Екатеринбуржцы с нетерпением ждут нормального старта последней распродажи в IKEA. Изначально все товары должны были продавать через сайт, вот только он сломался и не работал больше суток, а починить его пообещали до 9 февраля (очень странно, правда?). Что же это было: атака хакеров? Или веб-страница просто не выдержала наплыва покупателей? Наши коллеги из E1.RU попросили прокомментировать ситуацию экспертов из сферы IT.
— Не зная ситуацию изнутри, сложно определенно сказать, в чем причина сбоя, поэтому нужно дождаться официального ответа от владельцев ресурса. Сбой в работе сайтов может быть вызван как большой перегрузкой веб-ресурса, так и кибератакой, — рассказал E1.RU Владимир Дащенко, эксперт по исследованиям угроз информационной безопасности «Лаборатории Касперского». — Во втором случае сроки устранения последствий зависят от ее типа и сложности.
«Это может быть просто массированная DDoS-атака, приведшая к отказу сайта, или же целевая многовекторная атака с проникновением в инфраструктуру»
— Кроме того, причиной могли стать внеплановые работы на серверах, необходимость которых была вызвана совершенно иными внештатными ситуациями, — добавил эксперт.
С ним согласен и Дмитрий Назаров, заведующий кафедрой бизнес-информатики Уральского государственного экономического университета. Есть несколько сценариев, но наиболее вероятный из них — хакерская атака.
— Может выйти из строя какое-то оборудование, сеть может упасть, могут быть какие-то вопросы с логикой организации хостинга. Но я думаю, что это исключено, — уверен информатик. — Вторая причина — это несоответствие тарифа хостинга нагрузкам на сайт. Например, мы оплатили хостинг на тысячу человек, а к нам заходит ежедневно пять тысяч человек. Но я думаю, это тоже исключено. С другой стороны, так как они собирались уходить из России, они могли какую-то часть оплатить меньше.
«Они уверены на 100%, что у них всё равно всё купят, и наверняка ограничили денежные вливания на сайт, который находится в России»
Но есть еще несколько возможных сценариев.
— Дальше, проблемы с сайтом — это неоптимизированный скрипт. Если зайти на сайт, то, пока вы не дойдете до корзины, непонятно, есть товар или нет, — поделился с E1.RU Дмитрий Назаров. — Самая вероятная причина — это просто огромное количество посетителей. И в результате сайт лег, так как они не рассчитывали на такое количество запросов в единицу времени. Мое предположение, что это все-таки было действие хакеров. Сайт кто-то заказал, и он подвергается DDoS-атакам.
Другой айтишник ранее предположил, что дело вовсе не в ажиотажном спросе.
— Проблема не в нагрузке на сайт, по крайней мере на данный момент, — рассказывал E1.RU эксперт по разработке сайтов. — Я открыл консоль браузера и посмотрел, какой ответ приходит от сервера при нажатии кнопки «Добавить в корзину». Пришел ответ, что ретейл ID не поддерживается в регионе ru. Получается, что глобальная система икеевская еще не настроила продажи в России. Когда настроят, тогда это всё заработает и можно будет покупать товар.
Теперь покупателям предлагают оставить заявку, чтобы специалист шведского магазина помог вам оформить заказ (видимо, по телефону). При этом нельзя заказывать больше 70 единиц одного товара, а вся покупка должна быть не больше 1000 килограммов. Сумма тоже ограничена. Изначально в сети обещали, что купить можно будет любой товар. Но ограничения есть на петли, комплекты для реечного дна, перекладины и некоторые другие предметы. После подтверждения заказа его можно будет оплатить только в течение десяти минут.
Напомним, 3 марта 2022 года Ingka Group (которой принадлежит IKEA) объявила о приостановке деятельности шведской компании в России. В этот же день в гипермаркетах по всей стране выстроились длинные очереди — покупатели сметали всё на своем пути. А еще мы рассказывали, где найти замену товарам из этого магазина.