Еще с 2017 года в Москве и в других городах России действует федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». Несмотря на столь продолжительную и большую работу, о которой говорится в отчетах, инвалиды по-прежнему продолжают жаловаться на отсутствие доступной городской среды.
«Доступная городская среда» — проекты, предназначенные для придания улицам и транспорту инклюзивности — дополнительно оборудованных с учетом потребностей инвалидов городских пространств и общественного транспорта. Это помогает людям с ограниченными возможностями здоровья с комфортом передвигаться по городу.
Корреспондент MSK1.RU поговорила с москвичом Денисом Редькиным. Он получил травму позвоночника, которая парализовала всё его тело, когда он в 14 лет неудачно прыгнул в воду. С тех пор он вынужден передвигаться в инвалидном кресле, используя для управления джойстик. Несмотря на это, Денис ведет активный образ жизни и волонтерскую деятельность, путешествует, работает аналитиком удаленно. Мы спросили у мужчины о его жизни в условиях представляемой «доступной городской среды» в разных странах.
Выйти из дома — уже проблема
Денис объяснил, что так называемая доступность, вне зависимости от того, где ты живешь, должна начинаться у самой двери. Если ответственность за удобство квартиры лежит на жильцах, то именно с подъезда начинается среда городская.
— Для начала нужно элементарно выйти из дома, а для этого нужен подъемник или адаптированный приземленный подъезд. Что угодно можно делать в городе, но если нет возможности выйти из дома, то ничем этим ты не сможешь воспользоваться, — рассказал он. — Только спустя несколько лет после моей травмы мне установили подъемник в подъезде. Это несколько упростило выход из дома, хотя полностью не избавило от ограничений, так как подъемник часто ломается.
Целое путешествие на городском транспорте
Часто для людей с ограниченными возможностями выезд в город — это уже победа. Во-первых, сделать это сложно эмоционально, особенно если человек — инвалид не с рождения, а получил травму или болезнь в течение жизни. Во-вторых, сложно это и физически, так как «доступные маршруты» далеко не всегда действительно доступны. Денис в разговоре с корреспондентом MSK1.RU отметил, что в городе он может столкнуться с трудностями, поэтому предпочитает планировать маршруты заранее и чаще всего передвигается по городу на машине.
— Просто пешком я передвигаться по городу не могу и чаще всего выбираю для этого автомобиль. Изначально каких-то возможностей для инвалидов не было вообще. Тогда я пользовался обычными машинами, договариваясь со знакомыми, чтобы меня отвозили куда-нибудь, но это было крайне редко и по важным делам, — поделился москвич. — Для того чтобы меня посадить в обычную машину, нужно как минимум два крепких человека. Поэтому я нуждаюсь в специализированных автомобилях, где может внутрь встать коляска и я мог бы сам заехать по пандусу или подъемнику. Позже появились городские социальные такcи, но их оказалось очень мало для того, чтобы обслуживать всех. Нужно было планировать поездку за неделю, чтобы куда-то поехать.
«Чем позднее ты планируешь, тем стремительнее уменьшаются твои шансы забронировать машину»
— Дальше — частные варианты. Обычно это просто люди, у которых есть адаптированное авто. Им можно заплатить, чтобы они тебя куда-нибудь отвезли, — продолжил Денис. — Хозяева таких автомобилей сильно более мобильны по времени, чем социальное такси, то есть можно поехать день в день или на следующий день, но их ценник кратно выше.
Мужчина отметил, что год назад ситуация в корне поменялась, когда в столичном такси появился специальный тариф: парк оборудовали автомобилями с подъемниками, что значительно облегчает перевозку и посадку пассажиров, нуждающихся в особых условиях. В нашем другом материале мы подробнее рассказывали о таком спасении для инвалидов, как инклюзивное таки.
— Теперь я могу планировать поездку за полчаса до момента, когда хочу поехать — прямо как обычное такси. Это не то чтобы дешево, но дешевле, чем частные варианты, — рассказал Денис. — К сожалению, есть пока ограничения по географии, это только Москва. Можно уехать в Подмосковье, но из Подмосковья заказать нельзя. А чуть дальше МКАД такси технически можно заказать, но оно может не приехать, есть там нюансы с покрытием.
Конечно, передвижение ограничивается не только такси. Иногда нужно пользоваться общественным транспортом. К тому же везде так много социальной рекламы о доступности всего для инвалидов: тут и пандусы, и специальные автобусы, и лифты в метро, и широкие двери. Но часто это оказывается не так радужно, как описывается.
«Я живу в таком районе, где, чтобы мне добраться до центра, нужно поменять пять автобусов, а это, конечно, вообще неудобно»
— Сейчас я бы назвал автобусы в Москве более чем доступными. Изначально я немного побаивался ездить на общественном транспорте, потому что от знакомых слышал много неприятных историй. К примеру, водитель автобуса может тебя видеть, но, так как ему неохота выходить и откидывать пандус, он делает вид, что тебя не замечает, и уезжает, — сказал Денис. — Я, к счастью, с такими не сталкивался. Да и думаю, что такое решается простым звонком с сообщением номера автобуса и маршрута.
Москвич рассказал, что у него был опыт пользования московским метрополитеном. По его словам, на новых ветках соблюдены все необходимые условия. Но он всячески избегает старых станций метро и коричневой кольцевой ветки, так как передвигаться там нереально.
— И самолеты, конечно, самолеты. Это же тоже общественный транспорт, по сути. Вы же никогда не видели там каких-то специальных мест для инвалидов. Это потому что я летаю в обычном кресле. Для того чтобы организовать посадку на самолет, при регистрации нужно указать, что лететь будет человек с ограниченными возможностями, — объяснил Денис. — Тогда ты точно так же получаешь место, но при этом тебя сопровождают сотрудники, с ними часто многие процессы проверки можно пройти без очередей. Правда, у меня бывают нюансы, связанные с креслом, потому что это электроколяска с аккумулятором. Говоря уже непосредственно о посадке: кресло забирают в багаж, сажают на такой табурет — креслом это назвать язык не поворачивается — чтобы можно было проехать между узкими рядами. Грузят первым и выгружают последним.
Ступеньки, бордюры, узкие дорожки — боль
На общественном транспорте, конечно, можно куда-то добраться, но что же делать, если хочется просто погулять? Денис считает, что ступеньки, бордюры и узкие дорожки — это его боль.
Кстати, мужчина постепенно собирает карту доступности, где помечает места, удобные для посещения не только в Москве, но и по всему миру.
— Я бы сказал, что с момента моей травмы в городе, относительно его адаптированности, произошла настоящая революция. И сейчас есть очень много доступных мест, как в центре, так и в каких-то относительно туристических окраинах Москвы. Но, конечно, бывает такое, и не только в Москве, что чисто технически всё доступно, но на самом деле нет, — поделился он. — Потому что строители поленились. К примеру, с одной стороны есть доступный заезд на бордюр, а с другой стороны нет, или бордюр заниженный, но всё еще довольно высокий, и, чтобы на него заехать, приходится поерзать. К тому же остались еще какие-то проблемы с услугами, развлечениями, кафе. Если владелец изначально не предусмотрел доступность, то всё.
Путешествия — безграничная свобода или сплошные ограничения
Денис, даже относительно человека без ограничений, много путешествует. Он ездил в США на учебу и в туристические поездки, побывал во многих странах Европы, а также проездом во многих городах России. Мужчина рассказал нам, какие города произвели на него особое впечатление.
— Есть города, которые меня расстроили, но есть и удачные кейсы. Меня разочаровали Нижний Новгород с его ужасными бордюрами, несмотря на то, что там проходил чемпионат мира, также с Сочи, Адлером, где почти нет возможности спуститься к морю с набережной. Но меня приятно удивил Нижний Тагил, — признался он.
«Казалось бы, просто промышленный город Урала, но гулять по нему оказалось очень приятно и удобно. Нижний Тагил, мое почтение»
В туристических, медицинских и спортивных поездках Денис и его друзья также сталкивались с проблемой бронирования номера в отеле. Оказалось, что существует очень мало отелей, в которых есть всё необходимое для обслуживания инвалида, даже при условии, что едет он не один и ему нужны только какие-то базовые условия в виде заезда в отель и специализированных туалетов.
— Если говорить о странах Европы и Балтики, то там всё относительно хорошо, хотя я могу говорить только про относительно крупные туристические города, — ответил Денис на вопрос о городской доступности европейских городов.
«Ну а старую Ригу с ее брусчаткой мы в расчет не берем, этого и у нас хватает. Не безупречно, но пользоваться можно»
Денис отметил свое путешествие в США: он успел побывать в Сан-Франциско, Вашингтоне, Лас-Вегасе, Лос-Анджелесе, Сакраменто, Денвере и Колорадо.
— Одна из прелестей путешествия туда — это безграничное ощущение свободы в планировании своего маршрута. Я мог открыть карты на телефоне с полной уверенностью, что не столкнусь с трудностями при планировании и в дальнейшем путешествии, и я могу сесть на любой общественный транспорт и просто поехать. Все автобусы, трамваи, электрички, метро, поезда, круизы — я мог выбрать всё что угодно, — воодушевленно поделился Денис. — Доступность такси меня тоже покорила, позже такое появилось и у нас. На улице везде были указатели, которые могли порекомендовать «доступный маршрут» или «доступный вход», было легко ориентироваться.
«В США не было сложностей с адаптированными туалетами. Очень распространены кнопки для автоматического открывания дверей в общественных местах»
— Самое смешное и неожиданное для меня, что трудности у нас возникли именно в дорогом частном секторе на голливудских холмах. Там люди просто не ходят пешком, видимо, — добавил он.
— В США можно приехать даже в какой-то отдаленный национальный парк и чувствовать себя там нормально: знать наверняка, что там будет парковка, туалет и адаптированные маршруты. Доступная среда там не привязана к центру города, — добавил Денис.
Недоступная среда
Несмотря на распространенность повестки доступной среды и активную адаптацию улиц по всему миру, какие-то места всё еще остаются закрытыми для людей с ограниченными возможностями здоровья. Денис рассказал, что есть некоторые страны и места, куда бы он очень хотел попасть.
«Я очень люблю природу, но вот она не любит меня. Природа природная, со своими холмами и лесами, а значит, не для меня»
— Я бы очень хотел полететь в Таиланд, но понимаю, что это будет очень накладно. Ну и относительно мест, например: я никогда не был в клубе, но хотел бы, хотя не представляю, что бы я там делал, потому что я не пью и не танцую, — сказал он.
«Везде свои плюсы и свои минусы. Но радует то, что в повестке это есть и доступную среду продолжают развивать у нас и по всему миру»
Ранее MSK1.RU подготовил материал о том, как в Москве работает инклюзивное такси с кнопками вызова водителя и подъемниками. Также мы публиковали историю инвалида — слабовидящей массажистки.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».