Авто Забудь, чему тебя учили в автошколе: экзамен на права в 2025 году усложнят — что поменяется

Забудь, чему тебя учили в автошколе: экзамен на права в 2025 году усложнят — что поменяется

Вероятнее всего, это приведет к удорожанию стоимости обучения

Получить заветные права будет сложнее

Источник:

МВД максимально приблизилось к старту масштабной реформы теоретического экзамена на права. В скором времени ведомство заменит на новые часть вопросов, которые раньше содержали неточности и ошибки, а сама процедура в перспективе станет заточена на понимание правил дорожного движения, а не на механическое заучивание ответов. Об этом «Фонтанке» рассказал эксперт рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов, который также принял участие в рабочей группе МВД по разработке нового экзамена.

Модернизация может потребовать от автошкол дополнительных расходов на зарплаты преподавателям, что повысит цены на обучение, и без того увеличившиеся в 2024 году до 60 тысяч рублей. Раскошеливаться и ломать голову над новыми вопросами придется не только людям, впервые получающим права, но и лишившимся их нарушителям.

Всё это время нас учили неправильно

Министерство еще в 2021 году заявляло о планах изменить подход к теоретическому экзамену на знание ПДД, сместив акцент с заучивания к осознанному пониманию безопасных действий. В 2024 году работа над этим продолжилась, в том числе в рамках рабочей группы при МВД, в которую вошло множество участников. Среди них — представители органов исполнительной власти разного уровня, сотрудники компании «Профтехнология» и ее преподаватель-методист Дмитрий Попов. Еще при подготовке к работе он вместе с коллегами провел аудит существующих вопросов к теоретическому экзамену. Оказалось, что принятые сейчас как правильные ответы на 157 из 800 вопросов в той или иной степени могут считаться ошибочными.

Порядка 50–60 наиболее проблемных из них содержат неправильное толкование ПДД или нормативно-правовых актов. То есть либо само задание изначально поставлено некорректно (а соответственно, ответ на него тоже неправильный), либо в качестве правильного ответа указывается неправильный. При этом в комментарии о том, почему это так, а не иначе, приводится вполне логичная база.

У типичного сегодняшнего ученика, который не проводит ночи в обнимку с книжкой ПДД, просто нет причин не доверять этой информации. Он вводится в заблуждение и продолжает в нем пребывать, пока ездит по дорогам.

Классический пример — пресловутый 6-й вопрос 30-го билета. По словам Попова, все автошколы страны знают, что там допущена ошибка, поэтому объясняют ученикам, что на экзамене нужно указывать так, а в жизни — действовать иначе.

Сейчас система на любом сайте или в приложении для подготовки к экзамену принимает в качестве верного ответ «прямо и направо», исходя из положения регулировщика, сигналы которого «побеждают» требования разметки. «Но если ты поедешь так, как они говорят, как якобы правильно, ты погибнешь, — говорит Попов. — Потому что из соседней левой полосы водитель повернет направо и будет прав». То есть разметка всё же должна учитываться, как и было до 2018 года, пока вопрос не изменили.

Добрая часть вопросов потеряет всякий смысл, если расставить на прикрепленных к ним изображениях дорожные знаки так, как того требуют правила и стандарты, отмечает автоэксперт.

— Например, ни в одном вопросе, где на дороге есть перекресток с несколькими пересечениями проезжих частей, нет знака 3.1, въезд запрещен (в народе «кирпич». — Прим. ред.), который положено устанавливать, как сказано в государственном стандарте, для каждого пересечения проезжих частей. Поскольку они не установлены, ровно из этого и рождается вопрос, — объясняет Попов.

Как сейчас в билетах

Как должно быть

Как будет теперь

Итогом работы «Профтехнологии» в составе рабочей группы в 2024 году стало составление более 100 новых вопросов для каждой из категорий А, В, М, С и D. По информации Попова, Госавтоинспекция взяла их в работу, и за счет этих заданий будут закрыты выявленные проблемные места. Это может произойти в конце января — начале февраля.

Окончательное решение, будут ли новые вопросы публиковаться в открытом доступе, пока не принято, поскольку ГИБДД, опять же, стремится к тому, чтобы ученики при сдаче экзамена опирались на понимание, а не на зазубривание правильных ответов из тестов. Для этого уже разработано программное обеспечение, которое позволяет случайным образом выдавать задания из базы каждому экзаменуемому. Более того, к каждому новому заданию представлено от 3 до 6 альтернативных картинок, чтобы человек не цеплялся за визуальные образы.

Например, как в этом вопросе. Правильный ответ некоторые запоминают по изображению Исаакиевского собора на заднем плане. Это единственный храм, который есть в нынешней редакции экзаменационных билетов, да еще и такой приметный

О том, насколько результат зависит от запоминания формулировок и картинок, отчасти могут говорить итоги Всероссийского диктанта по ПДД. Это открытый и бесплатный онлайн-тест с вопросами, приближенными к экзаменационным и одобренными Научным центром безопасности дорожного движения МВД России. Визуально изображения в нем похожи на те, что используются на экзамене, но содержат небольшие отличия. На сегодняшний день количество пользователей, сдавших тест, в 6,5 раза меньше, чем несдавших (8926 против 58 203).

— У нас впереди стоит задача — сделать много сотен вопросов для того, чтобы создать запас для ротации в экзаменационных билетах, — говорит Попов о планах в рамках рабочей группы на 2025 год. Так, количество вариантов вопросов в базе будет расти. Уже к середине следующего года оно может исчисляться тысячами, а через время — десятками тысяч. Учитывая, что к каждому будет по 3–6 фото, даже умельцам с феноменальной зрительной памятью будет сложнее сдать экзамен без понимания ПДД и способности анализировать ситуацию.

Что ждет рынок автошкол и учеников

Автошколам, привыкшим работать по-старому, точно придется менять подход к преподаванию, чтобы сохранить бизнес и обеспечить должное качество услуг.

— Приблизительно 90−95% автошкол не занимаются никакой преподавательской деятельностью. Они говорят: «Вот вам книжечка, учите билеты — это главное». Сейчас надвигается момент, когда нужно не учить, а понимать, — говорит Дмитрий Попов. — Теперь им нужны будут квалифицированные педагоги. Не дядя Вася с улицы, а тот, кто хорошо и качественно знает суть вопроса.

На фоне общего дефицита кадров привлечь действительно профессионалов своего дела будет непросто. Самый популярный и действенный метод — поднять зарплаты, но ситуация осложняется тем, что из-за многолетней экономии на преподавателях их доходы и так сильно отстают от сегодняшних реалий. По оценке автоэксперта, как правило, педагогам в автошколах платят 15−20 тысяч рублей за группу, занятия у которой проводятся дважды в неделю в течение двух месяцев. Из расчета на час получается около 400 рублей в час.

— Им придется достать из закромов тех, кто хорошо преподает, и платить им нормальную зарплату, — резюмирует Попов.

Cдавать по-новому придется не только вчерашним школьникам и студентам и прочим неофитам, но и тем, кого ранее лишали прав за серьезные нарушения. Потенциальным ученикам Попов советует проявлять требовательность по отношению к автошколе, проверять, что и как происходит на занятиях. Не идти туда, где дешево, поскольку это может быть признаком некачественных услуг, а взять на вооружение истину из кинофильма «Мимино»: «Хорошее всё дорого».

— Уже сейчас для себя нужно понять, что в ГАИ меняется вектор отношения к конечному продукту. Требуется не умение решать экзаменационные билеты, а знание и понимание правил дорожного движения, — объясняет он. — Кто-то говорит: «А я вот не могу учить правила, я их не понимаю, мне нужно запомнить билеты». Если не понимаешь — значит, сиди дома или на пассажирском сиденье.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Близнецам — рост доходов с июня, Львам — путешествия. Подробный прогноз на 2025 год для всех знаков зодиака от астролога
Алёна Новикова
Мнение
«Скороход» — удобная новинка или лишние проблемы? Тестируем новое приложение для пассажиров подмосковных электричек
Дмитрий Бондарев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Важно отпустить то, что не приносит роста». Таролог рассказал, почему не стоит бояться года Отшельника
Юра Кипер
Мнение
Две раскатанные трассы по цене дня в Шерегеше? Обзор горнолыжного комплекса на Воробьевых горах
Серафима Путиева
Автор мнения
Мнение
«На встречу пришла вообще другая девушка». Как москвичей заманивают в ресторан, чтобы оставить ни с чем. Реальная история парня
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем