
Наступление ноября приносит заядлым шопоголикам много радости, ведь именно в этот месяц проходит распродажа года — «черная пятница». Но по старинной поговорке, у нас, русских, обычно семь пятниц на неделе. Так что порадовать себя подарками москвичи еще точно успеют — на деле «ценопад» длится почти месяц.
MSK1.RU побывал в трех столичных ТЦ, чтобы своими глазами увидеть, что там происходит — большие ли предоставляют скидки, много ли народу и смели ли с полок весь товар.
ЦУМ
Начать мы решили с тяжелой артиллерии — люксового торгового центра недалеко от Большого театра.
ЦУМ уже давно стал ассоциироваться с красивой богатой жизнью не только у москвичей, но и у гостей столицы. Проверили, действительно ли можно сейчас там закупиться брендовыми вещами с большой скидкой.
Несмотря на обилие товаров, стенды выглядят сиротливо. Посетителей у ЦУМа сейчас не так много — то ли санкции сказались, то ли все «постояшки» за границу перебрались. Конечно, посетители всё же есть, но консультантов, кажется, здесь гораздо больше.
— Попробуйте наш новый аромат! — говорят они любому, кто заходит на первый этаж.
Таких душистых бумажек в кармане набралось порядка пяти. Дойдя до эскалаторов, можно увидеть стенд с техникой Apple. Вот здесь уже побольше клиентов, как-никак 15-я модель вышла. Люди подбирают новые гаджеты себе и своим родным.

На втором этаже расположился мужской отдел. Именно здесь самое большое скопление людей во всём ТЦ, особый интерес вызывает обувь. Пока покупатель выбирает понравившуюся модель, консультанты только и успевают приносить новые коробки.
— Уже час меряю и всё никак не могу найти подходящие. То жене не нравится, то мне самому, — пожаловался корреспонденту MSK1.RU Евгений.
Примечательно, что в женском отделе такого оживления нет. Как объяснила нам одна из девушек-консультантов, сейчас мужскую одежду и обувь поставляют регулярнее, чем любую другую.
— Женских коллекций сейчас из-за санкций поступает меньше, чем мужских, поэтому контингент сейчас такой. Кажется, будто мужчины стали «шопиться» больше, но на деле это не так, — объясняет Ирина, консультант ЦУМа.
По словам менеджера VIP-зала в женском отделе, «черная пятница» в магазине еще не началась, а вот на сайте она уже в самом разгаре.
— На сайте у нас уже начались скидки по «черной пятнице», а в физических магазинах еще нет. Сейчас VIP-клиентов столько же, сколько и всегда на выходных. Какого-то особого ажиотажа нет, — поделилась менеджер.
На сайте ЦУМа уже появилось рекламное объявление о снижении цен. Сейчас на товары действует скидка в 11%, если применить промокод. Однако брендовые вещи всё также обойдутся модникам и модницам в круглую сумму.

«Павелецкая плаза»
Этот крупный торговый центр расположился прямо напротив одноименного вокзала. Именно здесь дух распродаж чувствуется ярче всего. По громкой связи объявляют: «Просьба занимать обе стороны эскалатора». Прямо как в метро в час пик.
Уже на входе видна толчея у популярного магазина косметики и парфюмерии, а выходящие из ТЦ люди держат в руках узнаваемые зеленые пакеты с логотипом компании.
В самом магазине тяжело разобраться, где какой стенд расположен, потому что люди — повсюду. Десятки девушек подбирают себе подходящую косметику, а консультанты помогают им в выборе. К слову, найти их свободных коллег в такой толпе тяжело. Но мы поговорили с одной из сотрудниц магазина.
— Сейчас народу больше, чем в остальные дни. Учитывая, что многие еще заказывают товары с сайта, ажиотаж есть. Хорошее время для продавцов, мы с радостью выходим на работу, — поделилась консультант Анастасия.
В магазинах обуви ситуация схожая. Из-за увеличенного потока клиентов руководство компаний просит выходить на смены больше продавцов-консультантов.
— Больше людей, чем в обычное время. Мы даже задействуем больше сотрудников на сменах. Продажи идут хорошо, но могли бы еще лучше — многие люди просто приходят посмотреть на размер скидки, круги наворачивают по полчаса и уходят, — заявила Арина, сотрудница магазина обуви.

В магазинах одежды популярностью пользуются в основном женские отделы. Так, в одном из шоурумов выстроилась очередь в примерочную. Несмотря на то, что кабинок шестнадцать, прежде чем опробовать на себе понравившуюся вещь, придется немного подождать.


Еще не все магазины в «Павелецкой плазе» открыли сезон скидок, некоторые перенесли «черную пятницу» на другие выходные. Однако некоторые азартные шопоголики уже не могут остановиться и покупают даже те вещи, на которые не действует распродажа.
— Я уже вошла во вкус, сложно остановиться. Зашла в один магазин, в другой — хоп, и уже куча пакетов, — рассказывает Марина. — Даже на скидки теперь не смотрю, беру, что нравится, и иду в примерочную.
Понять, что «Черная пятница» началась, можно и по количеству людей на фуд-корте. Утомленные шопингом люди спускаются на -1 этаж и заказывают себе поесть.

«РИО»
Небольшие районные торговые центры есть теперь почти везде. Побывали в одном из таких у МЦК «Крымская». Владельцы «РИО» даже написали на «Яндекс Картах», что у них началась «черная пятница». Получается, любой, кто прокладывает маршрут, знает о сезоне скидок? Проверили, правда ли изменилось количество посетителей во время распродаж.

В этом маленьком торговом центре много магазинов на разный вкус — тут и парфюмерия, и техника, и одежда продаются. Вывески пестрят надписями «Черная пятница», «Грандиозная распродажа», «SALE 50%» и так далее.
Вот только посетителей мало, а консультанты откровенно скучают.
— День как день, в «РИО» — это обычное количество людей на выходных. Вроде все магазины есть, но всё равно мало ходят. Только за продуктами в «Ленту» всегда очереди, — пожаловался один из охранников ТРЦ.


Скидки везде разные: многие продавцы уверяют, что у них они до 70%. В большинстве магазинов и вовсе на каждый товар своя скидка.
В магазине техники сильного ажиотажа тоже нет. В наш технологичный век люди предпочитают покупать в интернете, а в реальные магазины приходят только для того, чтобы получить заказ или опробовать девайс на себе — потрогать его, рассмотреть.
— В «черную пятницу» клиенты всё-таки больше покупают онлайн, им почему-то кажется, что так дешевле — но тут уж дело вкуса. В физический магазин люди приходят либо посмотреть товар, потрогать его, либо же просто оплатить и получить то, что заказали на сайте. Если судить по потоку клиентов, как будто бы просто обычные выходные, — объясняет консультант Алексей.
Ранее мы рассказывали, как сэкономить в «черную пятницу».
Также мы публиковали материал о том, как прошла сезонная распродажа в прошлом году.
Почитайте еще материал, почему мы вскоре можем остаться без айфонов и как выглядит отечественный аналог «яблочного» телефона.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».