Культура проблема «Пытается оправдать наступление фашистов». Из библиотек стали изымать детскую книгу о семьях переселенных немцев

«Пытается оправдать наступление фашистов». Из библиотек стали изымать детскую книгу о семьях переселенных немцев

Разбираемся в причинах и сравниваем выдержки из экспертизы с текстом произведения

Книга Ольги Колпаковой вышла в 2017 году, и сейчас к ней неожиданно возникли претензии

С полок библиотек Екатеринбурга и других городов Свердловской области стали в спешке убирать книгу писательницы Ольги Колпаковой. В детской повести «Полынная елка» усмотрели искажение исторических фактов, сочувствие фашистам, которые устроили блокаду Ленинграда, и пропаганду либерального европейского направления через сравнение политики Гитлера со Сталиным, пишет E1.RU.

Книга «Полынная елка» рассказывает о семьях ростовских и поволжских немцев, которых переселили во время Великой Отечественной войны. Возрастной ценз произведения — 12+.

Сама Ольга узнала о том, что «Полынная елка» вдруг стала запрещенной и ее прячут от читателей, от третьих лиц.

— Я узнала об этой ситуации не из первых рук, что странно. Библиотеки стеснялись мне позвонить и обо всём рассказать. Говорили каким-то знакомым, а уже через них доходило до меня, — призналась E1.RU писательница. — Эта таинственность была мне абсолютно непонятна. Сейчас ситуация начинает немного проясняться. Я сама стала звонить в библиотеки. В одной из библиотек сказали, что им пришло письмо из министерства культуры области.

«Те, кто не побоялся говорить, честно рассказали, что в городских библиотеках начальство изымало книгу и просило об этом не распространяться»

При этом в некоторых библиотеках, в том числе и школьных, книгу не трогают, но объясняют это тем, что они больше подконтрольны министерству образования.

По словам писательницы, она также узнала о существовании служебной записки, написанной вице-губернатором Олегом Чемезовым на имя замгубернатора Павла Крекова. Что именно написано в этой записке, неизвестно. Зато в открытом доступе имеется результат экспертизы повести, на основании которой ее и стали изымать из библиотек. И у самой писательницы к этой экспертизе много вопросов.

Иван Александрович Попп — кандидат исторических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, начальник Управления научно-образовательной и проектной деятельности Уральского государственного педагогического университета. В 2015 году был награжден почетной грамотой министра культуры РФ В.Р. Мединского «За успехи в патриотическом воспитании».

— Попп начинает свою экспертизу с вранья (речь об отсутствии маркировки. — Прим. ред.), — заявляет писательница. — Я не знаю, что послужило толчком [для проверки]. Я с самим Поппом незнакома, дорогу ему не переходила и даже никогда не выступала в этом университете. Всё, что есть в экспертизе, вырвано из контекста и трактовано так, как он [Попп] это представляет. Он вкладывает мне в голову речь моих персонажей, не отличает художественную правду от правды жизни, приписывает мне мнения, которые озвучивают персонажи, и делает совершенно безбашенные выводы.

Результаты экспертизы

— Детские библиотеки уже пять лет работают с книгой, она награждена премией «За патриотическую литературу» в 2019 году. Даже мысли нет, что это может быть вредная для нашей истории книга. Да, тема непростая, и для детей среднего возраста об этом особо никто не писал, — добавляет автор.

Автор экспертизы обвиняет Ольгу в том, что она подтасовывает исторические факты и сравнивает Сталина с Гитлером
А вот как выглядит сама глава из книги. Причем это текст справочный, а не художественный
Вот еще один разворот книги, показывающий, что в экспертизе фразы вырваны из контекста
А вот это уже отрывок из художественной части произведения
Автор экспертизы делает вывод о том, что книга негативно влияет на молодежь и читать ее нельзя

В некоторых библиотеках писательнице признались, что получили распоряжение перенести книгу в раздел взрослой литературы. В ситуации теперь будет разбираться и издательство «КомпасГид», выпустившее книгу.

— Некоторым библиотекарям из области пояснили, что книгу маркируют теперь 18+ и что ее нужно убрать из открытого доступа. Ее не сжигают, слава богу, но убирают, чтобы ее не видели дети. Но ее никто не имеет права маркировать таким образом, потому что на книге маркировка издательства уже есть, — говорит Ольга Колпакова. — Будет проведена независимая экспертиза. Издательство этим озадачилось, потому что тут и репутационные издержки наверняка понесены.

Одним из первых на ситуацию обратил внимание экс-мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Он уже попросил у Ольги экземпляр книги для своего музея и сам прочитал произведение.

— Посмотрел. Хорошая, честная книга. Видимо, это и не устраивает, — коротко прокомментировал ситуацию Евгений Ройзман.

По телефону получить комментарий у Министерства образования Свердловской области не удалось. Редакция направила официальный запрос в ведомство, но там ответили, что не уполномочены отвечать на вопросы. Запрос также был направлен в департамент информационной политики региона.

Уже после выхода публикации из департамента информполитики области пришел короткий комментарий.

— Речь об изъятии книги не идет, она остается в фондах. По результатам проведенной экспертизы, которой, в частности, установлено искажение в тексте исторических фактов, в адрес учреждений образования и культуры была лишь направлена рекомендация о повышении возрастного ценза произведения, — заявили в ДИПе.

Поэтам и писателям сейчас в России достается меньше, чем музыкантам. Существует целый стоп-лист запрещенных исполнителей, в нём есть и уральцы. На минувшей неделе в Екатеринбурге за несколько часов до начала запретили концерт группы Anacondaz, считающейся одной из запрещенных. По той же причине в городе отменили целый фестиваль.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Как-то она прятала перепившего ученика в шкафу»: журналист — о звонке любимому учителю
Анонимное мнение
Мнение
«Они живые, просто не могут ко мне приехать». Как спустя 20 лет живет заложница теракта в Беслане, похоронившая двоих детей
Анонимное мнение
Мнение
«Почему разводят срач в своем родном городе?»: честная колонка москвича о самокатчиках в Москве
Анонимное мнение
Мнение
«Учебник практически не открывал». Школьник рассказал о том, как год учился на дому
Анонимное мнение
Мнение
Отношение к русским, цены на жилье и тоска по дому: российский инженер перебрался в Барселону — как ему там живется?
Анонимное мнение
Рекомендуем