В Верховном суде Татарстана прошло первое судебное заседание по делу казанского стрелка Ильназа Галявиева. 11 мая 2021 года он ворвался в гимназию № 175 и убил 9 человек. Сегодня прокурор должен был начать зачитывать Галявиеву обвинение, но заседание пошло не плану. И помешали этому несколько факторов, которые предусмотреть никто не мог.
Журналист 116.ru рассказывает, как прошло первое заседание, которого родные и близкие погибших ждали 1,5 года.
«Чо вы снимаете?!»
Старт процесса по громкому делу вызвал ожидаемый ажиотаж среди представителей прессы. На заседание пришли десятки сотрудников СМИ. Такое внимание к своей персоне очень быстро вывело из себя Ильназа Галявиева. Первую минуту он старался сидеть в одной позе, уставившись в одну точку. Но натиска прессы не выдержал. Он вскочил на ноги и недовольно произнес:
— Чо вы снимаете? Идите отсюда, — возмущается стрелок.
На вопросы, извинился ли он перед родными потерпевших и снятся ли ему убитые дети по ночам, обвиняемый отвечать не стал. Галявиев лишь продолжал метаться в клетке из одной стороны в другую.
Впрочем, видеть журналистов были не рады и многие родители учеников гимназии № 175. Они просили суд провести закрытое заседание. Но прессу всё же в зале оставили.
На заседание пришли около 20 потерпевших. Что удивительно, в их компании мы разглядели и сестру самого Галявиева. Никакого желания общаться с прессой она тоже не проявила. А вот отец подсудимого в зал заседания так и не попал — его не пустили, потому что он пришел выпивший.
Тем временем судья начал процесс со стандартной процедуры — установления личности подсудимого. Ильназ Галявиев родился 11 сентября 2001 года. В 2017 году окончил гимназию № 175 и ушел учиться в ТИСБИ. Но не доучился — его отчислили на 4-м курсе за неуспеваемость. При этом каких-либо нареканий со стороны полиции или сотрудников ПДН на него не было.
Ну, а после в дело вступили гособвинители. Сегодня на заседании их было сразу четверо, а возглавлял их лично главный прокурор Татарстана Илдус Нафиков. И первое, что они сделали — попросили продлить Галявиеву арест. Причем если раньше стрелку срок содержания под стражей просили увеличить на три месяца, то теперь прокуратура попросила суд продлить арест сразу на 6 месяцев. С этим согласились все, в том числе и Галявиев.
Но озвучить свое решение суд не смог. Как только он вернулся из совещательной комнаты — в здании Верховного суда Татарстана завыли сирены. В зал ворвался пристав и потребовал всех присутствующих немедленно выйти на улицу.
«Адвокат поступил неэтично»
После того, как всех людей вывели на улицу, на место прибыли сотрудники Росгвардии, а затем и кинологическая служба. За ними в здание суда зашла следственно-оперативная группа. Длилось всё это около часа.
Как нам рассказали наши источники, причиной экстренной эвакуации стало письмо, отправленное на почту суда. В нем говорилось, что здание якобы заминировано. Но после проверки экстренные службы покинули здание, не найдя там ничего подозрительного. Заседание продолжилось.
В этот раз судья смог зачитать свое решение. Он удовлетворил ходатайство прокуратуры о продлении меры пресечения Галявиеву до 18 апреля 2023 года.
Но дальше процесс опять пошел не по плану. В суд пришло два письменных ходатайства от платного адвоката Алексея Васильева из Вологодской области. Он представил документ, где утверждалось, что у него заключен договор на защиту Ильназа Галявиева. И отмечал, что не может явиться на первое судебное заседание. При этом сам стрелок об этом якобы не знал.
— Я не знаю об этом. Общался ли я с ним? Один раз в Москве приходил только, когда в Бутырке (Бутырская тюрьма. — Прим. ред.) сидел, — ответил на вопрос суда обвиняемый.
Несмотря на то, что подсудимый был готов продолжать процесс со своим старым адвокатом, судья всё же объявил в деле перерыв. Почему так произошло — объяснили прокуроры. По их словам, новый адвокат поступил неэтично, но если продолжить процесс без него, это может вылиться в серьезные процессуальные решения.
— Галявиев отказался от этого адвоката. Но процесс сегодня начать мы не смогли. Потому что отказ от защитника в данном случае заявляется в присутствии того лица, который заявился его защищать. Поэтому мы были вынуждены попросить отложить судебное заседание, — сказал заместитель прокурора Московского района Казани Наиль Уразбаев.
«Надо расстрелять»
Перед нами — Наиль Сагдеев. В гимназии № 175 в тот день у него были сразу три ребенка. Причем двое из них — в 8 «А». Именно в этот класс и ворвался Галявиев. Дети Наиля — мальчик и девочка — выжили чудом. Правда, сын получит травму головы. Как рассказывает Наиль, с детьми они не обсуждают события 11 мая 2021 года.
— Старшие дети сейчас учатся в другом учебном заведении. Средний сын учится там же. Как всё произошло? Они вроде дверь прикрыли, не помню точно. Потом их ОМОН спас, — неохотно вспоминает мужчина.
Высказывать свои пожелания относительно наказания для Галявиева Наиль не стал. Говорит, не вправе решать, да и подсудимый, в конце концов, чей-то сын.
Куда более яростнее высказался Ильдар Волков, чей 15-летний сын погиб в той самой бойне. Он четко хочет для Галявиева только смертной казни.
— А чтобы в назидание остальным было, я считаю. Он девять человек убил — семь детей, двое взрослых. Я считаю, что девять человек его ближайших родственников надо расстрелять. Это мое сугубо личное мнение. Чтобы остальным в нашей стране было неповадно, — сказал Волков, вспомнив похожие трагедии в Перми и Ижевске.
— Он сейчас уже не хорохорится как в первый раз. Голова у него опущена сейчас. Сколько раз потерпевшие вставали, он даже ни разу голову не поднял. Хотел бы я что-то ему сказать? Нет. Отдайте его нам. Любой родитель бы сделал с ним то, что он сделал с нашими детьми, — продолжает Волков.
Некоторые родители вспомнили и про классного руководителя 8 «А». Они считают, что женщина была обязана запереть дверь, но не стала этого делать. А теперь учительница даже не ходит на заседания.
— Я каждый день жду своего сына со школы. Каждый день. Все ждут своих детей со школы. Здоровых детей. Все вопросы задайте классному руководителю. Дети ее просили закрыть дверь. Она не закрыла. Вот и задайте ей вопрос, почему она не закрыла, имея ключи на руках? А дети очень просили. Хотели шкаф поставить, но не смогли, к сожалению, — вспоминает мама погибшего в гимназии ребенка.
«Иск на 48 миллионов»
Ильназа Галявиева будут судить по нескольким статьям: ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 223.1, ч. 1 ст. 222.1, ч. 2 ст. 167 УК РФ. Это убийство и покушение на убийство двух и более лиц, в том числе малолетних, совершенные общеопасным способом; изготовление и хранение взрывчатых веществ и взрывного устройства; умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества. Ему грозит пожизненное лишение свободы. В деле 325 томов.
Как выяснил журналист 116.RU, в деле 667 потерпевших и 54 свидетеля. Если говорить о тех, кто получил тяжкий вред здоровью, — это 143 человека. Из них 8 взрослых и 135 детей. Среди них 72 ребенка не достигли 12-летнего возраста. Известно, что на Галявиева будут подавать иски в размере 48 миллионов рублей.
Следующее заседание состоится 15 ноября. Не исключено, что по ходатайству стороны потерпевших процесс может быть закрытым.
А о том, что происходило 11 мая 2021 года в казанской гимназии, — можно прочитать в нашем большом материале.