Авто «Недоливают до 20% от чека». Как россиян годами обманывают на заправках

«Недоливают до 20% от чека». Как россиян годами обманывают на заправках

Базовые советы для автолюбителей, решивших поберечь кошелек

Главный ревизор отечественного топливного рынка — Росстандарт — выпустил памятку «Как вас могут обмануть на заправке». Мануал описывает, как не стать жертвой популярной манипуляции, известной среди автомобилистов как недолив.

Инструкцию от Росстандарта мы изучили вместе с автоэкспертом, участником ведомственных программ по мониторингу работы топливного рынка Дмитрием Клевцовым (лично проверил свыше тысячи АЗС).

— Возможностей обмана водителей при заправке топливом в России придумано великое множество — начиная от продажи разбавленного вместо качественного топлива и заканчивая обсчетом при оплате, — указано в превью к памятке Росстандарта. — Но самыми распространенными и ненавистными для водителей стали многочисленные схемы недолива горючего в бак, которые практикуются большинством игроков топливного рынка.

Российские автолюбители обычно становятся жертвами четырех нехитрых схем недолива. В основе «традиционных методик» заложены:

  • корректировка погрешности колонки, когда объем измерительной камеры специально скручивают на -50 мл с каждых 10 л (допустимая законом погрешность);

  • недолив заправщиком, когда сотрудник АЗС, к примеру, подолгу сцеживает финальные капли, добиваясь автоматического отключения пистолета (счетчик при этом скачет вполне бодро);

  • дырявый шланг, когда на заправочном шланге ставится клапан или делается небольшой прокол, позволяющий подсасывать воздух во время заправки (воздушная пробка удерживает до 100 г топлива);

  • модифицированное программное обеспечение АЗС.

Столкнуться с вышеописанным жульничеством можно в любой точке России.

— Памятка добротная и собрана из общеизвестных фактов, — пояснил Дмитрий Клевцов. — Потребитель не видит товар, который приобретает. Он не способен оценить его на цвет, на запах, на вкус. Мы покупаем кота в мешке.

Росстандарт указывает: при малейшем подозрении, что вас обманули, вы вправе потребовать у руководителя АЗС контрольную пробу. В ходе процедуры вам предоставят мерную емкость и на ваших же глазах оценят правильность налива указанной колонки.

— В сотрудничестве с Росстандартом мы разработали собственную систему контроля количества и качества топлива, — говорит Дмитрий Клевцов. — Система работала в режиме «тайного покупателя». В 2020 году она должна была пойти на госуровень. Но в 2020 году ушел Абрамов (экс-глава Росстандарта. — Прим. ред.), начался ковид, пошел запрет на внеплановые проверки. В общем, воз и ныне там.

С 2020 года контрольно-надзорные органы фактически не осуществляют внеплановые проверки, указывает Клевцов. Система работает исключительно по обращениям. Более того, сотрудники Росстандарта не могут проводить проверки самостоятельно — действовать можно только совместно с прокуратурой.

Нарваться на недолив можно и на крупной, и на небольшой АЗС

Посему нечистых на руку заправщиков приходится вылавливать буквально «по горячим следам» (причем часто самим гражданам). Но обман непросто даже заподозрить. С одного автовладельца не «снимают» помногу: обычно недолив колеблется между 3–7% от чека.

— По нашей выборке недолив был 8%, хотя лично помню случаи, когда недолив достигал 18–20% — указывает Клевцов. — Но «дырочки» и «клапаны» я ставлю под сомнение — все-таки есть требования Ростехнадзора в части пожарной безопасности. И нарушать их себе дороже.

Проблемы в технической части на заправке возникнуть могут, но чаще это связано с резервуарами подземного залегания топлива, говорит Клевцов. Так, в ходе ревизий он выявлял случаи, когда трубы под землей подгнивали, и в топливо попадала вода.

Сомневается Клевцов и в мошенническом методе, связанном с подкруткой счетчика на колонке. Более того, по данным эксперта, обычно заправщики даже работают в минус и выставляют погрешность не в -50, а в +50 (то есть несут потенциальные убытки сами). Это позволяет не нарваться на штрафы.

— В основном недолив связан с манипуляциями с ПО, — говорит Клевцов. — Практика показала. Судите сами, мы фиксируем недолив (потому что изначально льем в мерник), через 20 минут приезжаем с прокуратурой и Росстандартом, СМИ, идем к той же колонке — и в мернике все ровненько!

О проблеме осведомлено и руководство Росстандарта, и руководство Роскачества, однако выявить обман в ходе обычной, открытой проверки, попросту нельзя, сетует Клевцов. Как только на горизонте появляются СМИ, прокуратура, Росстандарт или другие ревизоры, колонки начинают работать идеально.

— Абрамов внес замечательную инициативу, по которой Росстандарт занимается не только проверкой технической части колонки, — рассказывает Клевцов. — Появились определения, требования к программному обеспечению и его защите, с оглядкой на это начали проводить проверки.

Несмотря на старания экс-руководителя Росстандарта, поймать мошенников за руку все равно трудно. Те попросту научились «маскировать» соответствующее ПО. Теперь программы недолива действуют только после того, как оператор АЗС на кассовом аппарате введет необходимую комбинацию символов.

То есть фактически без признания оператора, который укажет, как работает схема, выявить обман на заправке при открытой проверке едва ли возможно.

В крупных компаниях недоливом, как правило, промышляют руководители на низовом уровне. Как правило, активничают хитрые менеджеры в выходные, когда риск столкнуться с проверкой внутренней службы безопасности значительно ниже.

Другое дело — небольшие региональные сети или единичные заправки. Там указания по недоливу щедро раздает само руководство.

— Как-то на заседании в Росстандарте собственник одной довольно крупной региональной сети, в момент, когда мы представили результаты, глядя в глаза Абрамову и прокурору, взял и признался: «Да, мы недоливаем», — вспоминает Клевцов. — И пожаловался он на то, что когда сам берет топливо с цистерны, сталкивается с недоливом и уходит в минус. «Представьте, сколько я теряю со 100 тысяч тонн», — говорил он в лицо прокурору. И да, ту компанию мы неоднократно ловили на мернике.

Собственникам небольших АЗС приходится закупать топливо у гигантов

В действующих рыночных условиях небольшая автозаправочная сеть выжить не способна в принципе, уверен наш собеседник. Косвенно это подтверждает недавнее заявление сети заправок Shell (покинули российский рынок). Там рассказали, что основной доход связан вовсе не с продажами топлива, а с сопутствующими товарами, которые сеть реализовывала в магазинчиках при АЗС.

— Можно заработать двумя способами: хороший магазин либо контрафакт и недолив — констатирует Клевцов. — Либо и то и другое вместе.

Потому в данном случае лучший способ обезопасить себя от недолива — заправляться на АЗС крупных, вертикально интегрированных компаний с государственным участием. Те не заинтересованы в мошенничестве, потому что их выживание от недолива не зависит.

Да и штрафы за подобные «фокусы» с недавних пор оборотные от всей сети. Проще говоря, за недолив на одной заправке можно попасть на десятки миллионов рублей. Потому внутренние службы безопасности стараются следить за работой сотрудников на местах.

— До 24 февраля эти компании зарабатывали на реализации топлива на внешний рынок, — говорит Клевцов. — Поэтому они могли позволить себе адекватный внутренний ценник.

С ценой, кстати, связан второй совет для автолюбителей, опасающихся недолива. Ценник на небольшой заправке не может быть ниже, чем у крупных заправок, поскольку те формируют рынок.

— Чудес не бывает, — констатирует Клевцов. — Один из первых признаков — цена. Если она ниже, значит, тут точно или недолив, или контрафактное топливо, которое не отвечает требованиям технического регламента.

Но и эти советы не гарантируют стопроцентной защиты от недолива. Как справедливо указывает Росстандарт: яркие вывески и громкие имена — не гарантия честного сервиса. Обмануть могут где угодно, в любой день недели в любое время суток.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Им лень элементарно загуглить?» Москвич ответил туристам, которые не нашли других прудов на Патриках и обиделись
Анонимное мнение
Мнение
«После 22 км цивилизация заканчивается». Колонка москвички о самом популярном загородном веломаршруте
Серафима Путиева
Мнение
Деньги дороже качества? За что критикуют новый фильм Marvel «Дэдпул и Росомаха» — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
«Когда каждая из вас встанет на мое место и будет хозяйкой студии, позвоните мне». Эксперт рассказала, как уйти из найма
Анонимное мнение
Мнение
40 лет писали сценарий, но не оправдали надежд? За что критикуют фильм «Мегаполис» Фрэнсиса Копполы — рецензия
Анонимное мнение
Рекомендуем