Компания McDonald's в марте объявила о приостановке деятельности всех своих своих точек в РФ, что оказалось не совсем правдой. Следом о закрытии 70 своих ресторанов сообщила сеть быстрого питания KFC. Американские представители Burger King тоже попытались прервать отношения с Россией, но в итоге объявили лишь о прекращении поддержки бизнеса в РФ. Почему Burger King остался, а McDonald's ушел?
В недавнем разговоре MSK1.RU и Ивана Зайченко, основателя сети «Сушкоф», предприниматель поделился своими сомнениями о полном закрытии McDonald's в России (например, в Екатеринбурге фастфуд не прекратил деятельность). Иван отметил, что американская компания успешно локализировала в РФ производство своих полуфабрикатов.
— Я не верю в уход McDonald's. По-моему, они давно принадлежат либо владельцам из России, либо из Казахстана по франчайзинг-модели. Плюс у них производство локализовано. Выходит, что на деле у американской компании в России мало что есть для прямого управления. Но ключевой фактор здесь — ПО (программное обеспечение. — Прим. ред.). Американцы просто отключили поддержку, — считает Зайченко.
Поставщики продуктов
Российский предприниматель прав. По данным источников, сегодня 99% продукции McDonald’s получает от отечественных поставщиков. Говяжьи котлеты для сети с 2010 года производит ООО «МаррРуссия»: они снабжают предприятия фастфуда в России, Белоруссии и Азербайджане (компания также работает с Burger King). Сырье получают от белорусского ОАО «Слонимский мясокомбинат». Крупнейший поставщик курицы — «Мираторг», с которым также работает Burger King (особенно с 2017 года). Также известно про партнерские отношения McDonald's с ООО «Компас Фудс» и ООО «Водный Мир». Куриные яйца сети фастфуда поставляются ОАО «Солигорская птицефабрика».
— Мы сотрудничаем с «Мираторгом», «Росагро», «Марр Руссия» и другими поставщиками. Наша цель — быть как можно более локализованными именно в регионах, — сообщил «Ъ» в 2021 году бывший генеральный директор McDonald’s в РФ Марк Карен.
Программное обеспечение
Немецкая сеть магазинов строительных товаров OBI в марте 2022 года объявила о приостановке деятельности в РФ. Но, несмотря на ультиматум материнской компании, отечественные представители продолжили продажу товаров.
— 17 марта утром OBI открылись. А днем немецкая сторона вырубила сервера — кассы перестали работать. Магазины третий день стоят закрытыми, а российское руководство OBI сообщило СМИ о «технических проблемах». Когда получится написать собственное программное обеспечение — неизвестно, — написал в своем телеграм-канале журналист Илья Шепелин.
Можно заключить, что ПО становится камнем преткновения в современных реалиях ведения интернационального бизнеса. Российские отделения McDonald's, открытые не по франчайзинг-модели, обслуживаются западной компанией EleWise и оборудованы системой Oracle (e-Business Suite, Forms и Reports). Она включает в себя технологии управления персоналом, финансами, логистикой и операцией заказов внутри ресторана. Иван Зайченко предположил, что именно это стало ключевой причиной подчинения российского сегмента McDonald's партнерам из США.
18 марта президент по международным вопросам холдинга RBI (Restaurant Brands International Inc.), куда входит Burger King, уже требовал прекращения работы ресторанов в России. Однако главный оператор бизнеса в РФ Александр Колобов отметил, что «нет законных оснований менять контракт о франшизе и разрешить одному из партнеров просто уйти или вообще отменить всё соглашение».
Отметим, что российское программное обеспечение сыграло здесь существенную роль. Burger King обслуживается петербургской компанией UCS (благодаря ей же в РФ продолжает работу сеть KFC). Основные технологические решения включают в себя системы R-Keeper и Drive-Thru.
R-Keeper-менеджер — это экранные модули, которыми пользуется работник ресторана для составления заказа покупателя. К ним же относятся модули VDU (коммуникация на кухне предприятия) и «киоски самообслуживания».
Drive-Thru — сервис обслуживания клиентов снаружи кафе — тех, что приехали на автомобилях.
Получается, что оборудование ресторанов именно российским ПО, предположительно, может стать единственной возможностью дальнейшей работы в РФ. Корреспондент MSK1.RU задал вопрос гендиректору UCS Игорю Ситнику о шансах переключения McDonald's на отечественное ПО, чтобы возобновить работу и не зависеть от материнской компании.
— Прямого запроса нет. Я не могу знать мыслей наших потенциальных партнеров из США. Но общение идет, — заявил он.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».