят, — смеется он. — Но это, в общем-то, недалеко от истины. И для меня как для человека с художественным образованием такая работа не верх мечтаний, честно говоря. Поэтому еще в конце лета прошлого года я планировал уволиться и заняться фрилансом — рисовать иллюстрации, концепт-арты на заказ.
«Сентябрь сильно изменил планы»
В первые дни после объявления частичной мобилизации многие друзья и коллеги Виталия уехали кто куда.
— Немногие бросились в Армению и Казахстан — таких отчаянных я почти не знаю. Но некоторые в Восточную Азию направились, кто мог — в Европу, — вспоминает молодой человек. — Я глядел на все эти сборы и панику в растерянности. Не знал, ехать или нет. Вариант жить где-то за пределами России я никогда не рассматривал, мне очень нравится здесь. Я даже в Москву переезжать не хотел, люблю Тверь: красиво, тихо, а работать можно и на удаленке.
Виталий решил, что по своей воле не отправится за границу, но в начале октября компания, где он работал, предложила своим сотрудникам организовать переезд на Кипр.
— Предложение было во всех смыслах заманчивое: помогали с арендой жилья, все хлопоты с документами на себя брали. Но я всё равно не решался. Очень не люблю жару, да и английский плоховато знаю.
— Решающим моментом стало желание моей девушки: ее компания тоже была готова вместе со мной перевезти, и даже нашего кота. Она действительно переживала за меня, да и очень хотела сменить обстановку. В итоге после пары недель обсуждений и сомнений я согласился.
«Мы собрали в два огромных чемодана — всё, чем жили до этого, и вылетели в Пафос»
С тех пор как Виталий с девушкой обосновались на Кипре, прошел почти год. Молодой человек успел привыкнуть к тому, что снега на острове не бывает, и даже к левостороннему движению на дорогах.
— К чему никак не удается привыкнуть — это к количеству бездомных животных на улицах и к ужасной жаре летом. В этом июле было до +40, я не знал, куда себя деть. Однажды даже попал в больницу с жуткими солнечными ожогами, хотя пробыл на улице совсем не много.
Зато девушка довольна: она нашла здесь русскоязычных подруг (на Кипре вообще очень много русских, особенно айтишников с семьями), часто ездит с ними к морю. Сейчас вот не спеша ищет работу.
Монголия: туда и обратно
Историю переезда Виталия нельзя назвать сложной и драматичной, в отличие от истории второго нашего героя — 21-летнего Кирилла (имя изменено). У молодого человека не было зарубежного работодателя, в сентябре прошлого года у него даже не было работы. И всё же Кирилл решил рискнуть и вместе с другом взял на последние деньги билет в Улан-Батор.
— Почему Монголия? Туда хоть как-то можно было попасть, — пожимает плечами он. — Мы смотрели билеты 28 или 29 сентября, и ни на поезд, ни на самолет из Москвы до того же Еревана или Алма-Аты было уже не сесть. К тому же я давно хотел побывать в Монголии.
«В этом было что-то приключенческое — вот так отправиться туда, не зная, вернусь ли»
Прибыв в Улан-Батор, Кирилл и его друг сняли недорогое жилье на окраине города (двухкомнатная квартира обошлась им в 15 000 рублей).
— Сначала мы просто гуляли, слонялись по городу. На удивление, столица Монголии — вполне современный мегаполис, здесь достаточно стильно одеваются и у многих европейский менталитет, особенно у молодежи.
Но вскоре у нас начали кончаться деньги, вместо забегаловок, где подают всегда что-то очень мясное, жирное и горячее, мы готовили дома рис, гречку, фасоль.
Кирилл и его друг стали интересоваться возможностью устроиться в Улан-Баторе на работу. Но у молодых людей нет образования, да и опыта или навыков в какой-либо сфере — тоже, поэтому поиск проходил непросто.
«Нас взяли грузчиками на склад супермаркета, неделю мы пахали как лошади, а потом нас обманули с зарплатой и выгнали без денег»
В итоге Кириллу пришлось просить материальной поддержки у родителей.
— Стыдно, конечно, было. Но и за квартиру как-то платить было нужно, так что делать нечего. Отец прислал 30 тысяч, но сказал, что больше не скинет. Помню, это был мой день рождения, и мы с другом пошли в бар. Наутро я недосчитался тысяч семи и понял, что с переездом погорячился.
На оставшиеся деньги Кирилл купил билет домой. Его друг после непродолжительных раздумий потратил свои накопления так же. В итоге в Монголии молодые люди прожили чуть дольше трех месяцев.
— Жалеть ни о чем не жалею, — решительно уверяет Кирилл. — И даже неудачей переезд не считаю. Вот сидел бы я дома, играл в «Доту», и что? А тут столько новых людей встретил, другую страну повидал. Хочу даже как-нибудь туда вернуться, кроме столицы, в Монголии очень много всего интересного: степи, горы. Сейчас, правда, не до этого, я работу нашел в техподдержке, да и родители на голову капают, чтобы я за ум взялся.
Недавно мы публиковали честный рассказ россиянина, прожившего несколько лет в Германии и разочаровавшегося в этой стране. Также читайте историю студентки из России, которая поступила в голландский университет и переехала в Нидерланды. А переехавшая в Индию россиянка рассказала нам о своих ярких буднях и объяснила, к чему нужно быть готовым, если уезжаешь из России в далекую восточную страну.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».