Когда прилетаешь в Ереван, кажется, что ты будто и не покидал Москву: везде русская речь и вывески, к аэропорту по привычке можно вызвать «Яндекс.Такси», даже архитектура до боли родная и знакомая. Именно в Армению весной 2022 года потянулся поток несогласных с действиями российских властей, их число резко увеличилось осенью того же года — после объявления частичной мобилизации. Как сейчас живут россияне в Ереване и какая обстановка в стране — в репортаже.
— Видите центр города, у вас такое ощущение, что вы в России находитесь, да? — полувопросительно-полуутвердительно произносит таксист по пути из аэропорта в гостиницу. Мужчина в кепке, чем-то неуловимо напоминавший шофера-армянина из фильма «Мимино», увлеченно рассказывает о своем городе и стране.
Огромная любовь к родине, своей культуре, традициям, языку и кухне — вот чего того у этой нации не отнять, и уроки патриотизма, кажется, прописаны у них в ДНК. Это определенно импонирует — россиянам есть чему поучиться. Вероятно, предупреждая мой следующий вопрос, наш «Хачикян» продолжает:
— Те армяне, которые живут в Армении, очень сильно отличаются от тех армян, которые живут за рубежом, воспитанием, манерами — всем! В России, Европе они более оборзевшие, наглые, а здесь такого вы не увидите.
Почти как в России
Архитектура Еревана действительно очень смахивает на российскую. Точнее, даже на советскую. Проспект Комитас напомнил мне Ленинский в столице или центр Волгограда с его сталинским ампиром. За парадными фасадами спрятались аккуратные пятиэтажки, где во дворах хозяйки сушат белье и дети гоняют мяч. Здесь же притаились и ностальгические гаражи-«ракушки», память о которых истребили из сознания москвичей два градоначальника.
О России напоминают и бытовые мелочи. То и дело глаз цепляется за расположенные на первых этажах пункты выдачи Wildberries, «Озон», офисы СДЭКа. Также повсеместно аптеки, многие работают круглосуточно, ассортимент — привычные нам названия лекарств. В продуктовом сложилось ощущение, что мы попали в московский гипермаркет допандемийных и досанкционных времен. На прилавках можно найти всё что только душе угодно — и российские продукты, и местные, армянские, и европейские вкусняшки. «Макдональдсы», «Зары» и бутики ушедших марок посетить тоже не составит особого труда. Цены — вполне обычные.
На глаза попались русские бани. Говорят, место пользуется хорошим спросом, особенно перед Новым годом. Приехавшие в Армению россияне — а их, по разным данным, более 100 тысяч человек — берут привычки с собой. Так в последнее время в Ереване стали появляться русские сервисы, доставка еды, привычные нам бары с крафтовым пивом — российским, кстати. Один из них, Vertigo, в точности передает атмосферу неформального Петербурга. Кстати, в отличие от многих других стран с русской диаспорой, в Армении поуехавшие активно помогают друг другу.
В Ереване не придется скучать без культурной программы: немало развлечений — от классической оперы до андерграундных тусовок — на русском. Сюда порой приезжают «отмененные» в России звезды на гастроли.
«Выгнали 120 тысяч человек за 3 дня»
В Гюмри, в 120 километрах от столицы, — военная база россиян. Местные жители положительно относятся к такому соседству и говорят о военных с признательностью: «Охраняют — от турков, от азеров». Осенью прошлого года конфликт в Карабахе разгорелся с новой силой — 19–20 сентября там были слышны выстрелы и стрельба, а Минобороны Азербайджана заявило, что удары идут только по военным целям.
Хозяин нашего апарт-отеля, радушно угощая нас местным (изумительным!) коньяком, разоткровенничался:
— Азербайджанцы говорят, что армяне понаехали сюда, русский царь их привел, они все забрали, Ереван — это азербайджанский город. Не слышали? Даже по телевизору об этом говорят. Но 2805 лет Еревану, есть паспорт этого города, где написано: «Я, царь Аргишти, построил этот город и назвал именем Еребуни». Это его паспорт стоит прямо в музее, где крепость… — помолчав, он продолжает, уже с нескрываемым возмущением вспоминать Карабах. — А в этом году 120 тысяч человек выехали оттуда, а миротворцы стояли и смотрели. 120 тысяч человек в XXI веке из своих домов без ничего, в одной одежде выходят, всего 3 дня им дали времени. И весь мир молчит!
Азербайджанской дипмиссии в Армении ожидаемо нет. Местные жители скептически относятся к тому, кто когда-либо будет прочный мир.
— Не будет такого, потому что ненависть что у них, что у нас в крови.
Зато к гостям здесь отношение радушное. В последние годы в Армению приезжает всё больше туристов со всего мира — из арабских стран, соседнего Ирана, Европы и даже Турции. Немало в городе индусов — они приезжают сюда на заработки. Русских здесь любят — по крайней мере, никакого негатива не встречается.
— Это ж те ребята, что от СВО убежали. Ну кто-то по работе, у кого-то взгляды, эти все ребята у меня жили месяцами, пока не нашли квартиры. У меня целая компания психологов из Питера жили, они не айтишники, они тоже работают. Они просто не принимают то, что сейчас делается в России. Но в любом случае там девочки были тоже! — восклицает хозяин отеля. — Один парень с женой жил 4 месяца у меня — до тех пор, пока они дом за городом взяли и переехали туда. Нормальные ребята. Айтишники начали ехать, когда еще санкции были, еще мобилизации не было. И до сих пор мы с ними на связи. Они помогают собирать помощь беженцам из Карабаха, везут одежду, обувь, кушать.
Еще одна беда, на которую жалуются жители Армении, — дороговизна топлива. В глаза бросается множество газовых заправок в жилых районах, непривычно близко к домам, на взгляд москвичей.
— В Армении «Майбахи», «Мерседесы» — все на газу ездят, потому что бензин очень дорогой, — жалуется таксист.
Процветает здесь и параллельный импорт — предприимчивые армяне сейчас активно продают россиянам автомобили. Дело в том, что страна входит в Евразийский таможенный союз, и на авто с армянскими номерами можно спокойно перемещаться по России и ездить в страны ЕС без риска. Также легко купить здесь машину, снять с учета и зарегистрировать в ГИБДД на родине.
— Люди приезжают сюда, покупают здесь машину, кто на какой вкус и карман хочет, оставляют транзитные номера, едут в Россию. Но в год вы можете всего одну машину отвезти. И в России спокойно поставить на учет, потому что у нас растаможки не существует. За любую машину здесь просто даете около 1000 долларов, вам официально бумажки делают, и всё — вы можете в Россию спокойно ввезти и получить ПТС, — поделился информацией другой таксист.
О прекрасном
И всё же в Армению стоит приехать хотя бы ради того, чтобы полюбоваться горными пейзажами и попробовать вкуснейшие местные блюда. Здесь рай для гастротуристов — любителей мяса, сладостей и горячительных напитков. Помимо известного на весь мир коньяка армяне изумительно делают вино — красное, белое и игристое.
По Еревану можно долго и с удовольствием ходить пешком, любуясь контрастами: сталинский ампир соседствует со старинными домиками, а то и дело можно увидеть частные дворцы-новоделы. Город не политизирован — здесь не встречаются машины с проукраинскими и антироссийскими лозунгами или плакаты на стенах. Вот только Каскад — одну из значимых достопримечательностей — всё никак достроить не могут.
Были в Ереване?
Очередная эскалация конфликта в Карабахе началась 19 сентября 2023 года. Минобороны Азербайджана заявило о начале «антитеррористических мероприятий локального характера» в Карабахе — чтобы разоружить и вывести вооруженные силы Армении из региона, нейтрализовать их военную инфраструктуру и обеспечить безопасность местных жителей. Азербайджан утверждал, что Россия была в курсе проводимых мероприятий, однако позже официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что это не так.
20 сентября власти Нагорного Карабаха объявили о прекращении огня по предложению российских миротворцев. Подробнее об истории конфликта в Нагорном Карабахе, который длится не одну сотню лет, мы рассказывали ранее.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».