14 марта у московского офиса Wildberries собрались владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейса. Десятки человек с документами и финансовыми отчетами в руках требовали от руководства компании объяснений по поводу недавно введенных правил, грозящих владельцам ПВЗ новыми штрафами. Мы рассказываем, что происходит после бунта сотрудников, в онлайн-хронике и сюжете.
Встреча в Госдуме
Сегодня представители Wildberries и пунктов выдачи заказов впервые с бунта 14 марта встретились за столом переговоров в Госдуме. СМИ сообщали, что теперь в думе могут разработать так называемый «закон Бакальчук», названный в честь гендиректора маркетплейса.
— Конфликт с Wildberries показал, что сфера маркетплейсов нуждается в отдельном регулировании, потому что это специфическая сфера, где уровень монополизации объективно выше, чем на обычном рынке. <...> Вчера обсуждался в Думе закон о занятости, в первом чтении этот закон был принят, он вводит понятие «платформенной занятости». Неофициальное название проекта — «закон Бакальчук», — рассказал «Осторожно, Москва» депутат Госдумы Михаил Делягин.
Первое, что обязали сделать Wildberries, — начать разблокировку заблокированных пунктов выдачи заказов. По данным РИА Новости, речь идет о 15 точках.
— Первый пункт, который компания Wildberries согласилась выполнить такой: все добросовестные владельцы пунктов выдачи заказов будут в одностороннем порядке разблокированы в течение 2 часов, и потом в индивидуальном порядке будет проведена работа, как быть дальше, — рассказал журналистам депутат Госдумы Дмитрий Гусев.
Начали возвращать деньги
После забастовок в пунктах выдачи заказов руководство Wildberries отменило 10 тысяч штрафов для своих сотрудников, об этом сообщили 16 марта наши коллеги из CHITA.RU.
— Wildberries улучшил сервис арбитража по оспариванию начислений за подмену товаров и приостанавливает новые начисления до доработки новой системы контроля подмен. Были отменены свыше 10 тысяч некорректных штрафов за подмены товаров, в ближайшее время они будут отражены на балансах пунктов выдачи заказов, — рассказали представители компании.
Такие сообщения появлялись в чатах сотрудников. Некоторые писали о том, что им начали компенсировать выписанные ранее штрафы.
— На данный момент ситуация такова, что читинским сотрудникам начали компенсировать ранее начисленные штрафы. Считаем необходимым идти на диалог, поэтому в качестве жеста доброй воли сегодня открываем пункты, — рассказала девушка.
Владельцы ПВЗ говорят, что санкции за брак и подмену у партнеров такие же суровые, как и у официалов. Деньги за штрафы возвращают не полностью.
— Перед Новым годом с меня списали 457 тысяч, потом их постепенно возвращали. В итоге вернули около 300, остальные — нет. Якобы товар не нашли, хотя ребята всё отправляли. Сейчас мы это всё делаем под камерами, но даже это не помогает, — рассказывает партнер компании Елена.
Владелица ПВЗ в Кургане рассказала, что им тоже начали возмещать штрафы. Для этого просят заполнять специальную форму.
— Стали возвращать деньги, мне пока не вернули, но нужно заполнить формы и средства будут возвращать, — рассказала 45.RU на условиях анонимности владелица одного из пунктов выдачи заказов.
Брак и подмену оформить невозможно
При этом деньги возвращают еще далеко не всем. MSK1.RU связался Дмитрием, который вместе с женой владеет несколькими пунктами выдачи заказов. Он рассказал, что в программе нет кнопки, где можно отметить брак и несоответствие. Буквально вчера им пришло два бракованных товара.
— Лично нам ничего так и не вернули, но начался еще больший треш! Кнопки «брак» или «несоответствие» нет от слова совсем, но мы обязаны принять товар. На одном из наших ПВЗ пришло два товара бракованных: разлитая краска и разбитый чайник. Причем краска, по правилам, должна транспортироваться в отдельной коробке, а пришла в общей с остальным товаром, — рассказал Дмитрий.
Работники склада также сообщили жене Дмитрия, что в коробке с сапогами за 12 тысяч рублей каким-то образом оказались совершенно другие.
— У людей со склада сегодня пришли ботинки стоимостью 12 тысяч рублей. Хорошие, резиновые. Человек теперь не знает, что делать: кнопок нет, и принять такое не может. Как ни крути, за своевременно принятый товар — штраф. Принять — значит заплатить 12 тысяч за подмену.
«Отправить назад тоже не можешь: нужно сперва принять, дождаться клиента и только тогда отправить назад. Но это опять 12 тысяч, тупик»
Что происходит на складах маркетплейса
В Сети вчера появилось видео, на котором работники склада не очень бережно обращаются с товаром: люди просто раскидывают пакеты и коробки по тележкам, покупки клиентов летают через пол склада. На видео — кадры из подмосковной Лобни, по данным издания «Подмосковье сегодня», сейчас он закрыт.
MSK1.RU обсудил с бизнесменом Дмитрием Потапенко, как ситуация с бунтом работников Wildberries отразится на маркетплейсе и его клиентах.
После штурма офиса Wildberries в Москве многие решили продать свой бизнес. Почитайте, сколько стоит купить ПВЗ Wildberries в разных городах России.
Мы также публиковали официальный комментарий маркетплейса и откровения сотрудницы Wildberries о невыносимых условиях работы в компании и адских штрафах.
Объясняем с юристом, из-за чего вообще разгорелся спор, почему его нельзя назвать забастовкой, как можно решить конфликт и что делать покупателю, если он не может получить товар.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».