Около полугода продолжается судебное разбирательство по уголовному делу, где оказались замешаны два высокопоставленных силовика из Сибири. В начале марта этого года полковников МВД Рафаэля Карагёзяна и Александра Карасева арестовали в Москве по обвинению в жестоком убийстве, которое было совершено 15 лет назад группой лиц из корыстных побуждений (п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
По версии следствия, полицейские якобы расправились с крупным омским бизнесменом в 2009 году. А сейчас, спустя 15 лет, показания на силовиков дал заключенный по фамилии Спиридонов (по кличке Спиридон), которого они упекли за решетку за убийство и поджог.
MSK1.RU раскрывает новые подробности уголовного дела и рассказывает, на каком этапе сейчас находится расследование.
Чем занимались силовики до ареста?
В разное время обвиняемые руководили управлением по борьбе с экономическими преступлениями УМВД по Омской области: Карагёзян сменил на этом посту Карасева, уехавшего в Москву. Позже Карагёзян был назначен начальником одного из отделов полиции в Томске, служил в академии МВД, где был адъюнктом кафедры управления ОВД в особых условиях центра командно-штабных учений.
Александр Карасев уже ушел в отставку, Рафаэль Карагёзян хотел спокойно доработать до пенсии в столице, говорит Арташес Карагёзян. Но внезапно из колонии пришло обвинение в убийстве, которое никак не могли раскрыть следователи. И вот уже силовики оказались на месте тех, кого они в свое время сажали.
Ранее правозащитница Ева Меркачева заявляла, что бывший полковник Александр Карасев боролся с раком. За три месяца до ареста ему удалили сигмовидную кишку, желчный пузырь, половину печени и лимфатические узлы.
По ее словам, Карасаев перенес два курса химиотерапии после операции. Еще один был назначен на 11 марта, но 6-го числа его арестовали. Правозащитница указывала, что с таким диагнозом мужчина не может находиться под арестом.
— В СИЗО № 4, куда его привезли, не знают, что с ним делать. Он лежит не в обычной камере, а в медчасти, но проблемы это не решает. По словам Карасева, его вывозили в больницу «Матросской тишины», но там принять отказались якобы со словами «нам здесь мертвец не нужен», — рассказала член Общественного совета ФСИН России.
У одного — рак, другой — полгода в СИЗО
Адвокат Александра Карасева Мурад Мусаев рассказал MSK1.RU, что «Карасева освободили по болезни». А вот его бывшему коллеге — Рафаэлю Карагёзяну, тем временем уже несколько раз продляли арест.
— Следствие дело хочет отправить побыстрее в суд. Как и предполагалось, исходя из материалов дела, никаких доказательств, кроме слов бывшего заключенного и ряда других жуликов, у следствия нет, — рассказал MSK1.RU. Арташес Карагёзян, сын экс-полковника. — Потому что они это убийство не совершали. Остается надеяться на справедливую прокуратуру.
Что касается Карасева, у него были шансы после операции вылечиться. А сейчас уже неизвестно.
— Карасёв на свободе, насколько я знаю, проходит лечение, но состояние его ухудшилось очень сильно. Как и на тот момент, я предполагал, что в деле кроме слов 1 свидетеля и двух подельников ничего нет, разве что еще человек 8, могу путать. Они косвенно утверждают, что слышали, как убитый жаловался на каких-то ментов, и были подобные заявления. Но всё это только слова, — добавил сын обвиняемого.
Рафаэль Карагёзян пришел на службу в органы внутренних дел в 1993 году — после окончания учебы в Омском юридическом институте МВД. В интервью, опубликованном на сайте Шегарского района Томской области, полицейский рассказывал, что сразу после института попал в отдел уголовного розыска Омского УВД — на тот момент он был одним из самых молодых сотрудников.
По словам сына бывшего силовика, практически любой сотрудник внутренних органов, адвокат или юрист, увидев материалы дела, заметил бы заказной характер заявления.
— Бандит, которого посадили полицейские, пишет спустя 15 лет кляузу на этих же полицейских, — рассказала Арташес Карагёзян. — Почему-то у следствия возникает ощущение, что человеку с мотивом мести можно вот так вот на словах доверять без каких-либо других доказательств причастности этих людей к преступлению и как минимум заключить их в СИЗО. Да, я понимаю, можно возбудить дело. Но людей сажают. Мой отец сидит полгода за то, что он не совершал. Второму человеку здоровье угробили.
Отправят в колонию только из-за слов?
Как говорит Арташес, за те полгода, что его отец находится в СИЗО, он перепробовал практически всё, чтобы доказать невиновность родного человека.
— Теперь мы просто надеемся на какие-то справедливые соприкосновения с нашей исполнительной системой. Не знаю уже, к кому за помощью обратиться. Мы надеемся, что до суда не дойдет. Если оно туда пойдет, то отцу суда еще полгода ждать в СИЗО. Получается, что какой-то преступник моего отца, который всю жизнь свою отдал работе органам, посадит его.
Банально из-за слов преступника год-полтора он может просидеть в СИЗО. У него украли попросту жизнь за это время.
По словам сына, без отца сейчас семье тяжело. Он вместе с другими близкими ждет, что в уголовном процессе что-то станет ясно.
— Отца просто на показаниях забрали и портят ему жизнь. Портят ему карьеру, забирают у него время, здоровье. Всё забирают просто так. А потом это никакими деньгами не возместишь даже. Если вообще удастся добиться оправдания. Потому что у нас невиновных сидит очень много.
Напомним, Карасева и Карагёзяна обвиняют в убийстве, которое было совершено в 2009 году на территории Омска. Вероятно, речь идет о расправе над генеральным директором ООО «Торговый дом ЖБК» 51-летним Сергеем Востряковым. В 2009 году Востряков планировал приступить к строительству крупнейшего в Омской области завода по производству кирпича.
— Поскольку речь идет об убийстве с отягчающими обстоятельствами, несмотря на то, что срок давности в 15 лет вышел (если убийство Вострякова было в октябре 2009 года, то срок давности в 15 лет на март 2024 года еще не вышел. — Прим.ред.), вопрос о применении процедуры срока давности решает суд. Нет обязательного прекращения дела в связи с этим фактором, — рассказывал MSK1.RU адвокат.
О преступлении, якобы совершенном омскими полицейскими 15 лет назад, силовикам рассказал омский криминальный авторитет Олег Спиридонов. По данным журналиста Виталия Ганнащука, в 90-х его группировка подпольно торговала водкой, а в Барнауле промышляла перепродажей угнанных машин, а также рэкетом.
В 2011 году Олега Спиридонова приговорили к 16 годам колонии за убийство предпринимателя Юрия Супруна, а также поджог кафе «Золотая Скала». В узких кругах Спиридонов был известен как профессиональный киллер, и в 2007 году бывший директор профилактория «Восход» обратился к нему с просьбой разобраться с шумным кафе, которое работало рядом с его домом. Спиридонов нашел двух молодых людей, которые подожгли кафе. В пожаре погибли четыре человека.
В конце 2009 года Спиридонов вместе с подельником убил директора ООО «Тарский лес» и соучредителя ЗАО «СОК «Троя де люкс» Юрия Супруна, а его тело бросили в прорубь. Труп предпринимателя нашли через 4,5 месяца. Делом Спиридонова, по данным наших коллег из MSK1.RU, занимались как раз Рафаэль Карагёзян и Александр Карасёв.
Адвокат полицейских Мурад Мусаев (он защищал обвиняемых в убийстве журналистки Анны Политковской, а также представлял в суде интересы одного из участников краснодарской банды «Цапки») считает, что Олег Спиридонов решил обвинить полицейских в убийстве Сергея Вострякова ради мести.
Подробнее о том, в чем именно обвиняют полицейских, мы рассказывали в большом материале.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».