Крупнейшие сервисы кикшеринга уже вернулись в Москву после зимнего перерыва. Корреспондент MSK1.RU поговорил с коммерческим директором Urent Ильей Тимаховским о том, как повлияли на их бизнес ограничения, санкции. И о том, что ждет бизнес поминутной аренды электросамокатов.
По словам Тимаховского, в этом году, несмотря на санкции, цены на прокат останутся прежними.
— Расскажите, с какими показателями вы закончили прошлый год?
— В 2021 году услугами аренды самокатов у нас в сервисе воспользовались около 3–3,5 млн человек, совершив более 15 млн поездок. Число поездок выросло в 4,5 раза по сравнению с 2020 годом. В этом году мы планируем выйти на показатель в 40 млн. Выручку пока не озвучиваем, но это можно легко посчитать: средний чек поездки в 60 городах России, где есть Urent, составляет от 150 до 350 рублей (если умножить число поездок Urent на средний чек, получится, что выручка компании может составлять около 3,75 млрд рублей. — Прим. ред.). В этом году мы планируем открыться в 30 новых городах, помимо тех 70, в которых работали в прошлом сезоне.
«Мы еще не уперлись в потолок рынка — эту нишу только развивать и развивать»
— Почему вы считаете, что спрос будет расти, учитывая сложные экономические обстоятельства?
— Во-первых, самокат сейчас очень доступен по цене. 80% от всех поездок, которые совершают клиенты, относятся к транспорту последней мили. То есть ты выходишь из метро и те 15 минут, которые нужно идти до дома, едешь на самокате. В Москве у таких поездок более длинный интервал, минут 25, потому что город большой и инфраструктура позволяет. Пока автомобили дорожают — их теперь можно купить по ценам в 1,5–2 раза выше прежних, да и бензин тоже, такси становится нерентабельным. Каршеринг — менее доступный, нужны права, которые не всегда под рукой. В таких условиях самокатный бизнес развивается.
«Самокат — это транспорт по цене маршрутки, который к тому же не надо подолгу ждать»
Так, в Москве прокат самоката стоит от 5 рублей за минуту. 10 минут езды — соразмерно стоимости метро.
Кроме того, власти не только Москвы, но и регионов начинают развивать инфраструктуру. Мы активно сотрудничаем со столичным дептрансом. В этом году они представили карту развития велодорожек — в Москве их появится еще около 30 км. Каждый километр кратно увеличивает спрос на самокаты по городу. Чиновники хотят идти по европейскому сценарию, делать города комфортными для жизни, появляется больше парков, пешеходных зон. Естественно, благодаря этому спрос на аренду тоже растет.
«Любая экономически сложная ситуация в стране прокачивает микромобильный вид транспорта, потому что у него доступная цена»
— Не кажется ли вам, что сейчас люди всё же менее заинтересованы в том, чтобы кататься на самокатах?
— Нет. Мы прошли через подобную ситуацию в пандемию. Как раз наоборот, в условиях, когда люди не могут ходить в кино, из торговых центров пропали бренды одежды, срабатывают альтернативные виды развлечений. И если в пандемию людям вообще нельзя было никуда выходить и мы при этом наблюдали огромный спрос, то в этом году он будет только расти. У людей никуда не делась потребность отдохнуть, классно провести время с друзьями. Поехать куда-то, кроме России, будет сложнее, поэтому это даст очередной толчок к развитию внутреннего туризма, а осматривать новый город всегда лучше на самокате.
Потребность доезжать быстро из точки A в точку B тоже никуда не делась. С урбанизацией городов и активной застройкой перемещений по городу станет больше. Пока для нас никаких трудностей нет.
— Где вы сейчас берете самокаты, батареи к ним, запчасти?
— Основной наш производитель и поставщик — Китай. Также мы перекупаем самокаты у европейских игроков, компаний, у которых маленький парк в России, и которые не выдержали здесь конкуренции. С запчастями и батареями аналогично — мы берем их у тех же поставщиков. К тому же у нас есть большая лаборатория 3D-принтеров в Краснодаре, треть запчастей мы печатаем на них и производим сами. Это позволяет работать нам более суверенно.
— Насколько выросла стоимость оборудования и логистики?
— Конкретно на сегодня доллар опустился, и цены вернулись к прежним, поэтому сильной разницы я не заметил. Да, были периоды, когда поставки обходились нам дороже, потом — когда дешевле, но сейчас наши расходы более-менее выравнялись, и нельзя сказать, что где-то мы переплатили. Сначала было страшно, непонятно, как работать в новых реалиях. Благодаря этому научились возить самокаты чуть быстрее: если раньше на логистику уходило больше 40 дней, то теперь срок поставки сократился до 30. Пришлось менять логистические цепочки, открывать другие банковские счета, но в целом мы выкрутились, и цена на самокат для нашего клиента осталась прежней.
— Почему цена все-таки не поменялась? Ведь, как вы сказали, стоимость остального транспорта дорожает.
— Мы хотим, чтобы как можно больше людей пересели на самокаты. Ради этого мы и открываемся в большем числе городов. В начале сезона мы даже сделали цены ниже, чем в прошлом году: снизили стоимость активации, минут, дали бесплатную подписку на старт. Чем больше поездок на самокатах, тем лучше для нас с точки зрения экономики — поэтому мы стремимся к массовости сервиса.
«На пике сезона наш парк насчитывал 50 тыс. самокатов, сейчас их будет 80 тыс. Пока что мы не видим, для чего стоит поднимать цены»
— Как дорого вам теперь обходится ремонт?
— К счастью, у нас обособленный ремонт, на аутсорс мы не отдаем. Ядро нашего бизнеса — это обособленные склады зарядки, в которых заряжаем самокаты, и сервисные центры, где техники ремонтируют поломки, а инженеры работают с платами, трекерами, дашбордами, контроллерами. Каждый день по городу ездят скауты, которые проверяют самокаты по несколько раз в день. До 2% от общего числа транспорта попадают в ремонт, сложные случаи достаточно редки.
— Сколько за последний год было случаев ДТП?
— За прошлый год было 4–5 случаев ДТП, одно из которых серьезное. Надо сказать, что такое количество аварий на 3 млн поездок — это очень маленький процент. Тем не менее, когда клиент пользуется услугами проката, в них включена бесплатная базовая страховка. Если он пострадает, страховая выплачивает до 30–50 тыс. рублей. Если страховка платная, то компенсация — до 300 тыс. рублей в зависимости от тяжести травм.
— Вместе с тем всё чаще в интернете мы можем видеть жалобы водителей на самокатчиков: на то, что ездят по проезжей части, на нерегулирование правового статуса водителя самоката на дороге. Часто ли вам жалуются?
— Таких жалоб мы не получали. Сейчас мы прорабатываем с Минтрансом вопрос, чтобы самокат закрепили на законном уровне как средство индивидуальной мобильности. По нынешним нормам пользователь считается пешеходом, поскольку скорость наших самокатов — до 25 км/ч. Это сравнимо с быстро бегущим человеком. Ездить можно только по велодорожкам и тротуарам. Исключений быть не может.
Кажется, что жалоб много из-за шумихи в СМИ: якобы ездить на самокатах рискованно, но, если вернуться к цифрам, ДТП с участием автомобилей, маршруток и остальных средств передвижения случаются значительно чаще — это простой математический подход. Зная статистику того, сколько машин бьется и людей гибнет, можно и автомобильную отрасль закопать. Однако я убежден, что самокат — это максимально безопасный наземный транспорт.
«Просто здесь из частного делают общее. Всё зависит от культуры конкретного человека, а не от общества в целом»
Напомним, с этой недели в столице стартовал сезон проката велосипедов и самокатов. Власти Москвы заявляли, что цены на аренду транспорта не изменятся.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».